ОСВЕЩЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ В ГАЗЕТЕ БЕЛГОРОДСКАЯ ПРАВДА (1954 -1958)
ЛинкинаЕленаВасильевна
Магистрант 2 курса историко-филологического факультета Педагогического института НИУ «БелГУ»
В 50-х годах 20 века советское образование активно реформировалось в условиях либерализации политики СССР. Влияние на образование оказывало развитие научно-технического процесса, который требовал перестройку полной системы образования всех регионов: возникла потребность в новой подготовке квалифицированных кадров. В газете «Белгородская правда» за 1954 год активно обсуждалась подготовка новых профессиональных педагогов, «…чтобы стать умелыми педагогами необходимо увязать новую теоретическую учебу с практической работой», – пишет секретарь комсомольской организации Грайворонского педучилища Шутейко И. [1, с. 2] Именно сначала 1954 года научно-педагогическая общественность пришла к единому решению, чтобы реализовать новую государственную политику, которая была обозначена в 1952 году на XIX съезде КПСС, необходимо приобщить педагогов и детей к труду,практической деятельности, в частности производственной. А также внедрить идею политехнического обучения в общеобразовательной школе. Н.С. Хрущев считал, что приобретенные навыки в школе сложно использовать в реальной жизни, выпускники не готовы к практической деятельности. Прошлая тенденция, цель которой состояла подготовить школьников к поступлению в высшие учреждения, трансформировалась. Новая тенденция сопровождалась изменением учебной программы средней школы так, чтобы выпускники открыли большие возможности для поступления и при этом имели уже опыт в производительной специализации [15, с.6]. Данные направления государственной политики в сфере образования деятельно стали
реализовывать в Белгородской области.
О первых попытках распространения политехнического обучения в 1954 году сообщил директор Сухомлин С. Андровской семилетней школы Валуйского района в газете «Белгородская правда» – «установился твердый порядок – ни одного урока без наглядных пособий» [7, с.2] В результате новых образовательных реформ в Белгородской области педагогический коллектив усилил изучение законов химии, физики и биологии с помощью дополнительных средств обучения, которые позволяли в условиях политехнического обучения привить практические навыки. На начальных этапах внедрения новых тенденций в образовательный процесс возникли первые сложности – недостаток наглядных пособий. Как отмечается
«Белгородская правда» в статье «Образцово подготовить школы к учебному году» о том, что учебные средства используются слабо, так как ассигнование, которое предоставило государство, остается нереализованным: «на
приобретение инвентаря, например, предусмотрено свыше 437 тысяч рублей, а израсходовано по области всего 25 тысяч» [6, с. 2] Недостаток наглядных пособий ученики пополняют сами: «не хватало сухих батарей для проведения опытов, юные физики научились изготовлять батареи из старых радиобатарей» [8, с. 2]. Таким образом, малое наличие учебных средств не стало проблемой, а возможностью для приобретения новых практических навыков. Данная прогрессивная тенденция в политехническом образовании сохранилась в последующие годы.
По итогам 1954 года, как сообщает заведующий отделением школ обкома КПСС Сараев И., в Белгородской области реформирование образование привело к следующим результатам: было организованно совместное обучение девочек и мальчиков, школы перешли на новый учебный план и новые программы, предусматривающие политехнизацию обучения, увеличилось количество учащихся в школах, открылись 32 новые средние школы, более трехсот молодых специалистов пополнили белгородские педагогические коллективы, миллионы рублей израсходовали на приобретение оборудования, учебно-наглядных пособий и т.д.[9, c.3] Примерами стали Ракитянский район, Алексеевский, Буденновский, Никитовский, Волоконовский, Больше-троицкие районы. Тревожное положение вызвали следующие районы: Скороднянском, Беленихинском, Боброво-Дворском, Прохоровском. Возникла проблема с молодыми специалистами, которые не хотят пополнять педагогический коллектив, уезжая в сельскую местность. Таким образом, в 1954 году трансформация образования привела как к положительным результатам, так и отрицательным.
