ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №11 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ДОКУЧАЕВСК» ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«Условия формирования положительного отношения детей к педагогу».
Подготовила учитель-логопед
Скрипченко Э. В.
2024 г.
Педагог дошкольного образовательного учреждения является личностью, которая оказывает фундаментальное влияние на развитие детей дошкольного возраста. Отношения, которые складываются между педагогом и детьми, одновременно являются результатом образовательного процесса и фактором эмоционального благополучия ребёнка. В процессе педагогического общения решаются следующие задачи:
- создание благоприятного психологического климата в группе;
- установление доброжелательных взаимоотношений между детьми;
- осуществление индивидуального подхода к каждому ребёнку в отдельности.
Эффективная педагогическая деятельность направлена на всестороннее развитие личности с учётом природы и культуры как ребёнка, так и педагога. Проблема эмоционального благополучия ребёнка в детском саду является актуальной в системе дошкольного образования, так как положительное эмоциональное состояние относится к числу важнейших условий развития личности. Ребёнок с радостью идёт в тот детский сад, где педагоги демонстрируют собственное расположение и искренний интерес к нему, где его ждут, помогают преодолевать неудачи, радуются его успехам, стараются увидеть в нём потенциально равноправного партнера.
С целью понимания образа успешного в своей деятельности педагога (с точки зрения детей) проведены многочисленные психологические исследования согласно опроснику Панько Елизаветы Александровны –
советского и белорусского психолога, кандидата психологических наук, профессора.
Вопрос № 1: Нравится ли тебе ходить в садик?
Вопрос № 2: По какой причине тебе хочется/ не хочется туда идти?
Вопрос № 3: Нравится ли тебе в садике? Что тебе нравится больше всего?
Вопрос № 4: Нравится ли тебе твой воспитатель?
Вопрос № 5: Что тебе нравится в твоем воспитателе больше всего?
Вопрос № 6: Нравится ли тебе, как она выглядит?
Вопрос № 7: Ты всегда понимаешь то, что воспитатель объясняет? Тебе нравится, как она объясняет на занятии материал?
Вопрос № 8: Чему учит вас воспитательница на занятии?
Вопрос № 9: В чем воспитательница помогает тебе?
Вопрос № 10: Какие качества тебе нравятся в твоей воспитательнице? Какая она по характеру?
Полученные в ходе исследования результаты дают возможность сделать следующие выводы:
1. Первоначально дети оценивают внешний вид воспитателя, затем его действия и личностные качества.
2. Отношение детей к педагогам взаимосвязано с отношением к детям самого педагога. Чем старше становятся дети, тем более обоснованную оценку они могут дать работе педагога и его личным качествам.
3. Первое впечатление ребёнка о педагоге может быть основано на отношении родителей к педагогу. (Необходим доброжелательный стиль общения педагогов с родителями, обязательно сотрудничество, а не назидание. Позиция наставлений со стороны педагогов менее продуктивна, чем создание атмосферы взаимопомощи и поддержки). Отношение к воспитателю у ребенка неустойчиво и может меняться как в худшую, так и в лучшую сторону. Именно от педагога во многом зависит отношение к нему воспитанников.
4. Как правило, дети позитивно относятся к педагогам детского сада. Детьми оцениваются нравственно-эстетические и деловые качества педагогов. Дошкольникам нравятся добрые и привлекательные воспитатели, учителя-логопеды, которые уделяют достаточно внимания ребёнку.
6. Негативное отношение к воспитателям у детей встречается редко, его вызывают педагоги с авторитарным стилем воспитания. Плохое отношение к педагогу связано с резким тоном его голоса, сдержанностью в проявлении чувств, навязывании своей точки зрения воспитанникам, отсутствием творческих способностей.
7. Положительное отношение дошкольников к педагогам проявляется в доверии, интересе, спокойствии, стремлении подражать ему и выполнять его требования. Позитивное отношение детей к педагогам способствует созданию благоприятного психологического климата, что, в свою очередь, помогает ребёнку гармонично развиваться, раскрывать свой потенциал.
Взаимоотношения педагогов ДОУ и дошкольников будут эффективными только в том случае, если педагог понимает эмоциональное состояние ребёнка и может управлять собственными эмоции.
Правила позитивного педагогического общения.
1. Обращение к ребёнку по имени, обязательное установление визуального контакта с воспитанником.
2. Адекватная жестикуляция, отсутствие резких движений руками.
3. Предоставление детям права высказывать своё мнение, комментировать мнение других участников диалога.
4. Отказ от упрёков во время общения с детьми.
5. Вежливый и спокойный тон голоса со стороны педагога. Контроль своего эмоционального состояния.
6. Соблюдение такта (чувства меры в поведении и действиях педагога, включающее в себя высокую гуманность, уважение достоинства воспитанника, справедливость, выдержку и самообладание в отношениях с детьми, родителями, коллегами).
7. Проявление внимания к настроению, успехам, неудачам детей.
8. Включение фантазии в построении диалога.
9. Участие педагогов в совместной деятельности с детьми как равноправного партнера.
В. А. Сухомлинский писал: «От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».