Управление образования администрации города Минусинска
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования «Центр туризма»,
МОБУ “Средняя общеобразовательная школа № 2” г.Минусинска
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности, реализуемая в сетевой форме
«ЭКСКУРС-ЦЕНТР»
Уровень программы - начальный
Возраст обучающихся: 11 - 17 лет
Срок реализации программы: 1 год
Автор-составитель:
Янулис Ирина Викторовна
Методист
г. Минусинск, 2023
Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»
Пояснительная записка.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «ЭКСКУРС-ЦЕНТР», реализуемая через сетевое взаимодействие разработана на основании следующих нормативных документов:
- ФЗ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2020);
- ФЗ от 24.11.1996 № 132-ФЗ (ред. от 05.04.2016) «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»;
- «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года № 678-р;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 г. №467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";
- Приказ Министерства просвещения РФ от 05.08.2020 №391 “Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ”;
- Письмо Минобрнауки РФ № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ» (включая разноуровневые программы)»;
- Письмо Минобрнауки РФ от 04.03.2010 №03-412 «О методических рекомендациях по вопросам организации профильного обучения»;
- Перечень поручений Президента Российской Федерации, по итогам встречи со школьниками во Всероссийском детском центре «Океан» 1 сентября 2021 года от 24.09.2021 г. № Пр-1806;
- Поручение Заместителя председателя Правительства Российской Федерации Т.А. Голиковой от 11 ноября 2021 года № ТГ-П44-16051;
- Устав муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр туризма» г. Минусинска (МАОУ ДО “Центр туризма”);
- Устав МОБУ "СОШ №2" г. Минусинска (изменения от 21.06.2016 г, изменения от 19.04.2017 г., изменения от 16.07.2019 г., изменения от 19.08.2020 г.);
- Положение о школьном архиве МОБУ “СОШ №2” г. Минусинска.
- Методические рекомендации по организации сетевого взаимодействия при реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ;
- Методические рекомендации по разработке модульных общеразвивающих программ в учреждениях дополнительного образования;
- Методические рекомендации по проектированию содержания и оформлению разно уровневых общеразвивающих программ;
- Положение о сетевой форме реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в учреждении дополнительного образования.
Направленность программы.
Туристско-краеведческая.
Новизна.
Одной из важнейших задач государственной политики в сфере образования на современном этапе является повышение качества образования через организацию всестороннего партнерства, в том числе и развитие сетевого взаимодействия на различных уровнях системы образования и дополнительного образования.
Важным условием повышения эффективности деятельности Центра туризма, как любого учреждения дополнительного образования, является работа по становлению и развитию сетевого взаимодействия, расширению социального партнерства в социокультурном муниципальном пространстве. Такие многочисленные и разносторонние взаимосвязи с внешним миром активно влияют на формирование самосознания и субъективной модели мира у каждого ребенка, способствуют расширению и формированию комплексного взгляда на мир, всестороннему развитию и его формированию его активной личностной позиции в современном мире.
Программа сетевого взаимодействия поддерживает профессиональную мотивацию педагогов, способствуя этим успешному и устойчивому развитию МАОУ ДО “Центр туризма”. Кроме того, здесь есть максимальный простор для установления дополнительных точек профессионального роста и взаимообмена методами и способами передачи краеведческих знаний между МАОУ ДО “Центр туризма” и МОБУ “Средняя образовательная школа №2” г. Минусинска.
В процессе реализации документов стратегического планирования развития муниципальных образований – концепции комплексного социально-экономического развития, стратегического плана, стратегического выбора, комплексной и целевых программ –важное значение имеют флагманские проекты, выполняющие роль особого катализатора прогрессивных изменений в территориальной социально-экономической среде. В силу этого было принято решение о создании дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы туристско-краеведческой направленности «ЭКСКУРС-ЦЕНТР», которая поможет реализовать для всех сетевых партнеров:
- Концепцию развития дополнительного образования детей до 2030 года;
- Программу развития муниципальной системы дополнительного образования города Минусинска;
- Усиление и консолидацию методических и образовательных ресурсов МАОУ ДО “Центр туризма” и МОБУ “Средняя образовательная школа №2” г. Минусинска.
Актуальность.
