Фестиваль-ярмарка наставнических практик
«Реверсивное наставничество: молодость опыту»
Эссе- размышление
«Наставничество как образ жизни»
Автор: Учитель- логопед Виноградова О.В.
Однажды двое оказались в незнакомой стране перед высокой горой. Им надо было через нее перейти, но они понимали, что им нужен проводник. Проводник пришёл, и перед тем, как начать свой путь, он сказал:
- Прежде всего мы должны договориться с вами о взаимном уважении: я уважаю вас и ваш путь, а вы уважаете меня и мой опыт. Я много лет вожу людей, но каждый раз мы взбираемся на разные горы. Я знаю, как ходить по горам, но именно это я вижу впервые. Поэтому не теряйте бдительности и будьте так же внимательны, как и я. Я могу только идти рядом с вами, но ноги за вас я передвигать не могу. Если вы не захотите пойти по пути, предложенному мной – это ваш выбор. В горах холодно – поэтому я не стану затягивать ваш путь. Я с вами временно. Я покину вас, как только пойму, что дальше вы сможете идти сами к этой цели, которую себе поставили. Они отправились в путь. Это было нелегко: было и отчаяние, и новая надежда. И незадолго до вершины проводник покинул путников. И они дошли и увидели восход солнца. С другой стороны горы оказался цветущий сад…
Читая эту притчу, понимаешь настоящую значимость находящегося рядом наставника. Ведь главное указать путь, идти рядом и помочь поверить в себя и свое дело!
Мне повезло, рядом со мной при моем профессиональном становлении были профессионалы своего дела. Часто не понимаешь важности к тебе отношения людей – сначала, ты как магнит притягиваешь опыт и знания других, а потом остаешься магнитом, но для других людей, которые идут к тебе с вопросами, просьбами и желанием общения с тобой! Педагогический опыт приходил поэтапно – вместе с опытом формировался и педагогический девиз – «Будь собой! Будь лучше! Учись сама так, чтобы могла научить другого!»
И вот уже я, педагог, с огромным педагогическим багажом за плечами, которым могу поделиться со своими молодыми коллегами. Мой опыт в моей профессии не мал! Здорово, если есть эта возможность -отдать и быть нужным! Это лучшее признание, что ты как педагог состоялся!
Как я понимаю роль наставника?
Наставничество всегда играло важную роль в человеческом обществе. Это не просто обмен знаниями, но и передача опыта, моральных ценностей и жизненной мудрости. В моем понимании, наставничество представляет собой мощный инструмент, который помогает развиваться как наставнику, так и ученику.
Первой стороной значимости наставничества для меня является возможность создания прочных связей между людьми. Наставник и ученик могут установить доверительные отношения, основанные на взаимопонимании и уважении. В моем сегодняшнем опыте - это возможность стать не только помощником, но и другом. Среди начинающих свой педагогический путь, девчонки стали моими подругами, с которыми мы делимся своим и жизненным опытом. Я всегда считала, что такие связи помогают достигать больших результатов. Работая вместе, мы можем вдохновлять друг друга и преодолевать трудности, сохраняя при этом мотивацию и стремление к совершенствованию.
Второй важной стороной является приобретение и передача знаний. Наставничество позволяет не только делиться своими навыками, но и обогащаться новыми идеями и подходами, которые может предложить современная молодежь. Это создает уникальную атмосферу сотрудничества, способствующую инновациям и личностному росту. Я стараюсь быть не только наставником, но и ученицей, открытом для новых знаний и идей.
Наставник всегда «смотрит» с высоты своего опыта, а значит, может помочь своему подопечному избежать ошибок, которые делал он сам. В тоже время наставник не должен решать проблемы подопечного и никогда не дает точные советы, как поступить. Его задача — оградить подопечного от критичных проблем, а далее только «направлять» и мотивировать его решать свои проблемы самостоятельно. Взаимодействуя с педагогами, убеждена, что наставник и наставляемый являются равноправными участниками образовательного процесса. Я стараюсь многому научить своих молодых коллег, но только в том случае если они готовы принимать и пользоваться моими советами. Для меня самое главное, принимать любого начинающего педагога таким, какой он есть, уметь понимать его внутренний мир, отношение к детям, к работе. Стараться предугадывать возможные осложнения в педагогическом процессе и своевременно предупреждать их, незамедлительно и правильно разрешать сложные педагогические ситуации, обладать педагогическим чутьем, уметь управлять педагогическим процессом без принуждения, с легкостью, быть в нем простым, обычным, но нужным человеком. При чем очень часто происходит так, что человек может уже не быть частью вашего коллектива, а общение и необходимость в совете остается еще на долго. В моей практике таких случаев очень много – девчонки переехали, ушли в другой детский сад, но я им всегда готова помочь, если это в моих силах и они это знают …
Кроме того, наставничество имеет сильное влияние на самооценку и уверенность в себе. Я заметила, что, помогая другим, я сама становлюсь более уверенной и самостоятельной. Видеть, как мои советы и поддержка помогают кому-то достигать поставленных целей, наполняет меня гордостью и удовлетворением.
Наставничество предоставляет множество возможностей для личного и профессионального роста. Я понимаю, что, вкладывая свои силы в развитие других, я одновременно развиваю и себя. Каждый успешный ученик – это личная победа и свидетельство того, что я не зря потратила время и силы на обучение и свою помощь.
Наставничество для меня – это не только способ передать знания, но и возможность создать взаимовыгодное сотрудничество, которое обогащает как наставника, так и ученика. Это мой источник силы и значимости, который помогает мне двигаться вперед и развиваться в этом быстро меняющемся мире. Я уверена, что наставничество — это один из самых ценных ресурсов, доступных нам, и я буду продолжать использовать его, чтобы помогать другим и расти вместе с ними.
Счастье видеть реализованных педагогов, для которых ты когда-то был первым учителем в мире профессии… Счастье понимать, что твой труд не бессмыслен, что ты приносишь пользу этому миру, и оставишь после себя память в сердцах, и надеюсь, добрую...
«Если человек хочет пролить свет солнца на других людей, он должен прежде всего иметь его внутри себя», - говорил французский писатель Ромен Ролан.