педагог – психолог Еремина Татьяна Викторовна

Формирование психологической готовности будущего первоклассника

Одним из основных направлений работы дошкольного образовательного учреждения является психологическая педагогическая готовность детей к школе. Этот вопрос одинаково беспокоит, как родителей так и педагогов, а так же самого ребенка! «Как пойдем в школу?» «Как мой ребенок пойдет в первый класс?», «Как будет учиться?», такие мысли-вопросы дети начинают задавать себе уже в дошкольном возрасте.

В возрастном диапазоне 6-7 лет дети остро реагируют на состояние неопределённости, поскольку у них нарушается устойчивость к стрессам и растёт напряжённость. В этот важный период жизни родителям с детьми сложно взаимодействовать. Для родителей необходимо понять состояние детей и помочь им быстрее адаптироваться к новым условиям школьной жизни. Давайте рассмотрим, что же лежит в основе психологической готовности дошкольников.

Под психологической готовностью ребёнка к обучению в школе понимается итог воспитания и обучения дошкольника в семье и образовательном учреждении. Содержание психологической готовности определяется системой требований, предъявляемой к ребёнку. Такие требования складываются: из необходимости ответственного отношения к школе и учёбе; произвольного управления своим поведением; выполнения умственной работы, обеспечивающей сознательное усвоение знаний; установление с взрослыми и сверстниками, определяемых совместной деятельностью взаимоотношений.

Необходимо помнить, что под «готовностью к школе» понимают не отдельные знания и умения, но их определённый набор, который состоит из: мотивационной готовности, волевой готовности, интеллектуальной готовности, а также развития зрительно-моторной координации. Мотивационная готовность характеризуется наличием у детей желания учиться. Желание «пойти в школу» и желание «учиться» существенно отличаются друг от друга. Ребёнок может хотеть в школу, потому что все его сверстники туда пойдут, потому что слышал, что попасть в эту школу важно и почётно. Наконец, потому что родители купят ему красивый портфель и другие подарки. Кроме того, всё новое привлекает детей, а в школе практически всё (классы, учитель, систематические занятия) является новым и неизвестным. Дети понимают, что статусное место школьника гораздо важнее, чем дошкольника, который ходит в детский сад или сидит дома. Ребёнок стремится в школу, так как хочет быть взрослым, иметь определённые права, а также закреплённые за ним обязанности. Он готов рано вставать, готовить уроки, которые и обеспечивают ему новое статусное место и привилегии в семье. Именно это стремление «стать школьником», выполнять правила поведения школьника и иметь его права, обязанности и составляют «внутреннюю позицию» школьника!

Под интеллектуальной готовностью понимается главная составляющая психологической готовности к школе, её основа – обучения детей навыкам письма, чтения и счёта. Такое убеждение является причиной ошибок родителей при подготовке детей к школе, а также причиной их разочарований. На самом деле интеллектуальная готовность не предполагает наличия у ребёнка каких-то определённых сформированных знаний и умений хотя, определённые навыки у ребёнка должны быть. Главное для него – это наличие более высокого психологического развития, которое и обеспечивает произвольную регуляцию внимания, памяти, мышления, что даёт возможность ребёнку читать, считать, решать задачи «про себя», то есть во внутреннем плане.

Для нормального развития детям необходимо понять, что существуют определённые знаки которые как бы замещают реальные предметы- это чертежи, буквы или цифры. Постепенно они становятся условными. Дети, запоминая этот принцип, могут уже самостоятельно нарисовать данные обозначения (палочки, схемы) в уме, в сознании. Наличие этих внутренних опор, знаков реальных предметов и даёт возможность детям решать в уме уже достаточно сложные задачи, улучшать память и внимание, что необходимо для успешной учебной деятельности. К сожалению, не всегда дети обладают хорошей механической памятью. Если есть такая потребность эту проблему можно устранить при помощи игры. Например, ввести в игре с ребенком какие-то обозначения. Сначала можно рисовать эти обозначения вместе, это послужит визуальной опорой и глядя на них, ребёнку будет намного легче запомнить нужную информацию. Такие игры помогают детям в развитии памяти и внимания. Такие упражнения развивают и мышление детей, так как в процесс игры они учатся выделять главное не только в своей практической деятельности, но и в предметах окружающего мира. Таким образом, у них формируется операция обобщения, одна из основных операций логического мышления, формируются понятия.

