МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛИЦЕЙ Г.ЗЕРНОГРАДА
Рассмотрено на заседании МС
МБОУ лицей г.Зернограда
Протокол № 1 от 31.08.2023
Лингвостилистический анализ как средство
формирования читательской грамотности
(по произведениям донских писателей)
Зерноград, 2023
Лингвостилистический анализ как средство формирования читательской грамотности (по произведениям донских писателей). Учебно-методическое пособие по русскому языку для учителей и обучающихся основной и средней школы, – Зерноград, 2023. – с. 20
Учебно-методическое пособие включает методические рекомендации по подготовке и проведению сжатого изложения (7 класс), лингвостилистического анализа текста на занятиях урочной и внеурочной деятельности с опорой на материалы произведений М.А.Шолохова, А.П. Чехова.
Составитель: канд.филол.наук,
учитель русского языка и литературы
Ольховская Е.С.,
Рецензент:
канд. филол. наук,
доцент кафедры "Гуманитарные дисциплины и иностранные языки» Азово-Черноморского инженерного института
ФГБОУ ВО Донской ГАУ
Крылова М.Н.
Содержание
Введение…………………………………………………………………4
Элементы лингвостилистического анализа на уроках
русского языка (на примере фрагментов романа М.А. Шолохова
«Тихий Дон»)……………………………………………………………6
Приёмы работы с текстом как средство подготовки обучающихся
7 класса к написанию сжатого изложения……………………………..8
Заключение……………………………………………………………..15
Список литературы…………………………………………………….16
Введение
Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «… извлечь из мертвой буквы живой смысл, – говорил великий педагог К. Д. Ушинский. – Читать – это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное».
Работа с текстом предполагает развитие определенных читательских умений:
выделять главную мысль всего текста или его частей;
понимать информацию, содержащуюся в тексте;
преобразовывать текстовую информацию с учетом цели дальнейшего использования;
применять информацию из текста в изменённой ситуации;
критически оценивать степень достоверности, содержащейся в тексте информации.
Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Использование текста в качестве опорной, ключевой единицы курса русского языка в школьной программе создает условия для такой практиче-ской деятельности учащихся, в ходе которой формируются знания о системе языка, развиваются коммуникативные умения, а использование на уроках текстов писателей родного края – это первый шаг к формированию духовно развитой, интеллектуальной личности, любящей свою родную землю.
Лингвостилистический анализ художественного текста – подробный и тщательный анализ роли и функций языковых средств разных уровней в организации и выражении идейно-тематического содержания произведения.
Основной целью лингвостилистического анализа художественного текста является рассмотрение художественного произведения как организованной системы языковых средств, отражающей определенное идейно-тематическое, образное и эстетическое содержание текста в их общих и особенных чертах.
По определению М. Р. Львова, лингвостилистический анализ текста -это вид языкового анализа, целью которого является «выявление системы языковых средств, с помощью которых передаётся идейно - тематическое и эстетическое содержание литературно - художественного произведения», а также «выявление зависимости отбора языковых средств от прогнозируемого автором эффекта речевого воздействия».
Лингвостилистический анализ текста со стороны содержания и формы позволяет относиться к изучаемым грамматическим явлениям как к элементам целого высказывания (речевого произведения), учит отбирать языковые средства с учётом конкретной речевой задачи. Систематическое обращение к анализу текстов, опора на них будут способствовать формированию важнейшего коммуникативного умения - умения создавать собственный текст. Художественные тексты, используемые учителями на уроках русского языка, являются для школьников образцом правильной и выразительной речи.
Элементы лингвостилистического анализа
на уроках русского языка
(на примере фрагментов романа М.А. Шолохова «Тихий Дон»)
В произведениях М.А.Шолохова отражено глубокое уважение к родному языку, близость к народным истокам, бережное отношение к слову. Умение писателя вскрыть образный потенциал слова и усилить его изобразительность в тексте произведения свидетельствует не о его способности «создать конкретные, единичные представления у читателя, вызвать в воображении адресата формы и краски, движения и звуки, вкусы и запахи, эмоции и оценки, которые уже живут в мыслях пишущего, но все еще скрыты за графическими оболочками слов» [Т.Г.Хазагеров,1992: 47]
Художественные произведения М.А. Шолохова отличаются многомерностью образного отражения изображаемого, глубиной мысли, широтой раскрытия внутреннего мира героев, колоритностью словесных красок, правдивостью воспроизведения сложных сторон мира вещей и явлений.