Современные требования модернизации системы образования диктуют учреждениям дополнительного образования реализацию новых форм обучения, воспитания и просвещения. Потенциал МАОУ ДО “Центр туризма” позволяет реализовать в рамках социального заказа муниципального образования о флагманских и сетевых проектах дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу туристско-краеведческой направленности «ЭКСКУРС-ЦЕНТР».
Актуальность обеспечивает способность к профессиональному росту, социальной мобильности в условиях всеобщей информатизации и цифровизации в стране становится определяющей. Обучающиеся под наставничеством преподавателей в процессе обучения в рамках программы:
- проходят информационное погружение в профессии “Бренд-менеджер”, “Экскурсовод”, “Гид”;
- формируют начальные представления и навыки об этих профессиях;
- закрепляют их в самостоятельных проектах;
- взаимодействуют с окружающим миром по запросу программы и своего проекта с цифровым виртуальным сообществом.
Изучение краевой и городской истории в формате познавательных маршрутов, экскурсий, их разработка и создание своего собственного маршрута позволяют воспитать и обучить подростка как человека мыслящего, осознанного и умеющего ориентироваться в огромном потоке информации для формирования своего собственного пути и деятельности. Маршруты и экскурсии как активная форма туристско-краеведческой деятельности (ТДК) являются эффективным средством повышения социальной грамотности учащихся.
В программе учитываются основные условия эффективной реализации педагогического потенциала познавательного туризма:
- педагогическое сопровождение,
- вариативность и мобильность,
- социально-педагогическая интеракция,
- групповая динамика,
- гибкость обучения,
- интеграция формального и неформального образования,
- событийность и яркие впечатления,
- эмоциональность и увлекательность,
- практическая значимость путешествия.
Отличительные особенности.
Отличительными особенностями дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы туристско-краеведческой направленности, реализуемой в сетевой форме «ЭКСКУРС-ЦЕНТР» от других общеобразовательных дополнительных программ туристско-краеведческой направленности в МАОУ ДО «Центр туризма» являются:
Использование сетевой формы взаимодействия МАОУ
ДО
“
Центр
туризма” с МОБУ “Средняя общеобразовательная школа №2” г.
Минусинска;
Практико-ориентированное обучение
в экскурсиях и познавательных маршрутах, посвященных изучению истории Красноярского края и родного города Минусинска;
Создание благоприятного пространства для активизации интеллектуально-творческой деятельности учащихся через участие в исследовательской и проектной деятельности;
Углубленное изучение истории
родного города Минусинска, что существенно расширяет образовательное и воспитательное пространство традиционных туристско-краеведческих программ МАОУ
ДО
“
Центр
туризма”;
Разработка содержания программы в соответствии с учетом местных, региональных и краевых особенностей туристско-краеведческой деятельности;
Адресат программы.
Программа адресована подросткам 11-17 лет. На начальный уровень принимаются учащиеся, имеющие начальные теоретические и практические универсальные учебные знания, а также учащиеся, проявляющие интерес к данному виду деятельности. Группа формируются из учащихся возрастом 11-17 лет. Наполняемость в группе составляет до 15 человек.
Уровень освоения программы.
Начальный.
Срок реализации программы и объём учебных часов.
1 год обучения.
Общий объем учебных часов - 180 часов, из которых 144 часа основной организации сетевого взаимодействия МАОУ ДО “Центр туризма” и 36 часов организации-участника сетевого взаимодействия, МОБУ “Средняя общеобразовательная школа №2” г. Минусинска.
Форма обучения
Очная.
Режим занятий.
Занятия основной организации сетевого взаимодействия МАОУ ДО “Центр туризма” проводятся 2 раза в неделю по 2 часа (либо 1 практическое занятие в неделю). Продолжительность одного занятия 2 учебных часа. Продолжительность учебного часа 45 минут на очной форме. Занятия организации-участника сетевого взаимодействия МОБУ “Средняя образовательная школа №2” г. Минусинска проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.
В каникулярное и часть учебного времени, возможно, увеличение нагрузки в рамках выездных экскурсий и познавательных маршрутов; выезды на очные сессии программ Красноярского краевого центра туризма и краеведения.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы туристско-краеведческой направленности “ЭКСКУРС-ЦЕНТР»
ЦЕЛЬ: Формирование у обучающихся готовности к профессиональному самоопределению и самореализации в современном мире на основе создания своего позитивного бренда родного города посредством включения в исследовательскую и проектную деятельность в рамках туристско-краеведческой направленности.
