доклад

«Серебряный век в русской литературе»

С.Арзгир

2024г

Содержание

1.Вступление………………………………………3

2.Символизм.…...…………………………………4

2.1 «Старшие» символисты…………………...5

2.2 «Младшие» символисты…………………..5

3.Акмеизм…………………………………………6

4.Футуризм………………………………………..7-8

4.1.Кубофутуризм……………………………….8-9

4.2.Эгофутуризм…………………………………..9

5.Модернизм……………………………………….10

6.Реализм…………………………………………11

7.Заключение……………………………………….12

Используемые источники………………………13

Вступление

История создания названия

Сере́бряный век — название периода в истории русской поэзии, относящегося к концу XIX—началу XX веков, данное по аналогии с Золотым веком (начало XIX века). На авторство термина претендовали философ Николай Бердяев, поэты и критики Николай ОцупВладимир Маяковский.

Понятие и термин

Эпоха рубежа веков получила название «Серебряного века» уже после её завершения. Понятие возникло в среде русской эмиграции (что немаловажно), и изначально было соотнесено с «Золотым веком» Пушкинской эпохи (начала XIX века), ретроспективно оценивая ушедшее время как второй расцвет русской культуры после него[2]. Следует указать, что серебряный век по отношению к золотому традиционно подразумевает эпигонство, деградацию и декаданс.

На авторство термина претендовали философ Николай Бердяев, писатели Николай Оцуп, Сергей Маковский. В отличие от общеевропейского fin de siècle, об искусстве и, главным образом, литературе Серебряного века говорят только применительно к русской культуре.

Русская философия Серебряного века


Символизм

Символизм - Одно из крупнейших течений в искусстве, характеризуемое экспериментаторством, стремлением к новаторству, использованием символики, недосказанности, намёков, таинственных и загадочных образов. Символизм возник во Франции в 1870-1880-х годах и достиг наибольшего развития на рубеже XIX и XX веков, прежде всего в самой Франции, а также в Германии, Бельгии и России. Символисты радикально изменили не только содержание и формы в различных видах искусства, но и само отношение к смыслу художественного творчества.

Яркий пример символизма: «Жизнь» А.Блок

Мы рождены; вдыхаем жадно
Природы мощные дары;
Нам мнится — дышит беспощадно
Жизнь, занесенная в миры.
Что наша жизнь? Порыв нежданный?
Случайный плод ее творца?
Дитя миров благоуханных,
Обломок вышнего венца?
О, нет! Горящей жизни меру
Не нам познать и разгадать.
Она достойна лучшей веры,
На нас — творца ее печать.
Уходят годы в бесконечность, —
Дарует новые творец.
Всегда, везде — живая вечность, —
Одно начало и конец.

1899 г.

Анализ стихотворения:

Вся наша жизнь — это сплошные символы. Но мы все торопимся, бежим, не замечаем очевидных вещей. И хочется все успеть, прежде всего, найти себя и свое место в этом мире. Не промахнуться с намеченным путем, но, к сожалению, время вносит свои коррективы, мы бежим и даже не успеваем задуматься о природе жизни, ее смысле и сути. Завесу тайны бытия приоткрыл А. Блок в стихотворении «Жизнь». Анализ по плану поможет читателю лучше понять классика.

«Старшие» символисты

К «старшим» символистам относятся:

Петербургские писатели Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, Ф. К. Сологуб, Н. М. Минский. В творчестве петербургских символистов поначалу преобладали

упаднические

настроения, мотивы разочарования. Поэтому их творчество иногда называют «декадентским»

Московские поэты В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт

«Старшие» символисты воспринимали символизм в эстетическом плане. По мысли Брюсова и Бальмонта, поэт, прежде всего, — творец сугубо личных и чисто художественных ценностей.

«Младшие» символисты

К «младшим» символистам относятся А. А. Блок, А. Белый, В. И. Иванов. «Младшие» символисты воспринимали символизм в философско-религиозном ключе. Для них символизм был философией, преломлённой в поэтическом сознании.

