Р.Р.Ахмедов
пгт Джалиль
Учитель географии, ОБЖ, к.г.н., доцент
Эколого-нравственное воспитание школьников на уроках смежных дисциплин (география, биология, ОБЖ).
Вопросами экологии помимо географии изучается еще и биологией, химией, физикой, а также на уроках ОБЖ в разделе нравственного воспитания юнармейцев. В чем все-таки состоит предмет изучения экологии с точки зрения географии? Экология – наука изучающая жизнь различных организмов в их естественной среде обитания или окружающей среде. Экологическая культура это составная часть общемировой культуры, которая характеризуется глубоким и всеобщим осознанием себя как части природной среды, и как субъекта, ответственного перед собой, перед живущими и последующими поколениями.
Уникальность предмета географии в том, что она изучает взаимодействие природы, общества и хозяйства в пространстве и во времени, рассматривает вопросы рациональной территориальной организации общества в целом. Основы экологической и географической культуры должны быть заложены еще в школе, на базе которой будет строится жизнь общества. География может рассматривать вопросы экологии в локальном, региональном и мировом масштабах. Системно структурный подход в формировании мировоззрения на охрану окружающей среды и формирование экологической культуры на современном этапе позволяет ставит вопросы от локального к глобальному. В частности ученик говорит почему взрослые так неуважительно относится к природной среде, взрослый человек ставит вопрос почему государство так хищнически распоряжается природными ресурсами, страны апеллируют к мировому сообществу.
Экологическое воспитание на уроках смежных предметов начинается естественно с понимания простых и локальных проблем края. Почему бросаем мусор везде и как попало, почему завод сбрасывает отходы в близлежащий родник, почему водители автомобилей зачастую выбрасывают мусор и сигареты прямо на трассу вслед едущим автомобилям? Здесь можно воедино соединить экологическую и общую культуру.
Эколого-нравственное воспитание постоянный процесс которая начинается прежде всего с семьи, его традиций, культуры взаимоотношений. Далее дошкольное образование, школа, вуз. Одним из наиболее значимых систем в формировании эколого-нравственной культуры принадлежит школе. В начальных и средних классах школьники изучают экологию прежде всего эмпирически, видят природные явления, наблюдают, оценивают взаимодействие природы и общества. В старших классах в частности на уроках экономической географии рассматривают процесс взаимодействия «природа-общество-хозяйство», на уроках биологии изучают процессы загрязнения окружающей среды, на уроках ОБЖ можно применить комплекс мероприятий по защите окружающей среды своего края. На этом уровне они должны самостоятельно интегрировать новые знания в систему собственных знаний, уметь проектировать новые способы решений, представлять работы в виде рефератов, проектов. Им предстоит выявить причины возникновения и обосновать пути решения экологических проблем.
Содержание экологических знаний раскрываются в последовательности: потребности человека - виды воздействия - антропогенная нагрузка - изменения в природе последствия для человека и способы рационального природопользования. Одним из основных путей по формированию экологической культуры является моделирование последствий вмешательства человека в природу.
Примером воздействия на природную среду, которая привела к экологической катастрофе, можно отметить Аральское море (на основе представленных карт и аэрофотоснимков в 1960 и 2015гг. можно дать задание ученикам проанализировать ситуацию, выявить причины и возможные пути решения проблемы), загрязнение Атлантического океана отходами из пластиковых бутылей и дворовых территорий обитаемого жилья.
Формы и виды деятельности учебной и внеурочной работы при формировании экологической культуры широко раскрыты учеными. Это индивидуальная и коллективная форма обучения - написание докладов, рефератов, выступления, различные географические кружки. В последние годы возрождается деятельность Русского географического общества, Президентом которого является Секретарь Совета Безопасности РФ С. Шойгу, что повышает значимость географии в повышении экологической культуры и нравственного воспитания
Нравственное воспитание экологической культуры у школьников на уроках географии, биологии, ОБЖ требует системного и последовательного изучения материала, умения анализировать, делать выводы и находит наиболее рациональные пути решения экологических проблем.