Роман-эпопея «Тихий Дон» - сложное по своей композиции произведение. Оно включает в себя уникальные донские пейзажи, незабываемые яркие образы персонажей, картины социальных событий, авторские оценки, и одним из ярких средств их изображения являются сложные слова.
Так, например, на уроках русского языка при изучении темы «Словообразование самостоятельных изменяемых частей речи» (программа Разумовской, 7 класс) можно включить урок следующую работу с фрагментом текста Шолохова.
«<…> на боках их (кувшинов – Е.О) темнели полусгнившие этикетки, пробки были опечатаны сургучом, из-под вишнево-красных сургучных печатей свешивались массивные свинцовые пломбы» (7; XXVII).
«Через голенище левого сапога текла кровь, и при каждом шаге, ко-гда наступал на раненую ногу, из-под отставшей подошвы била цевкой вишнево-красная тонкая струя» (4; IV).
- Найдите в данных отрывках сложные слова.
- Определите их лексическое значение.
- Проведите словообразовательный анализ данных слов.
- Что такое словообразовательное гнездо?
- Какую изобразительную функцию выполняют данные прилагательные?
- Что называется метафорой?
Сложное слово «вишнево-красный», употребленное в тексте два-жды, в первом случае имеет значение «темно-красный» и сравнивается с цветом вишни [Словарь языка М. Шолохова 2005], а во втором – «густо-красный», описывая цвет крови, раны героя.
Проведя такой вид анализа, обучающиеся приходят к выводу, что некоторые сложные слова, входящие в одну из групп словообразовательных гнезд (программа под ред. Разумовской 7 класс), образованных повторением первого компонента, приобретают новое, метафорическое звучание. В этом случае мы говорим о тенденции к полисемантичности сложного слова, близкой к омонимии.
Также при изучении темы «Словарное богатство русского языка» можно в урок включить для языкового анализа фрагменты текста «Тихого Дона»:
«Пагубно выли собаки, и задолго до полуночи вразноголось начинали перекликиваться кочета» (6; XIII).
«Тысяча сто глоток вразноголось ревели на площади. Жителей Усть-Хоперской не было видно» (6; XLIX).
- Определите лексическое значение наречия «вразноголось».
- Определите стилистическую принадлежность слова, обратившись к толковому словарю.
- Как вы думаете, почему оно отсутствует в словаре?
- Как называют слова, которые употребляются в определённой местности?
- Какое значение закреплено в «Словаре Шолохова»?
- Определите значение слова «вразноголось» в каждом примере? Какую роль играет при описании?
В результате обучающиеся с педагогом приходят в выводу: обстоятельственное наречие «вразноголось», имеющее диалектное происхождение, в первом примере характеризует действия домашних птиц и имеет значение «на разные голоса», во втором - при описании действий людей, значение композита меняется – «кричали, выражая разные мнения». Многие из введенных М. Шолоховым сложных слов даже не отражены в словарях, и в распознавании их значения читателем огромную роль играет контекст.
Таким образом, талант М.А. Шолохова, его языковое чутье позволили ему показать читателю мир во всем его многообразии и многоцветии. Совмещение в одном явлении разных переливающихся друг в друга признаков и качеств дали возможность автору избежать грубой прямолинейности в наглядно-образном изображении действительности, людей и вечно живой природы.
Приёмы работы с текстом как средство подготовки
обучающихся 7 класса к написанию сжатого изложения
(по УМК М.М.Разумовской «Русский язык 5-9»)
В связи с усилением коммуникативной направленности обучения, включением в программу речеведческих понятий возникла потребность рассматривать изложение в свете требований, которые предъявляются в настоящее время к развитию речи обучающихся.
По мнению М.Р. Львова, «сжатый пересказ – необходимая ступень развития связной речи». В.И. Яковлева считает, что «подготовка к сжатой передаче содержания очень дисциплинирует мышление учащихся и приучает их к содержательной точной речи».
Обратимся к Примерной программе основного общего образования по русскому языку, к разделу «Содержание основного общего образования по русскому (родному) языку» 7 класс: «Подробно, сжато и выборочно (устно и письменно) пересказывать тексты, содержащие описание состояния человека, его оценку и другие изученные типы речи».
Дидактический материал учебника «Русский язык 7 класс» под редакцией М.М. Разумовской содержит различные виды текстов и заданий, направленных на подготовку обучающихся к написанию изложения, в том числе – сжатого.