Акмеизм

Акмеизм - Поэтическое направление в русской поэзии 1910-х годов. Акмеисты провозглашали материальность, предметность тематики и образов, точность слова. Акмеизм - это культ конкретности, «вещественности» образа, «искусство точно вымеренных и взвешенных слов». Его программа была впервые публично оглашена 19 декабря 1912 года в кабаре «Бродячая собака» в Петербурге.

Представителями акмеизма являются:  Н. С. Гумилёв, А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам, С. М. Городецкий, М. А. Зенкевич.

Примером акмеизма является:

На полярных морях и на южных,

По изгибам зеленых зыбей,

Меж базальтовых скал и жемчужных

Шелестят паруса кораблей.

Быстрокрылых ведут капитаны,

Открыватели новых земель,

Для кого не страшны ураганы,

Кто изведал мальстремы и мель.

Чья не пылью затерянных хартий -

Солью моря пропитана грудь,

Кто иглой на разорванной карте

Отмечает свой дерзостный путь

И, взойдя на трепещущий мостик,

Вспоминает покинутый порт,

Отряхая ударами трости

Клочья пены с высоких ботфорт,

Или, бунт на борту обнаружив,

Из-за пояса рвет пистолет,

Так, что сыпется золото с кружев,

С розоватых брабантских манжет.

Анализ стихотворения:

Смысл стихотворения состоит в том, что приключения – необходимость. Автор рисует нам картину идеальной жизни капитанов, которая наполнена постоянной новизной и свежестью, встрясками и передрягами, доблестью и мужеством, отвагой и смелостью. Их судьба полна красок и эмоций, это и есть идеал. По мнению Николая Гумилева, человеку необходимы приключения. Автор показал прекрасную жизнь капитанов. Поэт продемонстрировал храбрость и отвагу, присущую морякам. Гумилев считает их жизнь идеальной, ведь она наполнена незабываемыми приключениями и яркими эмоциями.

Футуризм

Футуризм - Течение авангардного искусства 1910-х - начала 1920-х годов, прежде всего в поэзии и живописи Италии и России. В «Манифесте футуризма», опубликованном в 1909 году итальянским поэтом Филиппо Маринетти подчёркивалось стремление поэтов и живописцев «отразить в своих картинах ускорение темпа жизни и индустриализацию среды как приметы новой эры». Отсюда название течения.

Представители футуризма в литературе

итальянский писатель и поэт

Филиппо

Маринетти

(1876–1944),

итальянец поэт и художник

Луиджи

Руссоло

(1885–1947),

португальский поэт

Фернанду

Песоа

(1888–1935), и др.

Футуризм в России

Серебряный век русской поэзии включает в себя период футуризма. Поэтому среди поэтов этого периода немало футуристов.

В России в 1912 году был издан манифест "Пощёчина общественному вкусу", который собрал стихи поэтов-футуристов.

Самыми яркими представителями были:

Владимир Маяковский (1893–1930),

Василий Каменский (1884–1961),

Велимир

Хлебников (1885–1922),

Вадим

Шершеневич

(1893–1942),

Елена

Гуро

(1877–1913),

Игорь Северянин (1887–1941),

Алексей

Кручёных

(1886–1968),

Бенедикт Лившиц (1887–1938).

Так как футуризм затронул не только поэзию, но ещё и живопись, многие поэты-футуристы были ещё и художниками.

Примеры футуризма:

В стихотворении «Я и Наполеон» лирический герой угрожает убить Солнце, а в стихотворении «Эй! » утверждает, что человеку под силу и «небо заново вышить», и «новые звезды придумать». Люди будущего – гиганты, они «большими глазами землю обводят». Им по силам двигать горы, об этом – стихотворение «Нате! »: 

«Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня
косые скулы океана». 