ЗАДАЧИ:
Образовательные - формирование исследовательской позиции:
Организовать индивидуальную и коллективно-творческую деятельность обучающихся по приобретению новых знаний об истории и культуре родного города из разных источников информации;
Обучить основам работы с различными историческими источниками (архивными документами, библиотечными фондами, медиа материалами и т
.
д.);
Обучить основам исследовательской и проектной работы, расширить знания о методах исследования и проектной деятельности;
Применять научные методы познания окружающего мира (через собственную проектную и исследовательскую деятельность)
;
Обучить основам туристской деятельности, организации экскурсий, составлению познавательных маршрутов
(ПМ)
;
Обучить основам брендирования, как создаются бренды городов, компаний, проектов;
Научить использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
Развивающие - оформление позитивного бренда родного города:
Формировать общественную активность, гражданскую позицию, культуру общения и поведения в социуме через работу в коллективе и презентации собственных проектов в виде экскурсии и познавательных маршрутов;
Реализовать и продвигать в виртуальном пространстве бренд родного города через ведение блогов, страниц в соц. сетях
в рамках
сво
его
проект
а в Программе
;
Формировать у учащихся компетентность «Продвижение» в процессе разработки туристских продуктов (компетентность «Продвижение» – это способность и стремление выполнять исследование и оформлять его результаты с целью выполнения заказа какого-либо субъекта);
Воспитательные - формирование готовности к профессиональному самоопределению:
Развить у учащихся профессиональное самоопределение
через
освоение первичных навыков туристских профессий “Бренд-менеджер”, “Экскурсовод”, “Гид”
(профессиональное самоопределение выражается в мотивационно-личностном (смысловом), когнитивном (карьерной
грамотности) и деятельностном развитии личности)
;
Формировать
над-профессиональные
компетенции
в туристских профессиях
- навык общения, навык работы в команде, навык сотрудничества,
лидерские
навык
и
принятия решений и ответственности за
группу, способы ведения группы
;
СОДЕРЖАНИЕ Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы туристско-краеведческой направленности «ЭКСКУРС-ЦЕНТР»:
Учебный план Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр туризма»
Учебный план МОБУ “Средней общеобразовательной школы №2” г. Минусинска.
Планируемые результаты.
Для успешной реализации необходимо чтобы программа «ЭКСКУРС-ЦЕНТР» получила следующие результаты, в соответствии с поставленными задачами:
Образовательные:
- Знают основные сведения об истории и культуре родного города, которые отражаются в рамках собственного проекта обучаемого;
- Получили и применяют первичные навыки работы с различными историческими источниками (архивными документами, библиотечными фондами, медиа материалами и т.д.);
- Умеют применять на практике технологии исследовательской и проектной работы, методы исследования и проектной деятельности;
- Ориентируются в области туристской деятельности, различают формы экскурсию и ПМ; владеют и применяют современные приёмы и методы организации экскурсий, составления ПМ.
Развивающие:
- Понимают через работу в коллективе и презентации собственных проектов в виде экскурсии и ПМ свою гражданскую позицию относительно края, города, грамотно позиционируют себя как активную личность;
- Усваивают через собственную проектную и исследовательскую деятельность научные методы познания окружающего мира;
- Продвигают через ведение блогов, страниц в соц. сетях в рамках своего проекта в программе бренд родного города;
- Умеют по социальному заказу педагога разработать, организовать туристский продукт, грамотно продвигают этот продукт в виртуальном пространстве.
Воспитательные:
- Через освоение первичных навыков туристских профессий “Бренд-менеджер”, “Экскурсовод”, “Гид” понимают свой приоритет в выборе профессии, знают основы каждой из трех профессий, применяют полученные знания о профессиях на практике в рамках проведения собственного ПМ или экскурсии;
- Отрабатывают и закрепляют навыки общения в социуме, в команде, навыки сотрудничества, лидерские навыки, способы ведения группы в групповой работе на занятиях.
Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»:
Условия реализации Программы.
Календарный учебный график.