В 1955 году народное образование продолжило проведение изменений в системе образования. Результаты 1954 года позволили в 1955 году сократить нагрузку на учителей, так как новые учебники и новые программы создали условия для прочного освоения знаний. При этом возникли новые вопросы и поиск на них ответов, решений: как повысить качество учебно- воспитательной работы? В статье «Белгородской правды» научно- педагогический комитет Белгородской области определил основные проблемы образования: «во многих педагогических коллективах не развернута борьба за успеваемость каждого школьника и по каждому предмету», «многие недостатки в работе школы объясняются слабым контролем за качеством преподавания и постановки воспитательной работы со стороны директоров и заведующих школами», «работники отделов народного образования слабо занимаются изучением, обобщением и распространением передового опыта лучших учителей» и т.д.[10, с. 3] Новая цель народного образования 1955 года – добиться повышения качества учебно-воспитательной работы.
Реализацию новой образовательной цели нашли через укрепление связи школы с производством. Коллективы многих школ продумали различные формы связи с предприятиями области, а именно с кондитерскими фабриками, мелзаводом, электростанциями, автоколоннами, типографиями и кинопрокатом. Учителя совместно с детьми в добровольном порядке
участвовали в приобретении практического опыта. Таким образом, ученики знакомились с организацией и условиями труда, видели действенность социалистического соревнования и силу коллектива. Как сообщает директор Старо-Оскольской школы № 1, Попов И. о том, что практическая деятельность на предприятиях создала особо благоприятные условия для улучшения воспитательной работы [10, с.3].
Таким образом, практическая деятельность позволила справиться с поставленной целью образования 1955 года. В статье «Воспитывать сознательную и дисциплинированную молодежь» были приведены результаты укрепления материальной базы политехнизации. Примерами успешной учебно-воспитательной работы являлись Старо-Оскольский, Волоконовский, Вейделевский районы, в которых отмечалось высокое качество уроков, правильно поставленные практические занятия и внеклассная работа на предприятиях: «в Вейделевской средней школе за последние два года не было сколько-нибудь значительного случая нарушения учащимися установленной дисциплины и порядка, в Волоконовской школе уже давно отменены дежурства учителей» [11, с.3].
Следующий значительный этап в преобразовании школы начался в 1956 году, когда прошел XX съезд КПСС. На данном съезде была принята новая модель политехнической школы с неполным средним восьмилетним обязательным образованием. В итоге были введены новые программы, введены новые уроки труда, практические занятия по дереву, металлу на учебно-опытных участках, с 8 класса – практикумы по сельскому хозяйству, машиноведению и электротехнике. Таким образом, обогатились формы воспитательной работы, значительно возросла ответственность школы за практическую подготовку учеников.
Как и в 1954 году образовательные организации в 1956 году с введением новой практической деятельности столкнулись с нехваткой средств обучения, в частности сельскохозяйственного инвентаря. Для решения данной проблемы инспектор школ области Руденко А. рекомендует воспользоваться помощью различных училищ, которые могут поделиться опытом в данной сфере деятельности [14, с.3]
Вслед публикации решения по утверждению нового направления развития образования в Белгородской области состоялся семинар по трудовому воспитанию в школе. На данном семинаре были приняты новые решения о содействии школы с педагогическим институтом, техническим училищем, медицинской школой, училищем механизации сельского хозяйства и другими. С появлением нового направления прошлые не потеряли свою актуальность. Таким образом, образование 1956 года охватило вопросы политехнизации образования, качества учебно- воспитательной работы, укрепления связи школы и производства и т.д.
В контексте данных событий в газете «Белгородская правда» за 1956 год появились статьи с различными лозунгами: «повысить качество учебы в школах», «оживить все звенья культурно-просветительной работы», «развить школу в новой пятилетке» и т.д. С этим возникли другие проблемы –
методическая работа в школах развернута была недостаточно, возникло неправильное отношение ряда хозяйственных руководителей к трудовому устройству выпускников. В одной из статей приводиться статистика успеваемости: «в ряде школ отсутствует фонд всеобуча… успеваемость составила не более 86 процентов» [12, с.3]. Данные показатели указывали на проблему неуспевающих детей. Поэтому все меры были направлены на улучшение качества обучения в Белгородской области.