Волевая готовность необходима для нормальной адаптации детей к новым школьным условиям. Речь идёт об умении детей слушать, вникать в содержание того, о чём говорит взрослый. По мнению специалистов, первокласснику нужно уметь понять и принять задание учителя, подчинив ему свои непосредственные желания и побуждения. Для этого необходимо, чтобы ребёнок мог сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого -учителя. Вы можете развивать такое умение и дома, давая детям разные несложные задания. При этом обязательно просить детей повторить ваши слова, чтобы убедиться в том, что они всё услышали и правильно поняли. В более сложных случаях можно попросить ребёнка объяснить, зачем он будет это делать, можно ли выполнить порученное задание разными способами. Если дать ребёнку несколько заданий подряд и он затрудняется в выполнении сложного задания, можно прибегнуть к схеме-подсказке, то есть к рисунку. Для тренировки волевой готовности подходят графические диктанты, в которых дети рисуют в определённой последовательности кружки, квадраты, треугольники и прямоугольники под вашу диктовку или по заданному образцу. Эти упражнения развивают и внимание детей, их умение сосредоточиться на задании, а также их работоспособность. Если ребёнок быстро устаёт, забывает последовательность фигур или букв, которые надо вычёркивать, начинает отвлекаться, что-то чертить на листочке бумаги с заданием, можно упростить задачу. Например, предложите ребенку нарисовать ещё одну или две строчки. В том случае, его деятельность должна нормализоваться, тогда можно говорить о наличии волевой готовности. В том случае, если ребёнок не сможет сосредоточиться, волевая регуляция поведения у ребёнка отсутствует, и он не готов к школьным занятиям. Значит, надо продолжать с заниматься ним упражнениями, и прежде всего, учить его слушать ваши слова. Чтобы определиться и понять, насколько готов ваш ребёнок учиться в школе, необходимо знать, какими качествами должен обладать ребёнок, чтобы учиться в первом классе. В первую очередь это: прежде всего- внимание, способность к длительному сосредоточению, которой продолжается не менее 15–20 минут;

хорошая

память;

сообразительность;

любознательность;

развитое

воображение;

начальные

навыки

чтения,

счёта,

письма;

физическая

ловкость;

- волевые качества без которых невозможно выполнить задания; организованность, аккуратность; дружелюбие, умение общаться с другими детьми и взрослыми.

Для успешного обучения в первом классе, ребёнок должен научиться понимать учебную задачу, то есть способ деятельности, который предлагает учитель. Здесь понадобятся как произвольность внимания, так и умение планировать, контролировать свою деятельность. Учите ребенка общаться, потому, что школьное обучение – это непрерывный процесс общения. Его круг общения значительно расширяется и состоит из: незнакомых взрослых, новых сверстников, и старшеклассников. Принято считать, что дети быстрее и легче адаптируются к школьному обучению, если умеют общаться. В связи с этим у детей сформировать следующие навыки:

умение

слушать

собеседника,

не

перебивая

его;

говорить

самому

только

после

того,

как

собеседник

закончил

свою

мысль;

пользоваться

словами,

характерными

для

вежливого

общения,

избегая

грубостей и вульгаризмов.

В годы, предшествующие обучению в школе, родителям важно создать условия для общения дошкольников с их сверстниками. Этому способствует организация различных развлечений, детских праздников, разнообразных игр должна стать хорошей традицией каждой семьи. В процессе образовательной деятельности дети учатся жить в коллективе, уступать, делать другим приятное, помогать, подчиняться, лидировать.

А так же важно научить ребёнка слушать других и признавать его право на собственное мнение. По мнению специалистов общение не может строиться на основе авторитарного давления на ребёнка и подчинении формуле «Взрослый всегда прав, потому что взрослый». Обязательно спорьте с детьми, учите их доказывать свою точку зрения, а так же сами не стесняйтесь признавать свои ошибки, извиняться. Всё это будет способствовать взаимодействию, и построению коммуникации в любой среде, а общение не будет доставлять вашему ребёнку огорчения и неудачи.