Год обучения: 2023-2024
Дата начала и окончания занятий: 04.09.2023 - 31.05.2024
Количество учебных недель – 36
Количество учебных часов – 180
Режим занятий – 2 раза в неделю по 2 часа для МАОУ ДО «ЦТ» и 1 раз в неделю по 1 часу для МОБУ «СОШ№2» г. Минусинска.
Сроки проведения промежуточной итоговой аттестации:
Входной контроль: проводится при наборе, на начальном этапе формирования коллектива (в сентябре).
Текущий контроль: проводится в течение учебного года, возможен на каждом занятии, по окончании изучения темы, раздела программы.
Промежуточный контроль: проводится в конце I полугодия (в декабре-январе) учебного года.
Итоговый контроль: проводится в конце обучения по дополнительной общеобразовательной программе (в мае).
Материально-технические условия:
1. Кабинет, соответствующий требованиям:
- Помещения светлые сухие, просторные и хорошо проветриваемые, соответствующие санитарно–гигиеническим требованиям.
- Мебель, соответствующая возрастным особенностям учащихся 11-17 лет); Теоретические занятия проходят в кабинетах образовательных организаций на 15 рабочих мест: ученические столы, стулья, стол педагога; доска,
2. Оборудование и технические ресурсы: Для успешной реализации программы используются: мультимедийные проекторы, экраны, ноутбуки с выходом в Интернет, принтер, сканер, фотоаппарат, личные гаджеты учащихся и преподавателя как носители аккаунтов в соц. сетях;
Кадровое обеспечение:
П
едагог дополнительного образования,
владеющи
й
квалификацией по туристско-краеведческой направленности.
Музейный работник, владеющий основами музейного дела
и умеющим презентовать основы музейного дела учащимся;
Библиотечный работник, умеющий работать с электронными образовательными ресурсами
,
умеющий презентовать основы библиотечного дела учащимся.
Формы аттестации.
Для оценки результативности учебных занятий по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе, реализуемой в сетевой форме «ЭКСКУРС-ЦЕНТР» применяются следующие виды контроля универсальных учебных действий учащихся:
1. Входной контроль – осуществляется перед началом изучения программы, определяется уровень знаний учащихся о разделах программы.
2.Текуцщий контроль - осуществляется в конце каждого занятия, работы оцениваются по следующим критериям – качество выполнения изучаемых на занятии приемов, операций и работы в целом; степень самостоятельности, уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный).
Текущую проверку освоения программы детьми можно отслеживать следующими формами аттестации учащихся:
-собеседования, опросы, тесты;
-творческие задания;
-самостоятельная работа;
-виртуальные способы подачи информации.
Формами отслеживания и фиксации образовательных результатов по программе при проведении текущего контроля универсальных учебных действий являются:
-журнал посещаемости занятий;
-работы и проекты, выполненные учащимися в ходе освоения программы;
-грамоты и дипломы учащихся;
-отзывы родителей о работе их детей в программе.
3. Промежуточный контроль – проводится в течение учебного года.
Формами промежуточной проверки результатов освоения программы являются:
-диагностика знаний, умений, навыков учащихся в результате текущего, промежуточного, итогового контроля в рамках программы;
-участие в краеведческих играх и мероприятиях школы, города, края;
-презентации проектов учащихся и педагога перед общественностью и в виртуально пространстве;
-анкетирование родителей и учащихся.
4. Итоговый контроль – проводится в конце учебного года. Формами предъявления и демонстрации образовательных результатов программы при проведении итогового контроля являются:
-итоговые проекты, представленные в виртуальном пространстве по результатам освоения программы;
-творческие работы, учащихся подготовленные для участия в конкурсах исследовательских и творческих работ различного уровня (муниципального, регионального, всероссийского);
-грамоты и дипломы учащихся.
Оценочные материалы.
Фонд оценочных средств, представляют собой перечень контрольно-измерительных материалов, типовых заданий для практических занятий, контрольных работ, зачетов, экзаменов; тесты, а также иные формы контроля, позволяющие оценить степень обученности и качества знаний учащихся. К видам контроля относятся: входящий контроль, текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация.