Начиная с поэмы «Облако в штанах», лирический герой Маяковского соперничает с Богом, пытаться отомстить ему, угрожает он и ангелам: 

«Крыластые прохвосты! Жмитесь в раю!
Ерошьте пёрышки в испуганной тряске!
Я тебя, пропахшего ладаном, раскрою
отсюда до Аляски!»

Кубофутуризм

Кубофутуризм - Авангардное направление в искусстве начала XX века, соединившее в себе принципы французских кубистов и итальянских футуристов. Впервые этот термин использовал французский критик Марсель Буланже в одной из своих статей в 1912 году. В русской культуре слово «кубофутуризм» получает распространение с 1913 года, главным образом среди литературной критики.

Представители:  Велимир Хлебников, Елена Гуро, Давид и Николай Бурлюки, Василий Каменский, Владимир Маяковский, Алексей Кручёных, Бенедикт Лившиц. Многие из них выступали и как художники.

Примеры: В.Хлебников «Заклятие смехом»

О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно,
О, засмейтесь усмеяльно!
О, рассмешищ надсмеяльных — смех усмейных смехачей!
О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей!
Смейево, смейево,
Усмей, осмей, смешики, смешики,
Смеюнчики, смеюнчики.

Анализ стихотворения:

В этом необычном стихотворении обыграно всего лишь одно слово – смех, которое благодаря автору неожиданно обретает не только различные формы, но и кардинально меняет свой смысл. Казалось бы, в русском языке это слово имеет вполне определенное и недвусмысленное значение, характеризуя состояние радости и веселья. Однако Велимир Хлебников позаботился о том, чтобы созданные им словоформы вызывали у читателей четкие ассоциации и позволяли без труда понять смысл стихотворения. Так, героями произведения являются смехачи (слово, созданное по аналогии с трубачами, циркачами и т. д.) – люди, которые призваны веселить публику. Их автор призывает в полной мере проявить свой талант, «засмеяться» и «рассмеяться». Причем, на профессиональную принадлежность смехачей к артистам указывает тот факт, что они «смеянствуют смеяльно». Т. е., смешить людей для них – постоянная и достаточно утомительная работа.

Эгофутуризм

Эгофутуризм - Русское литературное течение 1910-х гг., развившееся в рамках футуризма. Помимо общего футуристического письма для эгофутуризма характерно культивирование рафинированности ощущений, использование новых иноязычных слов, показное себялюбие. 

Представители:  Георгий Иванов, Константин Олимпов, Стефан Петров, Павел Широков, Павел Кокорин, Иван Лукаш.

Примеры: Северянин «Рескрипт короля»

Анализ: Стихотворение написано в 1918 году. Оно отражает итоги так называемых «выборов короля поэтов», которые состоялись 27 февраля того же года в Большой аудитории московского Политехнического музея. Многолетнее литературное соперничество с В. В. Маяковским закончилось оглушительной победой И. В. Северянина. И, хотя выборы во многом были формальностью, их результат, несомненно, польстил самолюбию тщеславного Игоря Васильевича. Для участия в них он специально прибыл из Эстонии, где проживал с гражданской женой уже в течение месяца.

В стихотворении читаются столь любимые поэтом культурные ассоциации со Средневековьем.

Модернизм

Модернизм в литературе — явление в литературе конца XIX — начала XX века, характеризуемое отходом от классического романа в пользу поиска нового стиля и радикальным пересмотром литературных форм. Является частью общего направления в искусстве — модернизма (от лат. modernus — «современный, недавний»).

Период модернизма считается завершившимся к концу 1930-х годов[1]. На смену модернизму пришёл постмодернизм.

Представители: Анна Ахматова ,Габриэле д’Аннунцио, Гийом Аполлинер ,Андрей Белый и др.

Примеры: Рубен Дарио «Кауполичан»

Старая раса видела нечто грозное;
крепкий ствол на плече чемпиона
дикий и свирепый, чья твердая булава
владеть рукой Геракла или рукой Самсона.