Принято считать, что если ребёнок посещает детский сад, значит, подготовку к школе полностью обеспечивают сотрудники дошкольного учреждения. Действительно, специально организованные занятия помогают детям подготовиться к школе. Однако без помощи родителей такая подготовка не будет качественной. Ребёнку требуется постоянное закрепление знаний: опыт, полученный дома, он должен проверить и закрепить в детском саду. Адекватное отношение к своим «пробам и ошибкам», активность в обучении ребенок проявляет в том случае, если взрослый с первых дней сможет стать для него помощником, наставником. Критика и раздражение взрослого всегда мешают обучению, в следствии чего дети начинают бояться задавать вопросы. У них может формироваться «комплекс неудачника». Необходимо создать позитивную установку в обучении учитывая следующие правила:

дошкольник

учится

в

игре,

где

активно

и

равноправно

участвуют

родители;

обучение проходит

систематичности 10–15 минут каждый день, а не час–два в выходные дни.

- Необходимо учитывать принцип «от простого к сложному», то есть каждый новый элемент добавлять постепенно, когда предыдущие знания, умения уже усвоены.

Родители должны быть готовы, что школьные трудности неизбежны, просто все по разному преодолевают их. Подготовка к школе и школьные успехи напрямую взаимосвязаны. Чем больше до школы уделяется внимания детям, тем выше родительский уровень притязаний. К сожалению, желания родителей не столь уж часто совпадают с возможностями детей. Поэтому существуют рекомендаци родителям будущих первоклассников

- Помогайте поддерживать в ребенке стремление стать школьником. Заинтересованность родителей в его школьных делах, серьезное отношение к его первым достижениям; заботы к возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.

- Делитесь с ребенком своим опытом и рассказывайте о своих школьных годах, это может повысить его интерес к школе.

Следите за состоянием здоровья

ребенка

и занимайся реабилитацией всех выявленных отклонений.

Узнайте

у

воспитателей

заранее (за

год),

насколько

созрел

или

нет

ребенок. Если он условно зрел и в состоянии учиться в обычной школе, необходимо попытаться как-то сделать «зрелыми» даже «незрелые» критерии, используя рекомендации психолога и педиатра. Если ребенок Ваш не зрел, ни в коем случае не добивайтесь, чтобы его по Вашей просьбе записали в школу. Вам надо выбрать только школу, которая ему необходима, которую Вам посоветуют на медико-психологической комиссии.

Обсудите

с

ребенком

те

правила

и

нормы,

с

которыми

он

встретился

в

школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться, у него может что-то не сразу получиться, это естественно, ребенок имеет право на ошибку.

Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его

соблюдением.

Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году

обучения.

Поддержите

первоклассника

в

его

желании

добиться

успеха.

В

каждой

работе найдите то, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка: «Молодец!», «Ты так хорошо справился!», способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.

Если Вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.

С поступлением в школу в жизни Вашего ребенка появился человек более авторитетный,

чем

Вы.

Это

учитель.

Уважайте

мнение

первоклассника

о

своем

педагоге.

Ученье – это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

Таким образом, адаптация к школе – сложный и длительный процесс, очень напряжённый и ответственный. Успешность адаптации зависит от многих факторов: уровня психологического, физического и функционального развития, состояния здоровья. И всё это вместе определяет готовность к школе!

Список используемой литературы

1.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: СПб.: Питер, 2008.

2. Власова В. А. Роль педагога-психолога в организации психологопедагогического сопровождения детей 6-7 лет при подготовке к школе / В. А. Власова [Электронный ресурс ]// Региональное образование: современные тенденции. 2017. № 2. С. 65-70. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29968253 (дата обращения: 08.04.2020)

3. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов: под ред. В.В. Слободчикова. Томск: Пеленг, 1992.

4. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе: СПб.: Питер, 2009.