В 1956 году итогами улучшения образования стало расширение связи школы с колхозами, МТС, совхозами, промышленными и образовательными учреждениями, увеличилось строительство школ. К оборудованию школ активно привлекались колхозы. Данные итоги привели к улучшению успеваемости: «в сравнении с прошлым годом успеваемость возросла … самая высокая успеваемость достигнута в школах Валуйского района – 90,9 процентов» [5, с.2] Отличительной чертой данного года является укрепление практической деятельности не только через точные науки, но и гуманитарные. Так в статье «За глубокую связь теории с практикой на уроках русского языка» резко подчеркнули практический характер в системе преподавания русского языка, сокращение теоретического материала, увеличение тренировочных заданий [7, с.2]
1957 год продолжил политику прошлого года в сфере народного образования. Отмечается положительная динамика в преобразовании школы: появляется больше оборудованных кабинетов, идет привлечение педагогов с профессиональными навыками в области инженерии, составлены новые учебные планы [10, с.3] Выделялся приоритетным сельскохозяйственный труд: за учениками закрепляли несколько гектаров земли под руководством различных колхозов. В газете за 1957 год приводиться различные примеры, как дети при колхозе имени Ворошилова обрабатывали 20 гектаров земли, выращивали сады, возделывали зерновые, огородные и кормовые культуры, выводили новые виды растений и т.д. [11, с.2] Таким образом, в 1957 году были обозначены новые направления в обучении – агро-учеба и зоо-учеба, были закреплены новые тенденции для будущей советской школы.
24 декабря 1958 года Верховным Советом СССР был принят новый закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» [4, с.3] Данный закон закрепил восьмилетнее обязательное обучение, целью которого являлось продолжение усиления общественно-полезной деятельности. Одним из главных направлений являлось подготовка технически грамотных кадров в области сельского хозяйства и промышленности. После вступления в силу закона педагогический комитет активно обсуждали новые изменения в газете «Белгородская правда». Так, заведующий Волоконовским районным отделом народного образования, Сазанов Н., отмечает, что для реализации новых поставленных целей необходимо усилить контроль над деятельностью школьных кружков юннатов, трактористов, шоферов, фото, кройки и шитья, также включить в новую образовательную программу изучение истории СССР и Конституции, увеличить часов физкультуры, рисования и пения [4,с.2] Белгородские школы 1958 года начали переходить к односменным занятиям, добивались дальнейшего укрепления связи с промышленностью и сельскохозяйственным производством. Продолжалась ликвидация отрыва обучения от жизни. Таким образом, реформирование образование привело к значительным изменениям процесса обучения. На протяжении 50-х годов в образовании сформировалось новое политехническое направление, дополнительная производственная подготовка.
Список источников и литературы
Барановский Ф. За глубокую связь теории с практикой на урокахрусскогоязыка // Белгородскаяправда.– №91.–1956.– 8мая.
Важнаязадачасельскихшкол//Белгородскаяправда.–№10.–
1957.–12января.
Воспитыватьсознательнуюидисциплинарнуюмолодежь//Белгородскаяправда.– №227.–1955.–15 ноября.
Закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшемразвитии системы народного образования в СССР» от 24 декабря 1958 года.URL:
https://e-ecolog.ru/docs/HMPSfpGLyuH-
25VyvGau4?ysclid=lnnd84iw3r414567814&utm_referrer=https%3A%2F%2Fya.r
u%2F
(дата обращения:12.10.2023)
Качествуучебно-воспитательнойработы–повседневноевнимание//Белгородскаяправда.– №23.– 1956.–1февраля.
МотрошиловФ.Политехническоеобучениевдвухшколах//Белгородскаяправда.– №6.– 1957.–8января.
Образцово подготовить школы к учебному году // Белгородскаяправда.– №109.–1954.–24июля.
Повыситькачествоучебно-воспитательнойработы//Белгородскаяправда.– №11.–1955.–16 января.
Повышатькачествоучебывшколах//Белгородскаяправда.–
№20.– 1956.–28 января.
ПоповИ.Школаипроизводство//Белгородскаяправда.–
№ 23.–1955.–2 февраля.
РуденкоА.Важнаязадачашкол//Белгородскаяправда.–№2.–
1956.–3 января.
СазановН.Приблизитьобучениекжизни//Белгородская
правда.–
№ 240.–1958.– 10октября.
Сараев И. Быстрее завершить подготовку школ к занятиям //Белгородскаяправда.– №131.– 1954.–24августа.
СулохинС.Первыешагивполитехническомобучении//Белгородскаяправда.– №36.–1954.–9 апреля.
ХрущевН.С.Воспитыватьактивныхисознательныхстроителейкоммунистическогообщества:речьнаXIIIсъездеВКЛСМ18апреля1958 года.– Москва:Молодаягвардия,1961.–48 с.
ШутейкоИ.Будущиеучителянапрактике//Белгородскаяправда.–№33.–1954.–4 апреля.