* {font-family: XO Thames; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;}

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 272 городского округа город Уфа Республика Башкортостан

Эссе

на тему «Привлечение родителей к проблеме развития речи детей дошкольного возраста»

Подготовила:

Янышева С.И.

Уфа - 2024 г.


Привлечение родителей к проблеме развития речи детей дошкольного возраста

Янышева Стелла Ивановна,
воспитатель МБДОУ Детский сад № 272, г. Уфа

Проблема развития речи ребенка дошкольного возраста очень актуальна, так как многие дети в трехлетнем возрасте очень плохо разговаривают. Как же дошкольнику освоить речь? В первую очередь, не нужно стесняться беседовать с ребенком. Разговаривать можно на любые темы, но лучше использовать при этом простые, понятные слова. Малыш как губка впитывает все, что делает и говорит взрослый и стремится подражать ему.

Современные родители не очень понимают, как нужно развивать речь детей. Многие просто включают развивающие мультфильмы, а некоторые, вообще, «всунут» ребенку в руки планшет или телефон и спокойно занимаются своими делами, думая, что так их ребенок развивается. Поэтому мы, воспитатели, стараемся до родителей донести эту информацию: Неплохим развивающим вкладом в речь ребенка станет совместное чтение сказок, разучивание стихов и песен. Нужно играть с ребенком, общаться с ним. От этих игр все получат положительные эмоции, и ребенок, и родитель. Разучивайте вместе с ребенком старшего дошкольного возраста скороговорки и пословицы, соревнуйтесь, кто больше знает их и сможет повторить. Разучивая скороговорки, вы стимулируете деятельность артикуляционного аппарата, способность различать похожие звуки и их комбинации на слух. Чаще играйте в загадки — необходимость узнавать определенное слово через его описание разовьет у ребенка логическое, а также образное мышление.

Также мы рекомендуем родителям, и сами, в режимных моментах, играем с малышами в рифмы, сочиняем простенькие стишки, вслух сравниваем различные предметы, предлагаем и ребенку сравнить и описать их. Разучиваем новые слова, выражения, сочиняем вместе с ребенком сказки, различные истории. Это помогает ему научиться связно выражать свои мысли и правильно составлять предложения. Незаменимым помощником в развитии речи ребенка является чувство ритма. Просто двигаться под музыку, попадая в такт, петь, читать стихи очень важно для психофизиологического развития малыша. Поэтому с детьми дошкольного возраста также занимается и музыкальный руководитель.

Еще мы рекомендуем читать с ребенком стихи. Как правило, дошкольники с удовольствием повторяют сказки К. И. Чуковского, А.Л. Барто. Их простая, но в то же время очень ритмичная структура, звуковые особенности, построенные на повторении групп определенных звуков, полезны для артикуляции. По возможности стараемся ставить мини спектакли по сказкам. Детям это очень нравится! Даже застенчивые дети раскрепощаются. Не нужно просто механически заучивать непонятные ребенку стихотворения. Нужно выбрать вместе что-нибудь, что будет интересно для ребенка. Особенности речевого развития дошкольников предполагают, что дети с удовольствием запоминают и лучше усваивают ту информацию, которая им интересна. Попросите ребенка самостоятельно подобрать рифмы, закончить строчку за вас. Можно играть с ребенком в профессии, предлагая самому подставить нужные слова по смыслу и звучанию: например, учитель — учит, строитель — строит, водитель — водит, а вот врач — совсем не врет, а лечит! Пользуясь случаем, расскажите ребенку об однокоренных словах. Ребенку это нравится и он с удовольствием начинает играть в сюжетно ролевые игры. Нужно стараться не только читать малышу, но и чаще обсуждать с ребенком прочитанное. Попросите ребенка пересказать прочитанное, вспомнить, какими словами в рассказе или сказке характеризуется какой-то предмет или действия, придумать свои определения. Придумав простое предложение, попросите ребенка дополнить его. Придумывайте вместе с ребенком продолжение понравившихся сказок и историй, развивая речь и фантазию. Еще одним хорошим и эффективным способом расширить словарный запас дошкольника является заучивание стихов. Стихи являются как тренировкой для памяти, так и прекрасным средством для заучивания новых слов. Обучая ребенка речи, взрослые также способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, готовят ребенка для обучения в школе, для творческой трудовой деятельности.

Использованная литература:

Л.В. Абрамова, И.Ф.Слепцова;

Социально – коммуникативное развитие дошкольников: Старшая группа. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2017. – 112С.;

Дыбова О.В.

Ознакомление с предметным и социальным окружением. Младшая группа. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016 – 80с.