5. Джеппарова Л. А. Система работы воспитателя и учителя начальных классов по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе / Л. А. Джеппарова, М. С. Морозюк [Электронный ресурс]// Путь в педагогическую науку: проблемы и решения. 2019. № 5. С. 163-169. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39412820 (дата обращения: 08.04.2020)

6.Ерофеева Т. И. Проблемы вовлечения родителей в процесс подготовки детей к обучению в школе / Т. И. Ерофеева, Ю. Ю. Березина// Педагогическое образование и наука. 2019. № 1. С. 19-24.

7.Зеленова М.Е. Психологические особенности педагогического влияния на адаптацию ребенка в начальной школе: автореф. канд. дис. М., 1992.

8. Кеэс П.Я. Интеллектуальная подготовленность к обучению в школе и ее диагностика; // Формирование школьной зрелости ребенка/ Сост. Т. Тулва. Таллин, 1982. 156-160 с.

9.Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. М.: Знание, 1987. 68 с.

10.Мамонтова Е. В. Подготовка детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению в условиях ДОУ // Преемственность в образовании. 2018. № 17. С. 433-438.

11.Нежнова Т.А. Формирование новой внутренней позиции // Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста: под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. М.: Педагогика, 1988. С. 22-36 89

12.Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: пособие для практических психологов, педагогов и родителей. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

13.Особенности психического развития детей 6-7-летнего возрастаод ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М.: Педагогика, 1988.

14.Парамзина Е. И. Интеллектуальная готовность детей младшего школьного возраста как один из факторов готовности к учебной деятельности / Е. И. Парамзина [Электронный ресурс] // Известия института педагогики и психологии образования. 2019. № 3.С. 53-57. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41138988& (дата обращения: 06.04.2020). 15.Поливанова К.Н. Такие разные шестилетки. Индивидуальная готовность к школе: диагностика и коррекция. М.: Генезис, 2003.

16.Русакова В. А. Современные аспекты подготовки детей к обучению в школе в условиях детского сада / В. А. Русакова [Электронный ресурс] // Традиции и новации в дошкольном образовании. 2019. № 1. С. 22-31. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37527028 (дата обращения: 08.04.2020). 90 17.Салмина Н. Г. Знак и символ в обучении. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988 18.Семенова Т.С. Психологическая готовность к школе: диагностика и пути коррекции; // Психология обучения. 2013. № 2. C. 43-49

19.Смирнова Е.О. Педагогические системы и программы дошкольного воспитания: учеб. пособие для студ. пед. училищ и колледжей, обучающихся по специальности 0313 «Дошкольное образование». М.: Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 2005.

20. Усова Н. И., Баклага Е. В. Формирование знаний и представлений старших дошкольников о народной культуре как средстве патриотического воспитания // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №61-2. С.193-197.

21. Утяшева А.М. Рекомендации по подготовке детей к школьному обучению [Электронный ресурс]// Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. №3-7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rekomendatsii-po-podgotovke-detey-kshkolnomu-obucheniyu (дата обращения: 10.03.2020). 22.Фадеева О. С., Фахрутдинова Р. А. Управление интеллектуальным развитием личности старшего дошкольника в условиях развивающей среды ДОО [Электронный ресурс]// Вопросы науки и образования. 2018. №10 (22). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-intellektualnymrazvitiem-lichnosti-starshego-doshkolnika-v-usloviyah-razvivayuschey-sredydoo (дата обращения: 10.03.2020).

23.Шалина А.А. Проблемно-игровые коммуникативно-познавательные ситуации - технология развития дошкольника как субъекта нравственного выбора // МНКО. 2017. №1 (62). С.249-250

24. Шелкунова Т. В. Особенности развития самосознания в старшем дошкольном возрасте // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №60-2. С.477-480 49. Шинкарёва Н. А., Акуленко С. Н. Организационные условия и особенности развития нравственных качеств у детей шестого года жизни // АНИ: педагогика и психология. 2019. №3 (28). С.14-16

25.Шинкарёва Н. А., Дробязгина Т.В. Педагогические условия и особенности развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста // АНИ: педагогика и психология. 2018. №3 (24). С.91-94.

26. Юнгман И.В., Саввонова О.А. Формирование самосознания старшего дошкольника посредством включения рефлексивно-дидактических игр в дошкольном образовательном учреждении // Приоритетные научные направления: от теории к практике. 2016. №24-1. С.152-156