Рассмотрим основные приемы обучения сжатию на примере текста К.И. Чуковского «О Чехове»
1. Прочитайте отрывок из книги К. И. Чуковского «О Чехове». Каким предстаёт перед нами Чехов-человек? Расскажите об особенностях его характера.
Он был гостеприимен, как магнат. Хлебосольство у него доходило до страсти. Стоило ему поселиться в деревне, и он тотчас же приглашал к себе кучу гостей.
Снял дачу в украинском захолустье, ещё не видел её, не знает, какая она, а уже сзывает туда всяких людей из Москвы, из Петербурга, из Нижнего. А когда он поселился в подмосковной усадьбе, его дом стал похож на гостиницу...
И до такой степени он был артельный, хоровой человек, что даже писать мечтал не в одиночку, а вместе с другими. И путешествовать любил он в компании.
Работать с людьми и скитаться с людьми, но больше всего он любил веселиться с людьми, озорничать, хохотать вместе с ними...
Природа для него всегда событие, и, говоря о ней, он, столь богатый словами, чаще всего находит лишь один эпитет: изумительная. Но его отношение к природе отнюдь не отличалось пассивным созерцанием её «богатств» и «роскошей». Ему было мало художнически любоваться пейзажем, он и в пейзаж вносил свою неуклонную волю к созидательному преобразованию жизни. Никогда не мог он допустить, чтобы почва вокруг него оставалась бесплодной. Ещё в гимназии он насадил у себя в Таганроге небольшой виноградник, под сенью которого любил отдыхать. А когда поселился в разорённом и обглоданном Мелихове, он посадил там около тысячи вишнёвых деревьев и засеял голые лесные участки елями, клёнами, вязами, соснами, дубами и лиственницами — и Мелихово зазеленело.
А через несколько лет, поселившись в Крыму, на выжженном пыльном участке он с таким же увлечением сажает и черешни, и пальмы, и кипарисы, и сирень, и крыжовник, и вишни.
Не только к озеленению земли чувствовал он такую горячую склонность, но ко всякому творческому вмешательству в жизнь. То хлопочет об устройстве в Москве первого народного дома с читальней, библиотекой, аудиторией, театром. То добивается, чтобы тут же в Москве была выстроена клиника кожных болезней. То хлопочет об устройстве в Крыму первой биологической станции. То собирает книги для всех сахалинских школ и шлёт их туда целыми партиями...
Здесь я говорю не о его доброте, а опять-таки о его колоссальной энергии, о его страстном стремлении к самому активному вмешательству в жизнь ради того, чтобы люди зажили умнее и счастливее.
- Что вы знаете о Чехове?
- Какие произведения писателя читали?
- Какими чертами характера, по мнению автора текста, он обладает?
- Рассмотрите портрет писателя. Отражаются ли черты его характера во внешности?
- Как относится автор текста к Чехову?
- Какие изобразительные средства для характеристики Чехова использует в тексте К.И.Чуковский? (например, сравнение «как магнат», «дом похож на гостиницу», эпитеты «артельный», «хоровой», «колоссальная энергия»)
- Обратимся к «Толковому словарю русского языка» К.Д.Ушакова, определим значение слов «магнат», «артельный», «хлебосольство».
«Артельный» - общительный, «магнат» - «древнем Риме - Крупный и политически влиятельный богач», «хлебосольство» - «гостеприимство, радушие в угощении».
- Как вы думаете, почему автор сравнивает Чехова с магнатом? В чём состоит богатство писателя? Найдите в тексте строки, подтверждающие ваш ответ.
- Почему Чуковский для характеристики Чехова выбирает именно лексему «артельный», а не общительный? Рассмотрим этимологию слова. («артельный» от «артель» - от итальянского artiere «ремесленник», далее из arte «искусство, ремесло») Что таким образом подчёркивает автор?
2. Определение стиля текста и типа речи, особенностей построения текста (в описании – предмет речи и его значимые, существенные признаки) (художественный, описание с элементами рассуждения) Докажите свою точку зрения
3. Вычленение основной содержательной информации
- Найдите в тексте ключевые слова и выражения, в которых передана основная смысловая нагрузка.
4. Определение основной темы текста.
- О чем (ком) говорится в тексте?
Способы определения темы: по началу текста; по ключевым словам; по поступкам или размышлениям героев; по заглавию текста.
5. Определение основной мысли текста
- С какой целью написан данный текст? Какое настроение автор вложил в него?