Его волосы для шлема, его грудь для нагрудника,
мог бы такой воин из Арауко в этом регионе,
Копьеносец лесов, Нимрод, который всех охотится,
обезоружить быка или задушить льва.

Он шел, он шел, он шел. Он увидел дневной свет,
бледный день увидел его, холодная ночь увидела его,
и всегда ствол дерева на спине титана.
«Эль Токи, эль Токи!» - восклицает трогательная каста.
Он шел, он шел, он шел. Рассвет сказал: «Хватит»,
и высокий лоб великого Кауполикана был поднят

Анализ стихотворения: Кауполикан был токи или военным лидером народа мапуче, который возглавил сопротивление своего народа против испанцев Конкистадоры, вторгшиеся на территорию сегодняшнего Чили в шестнадцатом веке. Его правление как Токи длилось примерно с 1553 по 1558 год нашей эры

Реализм

Реализм - Направление в литературе и искусстве, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типичных чертах. Господство реализма следовало за эпохой романтизма и предшествовало символизму.

Представители реализма: Александр Сергеевич Пушкин, Николай Васильевич Гоголь, Михаил Юрьевич Лермонтов, Александр Сергеевич Грибоедов, Оноре де Бальзак, Гюстав Флобер, Мари-Анри Бейль (Стендаль), Генрих Гейне, Георг Бюхнер, Братья Гонкур (Эдмон и Жюль)

Примеры реализма: М.Ю. Лермонтов («Герой нашего времени»)

Анализ произведения: Важная реалистическая черта «Героя нашего времени» - отделенность автора от своего персонажа, а порой даже рассказчика истории от её главного героя. Например, самый первый рассказчик, Максим Максимыч, даже если бы очень хотел отобразить и раскрыть внутренний мир Печорина (что характерно для романтизма), рассказывает нам лишь реально производившие  факты, поскольку  он не мог пережить события так же, как Григорий. Да, он передаёт его поведение, его реакцию на определённые события, но он рассказывает именно о том, что существовало в реальности, что мог бы увидеть каждый человек, а не о внутреннем мире, чувствах, переживаниях Печорина в момент совершения определённых поступков. Именно это и является главной чертой реализма всего романа в целом – отстранённость самого Лермонтова от своего героя, вследствие чего мы видим лишь реальные факты, ту самую объективную сторону произведения, упомянутую в начале.

Заключение

«Серебряный век» - самый весомый вклад России в мировую культуру. Интеллектуальная жизнь тогдашней России отличалась небывалой насыщенностью, стремлением продолжить многие ценные художественные традиции, пересмотреть мировоззренческий багаж и обновить поэтический язык, желанием воскресить к новой жизни чуть ли не все образы и формы, выработанные общечеловеческой культурой, и вместе с тем характеризовалась множеством экспериментов с их принципиальной установкой на «новизну».

В социокультурном процессе давал себя знать уровень исторического синтеза, глобализация истории. Сама личность художника и его героя становилась более динамичной, ощущая свою вовлеченность в круговорот современной жизни. По существу, такое понимание личности на рубеже веков было унаследовано всем XX в.

«Серебряный век» справедливо называют временем «великого синтеза», когда искусство мыслилось единым целым, с усилением тенденции к взаимопроникновению различных видов художественной деятельности. Возникают разнообразные соединения с их расширением и обогащением диапазона средств - углублением выразительных возможностей каждого вида искусства под определенным воздействием другого, что говорит о возрождении идей романтизма в синтезе искусств.

Источники

https://ru.wikipedia.org/wiki/Имажинизм

https://www.culture.ru/s/gid-po-serebryanomu-veku/

https://litrekon.ru/analiz-proizvedenij/kapitany-gumilyov/

http://literatura5.narod.ru/akmeizm.html

http://literatura5.narod.ru/akmeizm.html

https://ru.wikipedia.org/wiki/Серебряный_век_русской_поэзии#«Старшие»_символисты

https://ru.wikipedia.org/wiki/Серебряный_век_русской_поэзии#«Младшие»_символисты