При оценивании учебных достижений учащихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе, реализуемой в сетевой форме «ЭКСКУРС - ЦЕНТР» применяются следующие критерии:
-критерии оценки по освоению базовых универсальных учебных действий в области истории города и краеведения;
-тестовые задания для определения уровня освоения программы;
-критерии оценки самостоятельной работы учащихся в виде их активной проектной деятельности в рамках программы.
Методические материалы.
Организационно-методические условия: Программа состоит из систематизированного подбора учебного материала в виде теоретических и практических занятий. В ходе программы большое внимание уделяется использованию работы с виртуальным пространством, наглядному способу подачи материала, самостоятельной и практической работе учащихся и используются различные формы учебных занятий.
Используются различные формы учебных занятий: лекции (презентации с использованием мультимедийных средств с последующим обсуждением материалов); беседы, практические занятия (работа в малых группах по выполнению заданий, тренинги); туристско-краеведческие методы обучения (экскурсии, познавательные, образовательные маршруты), соревнования, как в реальном, так и в виртуальном пространстве.
Для закрепления знаний и навыков в процессе обучения, а также для контроля уровня изученного материала по окончании изучения каждого раздела проводятся самостоятельные работы, практические задания, выполняются индивидуальные проекты. Современные педагогические технологии: личностно-ориентированное обучение, технология КТД, проблемное обучение, игровые технологии, проблемно-диалогическая, технология развивающего обучения, использование виртуального пространства для развития и обучения детей.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические, частично-поисковые, исследовательские, проектные, репродуктивные, методы самостоятельной работы, соревнования.
Методы стимулирования учебной деятельности: методы развития интереса и методы развития ответственности;
Методы контроля и самоконтроля: индивидуальные и групповые, репродуктивные и творческие, синхронные и асинхронные.
Формы организации образовательного процесса: Индивидуально-групповая, групповая.
Формы организации учебного занятия: экскурсия, диспут, защита проектов, мастер-класс, практическое занятие, психологический тренинг, самостоятельная работа, презентация.
Формой сетевого взаимодействия можно считать также организацию страницы для программы ВКонтакте, личные странички педагога и учащихся по проектам и такой формы взаимодействия, как электронная переписка.
Педагогические технологии: Для работы используются следующие педагогические технологии:
- развивающего обучения,
- индивидуализация обучения,
- модульного обучения,
- дистанционного обучения,
-исследовательской деятельности,
-интернет-технологии,
Методическое обеспечение.
Диагностические материалы:
-Предварительный и итоговый тесты учащихся по краеведению, определяющие динамику процесса обучения в программе туристско-краеведческой направленности;
-Тест «Проектная деятельность» - закрепление знаний по занятию о проектной деятельности;
- Таблица различий и особенностей туристических профессий «Экскурсовод», «Гид», «Бренд-менеджер»;
- Тест «Я работаю в туризме» - на знание основных навыков профессий «Экскурсовод», «Гид», «Бренд-менеджер»;
- Шаблон оформления ПМ и экскурсии;
-Анкеты для родителей и учащихся «Удовлетворенность качеством образовательного процесса»;
Методические разработки:
-Конспект проведения тренинга на сплочение «Подводная лодка»;
- Конспект игрового практикума «Я - исследователь»;
- Конспекты проведения экскурсий по улицам города;
- Конспекты проведения познавательных маршрутов по улицам города;
- Конспект занятия «Аукцион наших проектов»;
- Оценочный лист соответствия индивидуального проекта учащегося необходимым критериям краеведческой деятельности в рамках профессий «Экскурсовод», «Гид», «Бренд-менеджер»;
-Экскурсии в библиотеку, архив, музей.
Условия реализации программы.
Очно с применением дистанционных образовательных технологий.
В условиях дистанционного обучения применяются следующие методы:
– методы взаимодействия учащихся и обучающих с информационно- образовательной средой и между собой (активные и интерактивные);
– методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, методы трансляции учебных материалов (кейс-технология, ТВ-технология, сетевая технология);
В дистанционном обучении используются такие формы обучения: мастер-классы, контрольные работы, консультации, самостоятельная работа и др. Эти формы адаптированы для обучения на расстоянии, использующего инфокоммуникационные технологии.
Список литературы.