6. Определение микротемы каждого абзаца.
7. Составление плана текста, сжатие текста.
а) при записи лист делится пополам вертикальной чертой, части изложения – горизонтальной. Ключевые слова, предложения пишутся в левом столбце после абзацев. Записи могут быть сделаны с пробелами.
- В правом столбике записываются микротемы или запись всего текста по абзацам. По микротемам восстанавливается подробный или сразу сжатый вариант изложения (в данном случае – сжатый).
- Составьте план (возможны варианты: используя вопросительные предложения (1-4 абзацы), назывные предложения (5-8 абзацы).
б) также можно представить работу в виде следующей таблицы:
Ключевые слова абзаца
Микротема абзаца
Вариант сжатого изложения абзаца
Гостеприимен, приглашал кучу гостей
Чехов гостеприимен как магнат
Уже сзывает людей,
дом стал похож на гостиницу
Гости в любом месте проживания Чехова
он был артельный, хоровой человек
Хоровой человек
любил веселиться с людьми
Веселиться вместе
неуклонную волю к созидательному преобразованию жизни,
не мог допустить, чтобы почва вокруг него оставалась бесплодной.
Преобразование природы
на выжженном пыльном участке он увлечением сажает
Поездки в Крыму
Хлопочет об устройстве в Москве первого народного дома,
Творческое вмешательство в жизнь
о его страстном стремлении к самому активному вмешательству в жизнь
Колоссальная энергия писателя
7. Работа с языковыми особенностями текста.
- Какое языковое (синтаксическое) средство использует автор в 4,5,6,7 абзацах? (однородные члены предложения) Что придаёт это тексту?
- Почему Чуковский в одном предложении употребляет 6 глаголов? («Работать с людьми и скитаться с людьми, но больше всего он любил веселиться с людьми, озорничать, хохотать вместе с ними…» ) Как это характеризует Чехова?
- Какой союз повторяется в 7 абзаце в начале предложений? («то…то…то») Почему Чуковский использует данный лексический повтор? Что он хочет подчеркнуть в характере Чехова?
8. Отработка орфографических и пунктуационных умений.
- Определите, какие орфограммы встречаются в 1-4 абзацах (1 вариант), 5 абзац (2 вариант), 6-8 абзацы (3 вариант). Объясните графически.
- Выпишите 2 предложения, объясните графически (однородность, сложное предложение)
9. Домашнее задание.
1 вариант: выписать из текста «О Чехове» цитаты, характеризующие личность писателя.
2 вариант: представьте, что вы - экскурсоводы. Что бы вы могли рассказать посетителям музея об А.П.Чехове? Напишите небольшую речь.
Таким образом, изложение – это воспроизведение содержания высказывания, создание вторичного текста на основе исходного. Одно из средств развития памяти, мышления, грамотности и речи школьников. Изложения связаны с особенностями исходного текста, способами его восприятия, задачами, которые ставятся перед воспроизведением текста.
Заключение
Лингвостилистический анализ текста помогает создать представление о языке как о едином функциональном элементе. В ходе данной работы учащиеся выполняют своеобразную исследовательскую деятельность, требующую от них не только теоретических знаний предмета, но и развитого языкового чутья.
Привлечение произведений писателей родного края на уроках русского языка способствует решению задач по формированию культуроведческой компетентности, наблюдению за использованием в художественном тексте богатейших возможностей родного языка для передачи разнообразных оттенков мысли, овладению выразительными средствами языка. Это предоставляет возможность решения таких сложных вопросов школьного образования, как формирование читательской грамотности, приобщение учащихся к духовному богатству и красоте родного языка, воспитание внимательного, бережного отношения к слову.
Список использованной литературы
Алексеева М. Виталий
Закруткин
.
–
Ростов
-
н
а-
Д
ону
, 1972.
Словарь русского языка: в 4-х т. / Под ред. Евгеньевой А.П. М., 1981-1984.
Словарь языка Михаила Шолохова. –
М.:ООО
«ИЦ «Азбуко
в
ник», 2005. – 964 с.
Хазагеров
Т.Г. Экспрессивная стилистика и методика анализа художественных текстов//Проблемы экспрессивной стилистики. Вып.2.-
Ростов
н/Д,
1992.-
С.47.
Шолохов М.А. Тихий Дон: Роман. В 2-х кн. – М.:
Амальтея
, 1993. – 559 с.
https://knigogid.ru/books/143881-podsolnuh/toread