* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} .Balloon Text {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;} .Текст выноски Знак {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;}

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №11 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ДОКУЧАЕВСК» ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«Условия формирования положительного отношения детей к педагогу».

Подготовила учитель-логопед

Скрипченко Э. В.

2024 г.

Педагог дошкольного образовательного учреждения является личностью, которая оказывает фундаментальное влияние на развитие детей дошкольного возраста. Отношения, которые складываются между педагогом и детьми, одновременно являются результатом образовательного процесса и фактором эмоционального благополучия ребёнка. В процессе педагогического общения решаются следующие задачи:

- создание благоприятного психологического климата в группе;

- установление доброжелательных взаимоотношений между детьми;

- осуществление индивидуального подхода к каждому ребёнку в отдельности.
Эффективная педагогическая деятельность направлена на всестороннее развитие личности с учётом природы и культуры как ребёнка, так и педагога. Проблема эмоционального благополучия ребёнка в детском саду является актуальной в системе дошкольного образования, так как положительное эмоциональное состояние относится к числу важнейших условий развития личности. Ребёнок с радостью идёт в тот детский сад, где педагоги демонстрируют собственное расположение и искренний интерес к нему, где его ждут, помогают преодолевать неудачи, радуются его успехам, стараются увидеть в нём потенциально равноправного партнера.

С целью понимания образа успешного в своей деятельности педагога (с точки зрения детей) проведены многочисленные психологические исследования согласно опроснику Панько Елизаветы Александровны

советского и белорусского психолога, кандидата психологических наук, профессора.

Вопрос № 1: Нравится ли тебе ходить в садик?

Вопрос № 2: По какой причине тебе хочется/ не хочется туда идти?

Вопрос № 3: Нравится ли тебе в садике? Что тебе нравится больше всего?

Вопрос № 4: Нравится ли тебе твой воспитатель?

Вопрос № 5: Что тебе нравится в твоем воспитателе больше всего?

Вопрос № 6: Нравится ли тебе, как она выглядит?

Вопрос № 7: Ты всегда понимаешь то, что воспитатель объясняет? Тебе нравится, как она объясняет на занятии материал?

Вопрос № 8: Чему учит вас воспитательница на занятии?

Вопрос № 9: В чем воспитательница помогает тебе?

Вопрос № 10: Какие качества тебе нравятся в твоей воспитательнице? Какая она по характеру?


Полученные в ходе исследования результаты дают возможность сделать следующие выводы:

1. Первоначально дети оценивают внешний вид воспитателя, затем его действия и личностные качества.

2. Отношение детей к педагогам взаимосвязано с отношением к детям самого педагога. Чем старше становятся дети, тем более обоснованную оценку они могут дать работе педагога и его личным качествам.
3. Первое впечатление ребёнка о педагоге может быть основано на отношении родителей к педагогу. (Необходим доброжелательный стиль общения педагогов с родителями, обязательно сотрудничество, а не назидание. Позиция наставлений со стороны педагогов менее продуктивна, чем создание атмосферы взаимопомощи и поддержки). Отношение к воспитателю у ребенка неустойчиво и может меняться как в худшую, так и в лучшую сторону. Именно от педагога во многом зависит отношение к нему воспитанников.
4. Как правило, дети позитивно относятся к педагогам детского сада. Детьми оцениваются нравственно-эстетические и деловые качества педагогов. Дошкольникам нравятся добрые и привлекательные воспитатели, учителя-логопеды, которые уделяют достаточно внимания ребёнку.
6. Негативное отношение к воспитателям у детей встречается редко, его вызывают педагоги с авторитарным стилем воспитания. Плохое отношение к педагогу связано с резким тоном его голоса, сдержанностью в проявлении чувств, навязывании своей точки зрения воспитанникам, отсутствием творческих способностей.

7. Положительное отношение дошкольников к педагогам проявляется в доверии, интересе, спокойствии, стремлении подражать ему и выполнять его требования. Позитивное отношение детей к педагогам способствует созданию благоприятного психологического климата, что, в свою очередь, помогает ребёнку гармонично развиваться, раскрывать свой потенциал.
Взаимоотношения педагогов ДОУ и дошкольников будут эффективными только в том случае, если педагог понимает эмоциональное состояние ребёнка и может управлять собственными эмоции.

Правила позитивного педагогического общения.

1. Обращение к ребёнку по имени, обязательное установление визуального контакта с воспитанником.

2. Адекватная жестикуляция, отсутствие резких движений руками.
3. Предоставление детям права высказывать своё мнение, комментировать мнение других участников диалога.

4. Отказ от упрёков во время общения с детьми.

5. Вежливый и спокойный тон голоса со стороны педагога. Контроль своего эмоционального состояния.

6. Соблюдение такта (чувства меры в поведении и действиях педагога, включающее в себя высокую гуманность, уважение достоинства воспитанника, справедливость, выдержку и самообладание в отношениях с детьми, родителями, коллегами).

7. Проявление внимания к настроению, успехам, неудачам детей.

8. Включение фантазии в построении диалога.

9. Участие педагогов в совместной деятельности с детьми как равноправного партнера.
В. А. Сухомлинский писал: «От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».