Список литературы для педагога:
1. «Экскурсионно-познавательные маршруты как средство раннего личностного профессионального самоопределения обучающихся : методические рекомендации для педагогических работников образовательных организаций» / Д. Ф. Ильясов, О. А. Костенко, А. А. Севрюкова, Н. П. Костина, М. В. Ишмухаметова, Д. А. Ржевская, И. В. Барчук. – Челябинск : ЧИППКРО, 2016. – 48 с.https://pandia.ru/text/80/623/98154.php
2. «Краеведение о прошлом и настоящем – для будущего: Сборник методических материалов в помощь организаторам профилактической работы» / МБУК «Межпоселенческая библиотека» МО Темрюкский район; методико-библиографический отдел; [сост. ]; Отв. за выпуск . – Темрюк, 2016. –32 с.
3. Буйлова Л. Н. Организация методической службы учреждений дополнительного образования: учеб.-метод. пособие / Л. Н. Буйлова, С. М. Кочнева. - М.: Владос, 2007. - 160 с.
4. Педагогика дополнительного образования: Приоритеты духовности, здоровья и творчества: учеб. пособие / под ред. В.И. Андреева, А.И. Щетинской. - 2 - е изд., доп. и перераб. - Казань: Центр инновационных технологий, 2005. - 328 с.
5. Попцов С. Б. Продуктивное обучение подростков в учреждении дополнительного образования: учеб. пособие / С. Б. Попцов. - Оренбург: изд-во ООИПКРО, 2008. - 60 с.
Список литературы для учащихся:
1. Минусинский краеведческий музей и его основатель Н. М. Мартьянов: библиографический указатель / сост. Е. Ю. Шабаева, ред.: Е. Ю. Сидорина, Е. Ю. Шабаева ; МБУК «Минусинский региональный краеведческий музей им. Н. М. Мартьянова». – Минусинск, 2022. – Ч. 2. – 30 с.
2. Нагорных, В. Из истории минусинской почты [Текст] / В. Нагорных // Надежда и Мы, 27 мая. - С. 5.
3. Николаев, А. . Человек, который построил дом [Текст] / А. Николаев // Власть труда, 10 июня.
4. Чащина, Л. Федот Самков - первый строитель Минусинска [Текст] / Л. Чащина // Власть труда, 5 мая.
5. И старинные улочки, и современные проспекты : таким хотят видеть свой город нынешние школьники [Текст] // Власть труда, 3 марта.
6. Герои Минусинской земли/составитель В.Н. Пугачев. – Абакан: Издательство ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 1996. – 104 с
7. Архитектурно-историческое наследие города Минусинска. Научно-популярное издание краеведческой направленности. /Составитель Николай Юрлов. – Красноярск: компания «Ситалл», 2020. – 300с., ил.
8. Минусинский краевед: выпуск первый./Составитель А.Шадрин. – Минусинск, 2002. – 107с.
Интернет-ресурсы.
1. «Юный экскурсовод» https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2020/12/01/dopolnitelnaya-obshcheobrazovatelnaya
2. «Программа сетевого взаимодействия пример МБУДО “Завьяловская ДШИ МБУ “КК”Октябрьский””» https://zdshi.udm.muzkult.ru/media/2018/09/16/1216578818/Oktyabrskij.pdf
3. «Организация сетевого взаимодействия при реализации дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ. Методические рекомендации»
http://uab-cdo.rh.muzkult.ru/media/2019/03/30/1260046939/Metod._rekom-2018_3.pdf
4. «Опыт разработки учебно-познавательного маршрута в пределах города для учеников средней школы.»
https://nsportal.ru/shkola/kraevedenie/library/2022/01/08/opyt-razrabotki-uchebno-poznavatelnogo-marshruta-v-predelah
5. «Методические рекомендации по проектированию маршрутов познавательного туризма для обучающихся с целью ознакомления с историей, культурой, традициями, природой, а также с лицами, внесшими весомый вклад в развитие родного края»
https://krstur.ru/upload/docs/poznavatelnye_marshruty/Метод.рекомендации_по_разработке_маршрута.pdf
6. «Методическое пособие “Разработка пешего маршрута”»
https://infourok.ru/metodicheskoe-posobie-po-turizmu-razrabotka-peshego-marshruta-4442656.html
7. «Роль экскурсовода в современном туристическом процессе»
https://infourok.ru/rol-ekskursovoda-v-sovremennom-turisticheskom-processe-2202880.html