Эстетическое развитие в процессе чтения как один из элементов профориентационной подготовки учащихся на уроках русского языка и во внеурочное время
Много лет наша школа является стажерской площадкой областного проекта «Политехническая школа». На базе МБОУ СОШ № 122 прошел областной семинар «Роль стажерских площадок «Политехническая школа» в профильной подготовке старшеклассников». Учителя русского языка и литературы приняли активное участие в проведении мастер-классов и поделились опытом своей работы.
У многих участников семинара вызвал интерес метод социально-психологических тренингов при знакомстве учащихся начальной школы и среднего звена с целым рядом профессий. Работа эта нас увлекла.
Как-то на Съезде Российского союза ректоров В. В. Путин сказал, что, «…если мы не сможем воспитать человека с широкими, глубокими, всеобъемлющими…знаниями в гуманитарной сфере…у нас с вами не будет страны».
Мы считаем, что эстетическое развитие в процессе чтения на уроках русского языка и литературы, а также во внеурочное время может стать еще и основой профориентационной подготовки учащихся.
Социально–психологический тренинг как метод направлен на то, чтобы помочь его участникам освоить какую-либо деятельность. Он должен сам по себе быть событием. Лишь тогда возможно личное движение, возможны изменения.
Сочинение четверостиший стало профориентационным упражнением и одновременно игрой. Стремясь к развитию литературных способностей, мы опирались на детское воображение. И работа с метафорой – лучший инструмент для этого. Психологам давно хорошо известны её удивительные свойства. Ученые считают, что для решения какой-либо задачи нужно переводить проблему на язык метафоры. И это можно сделать разными способами. Мы решили, что на первом этапе знакомства детей с профессиями поможет:
Сочинение четверостиший с развернутым сюжетом.
Например, заранее придумываем первую строчку, в которой есть метафора.
Всей группе сразу или отдельным подгруппам предлагаем придумать завершение, в котором проблема бы конструктивно решалась. Другой вариант: участники в подгруппах сами придумывают первую строчку, затем происходит обмен, и стихотворения «доводятся» до счастливого финала. Третья возможность: первая строка, придуманная кем-то из группы, обыгрывается в сценическом действии, а затем «спектакль» разворачивается спонтанно.
Превращение в визуальную, звуковую, двигательную метафору
.
В зависимости от собственных предпочтений и особенностей участников группы можно использовать визуальные образы, музыкальные фрагменты, звуки, жесты, танцевальные движения или статичные «живые скульптуры».
На семинаре мы продемонстрировали презентацию участников тренинга в виде фотослайдов.
Выразительные возможности фонетической системы русского языка всегда отмечали многие писатели и поэты. Даже отдельный звук, не говоря уже о какой-то их комбинации, может оказаться в речи выразительным.
Давно было замечено, что некоторые слова своими звуками как бы изображают то, что называют. Мы чувствуем «давление» звучания на смысловую сторону.
Захотелось поработать с ребятами над звуковой организацией речи, которая, на наш взгляд, является основой эстетического развития.
Ребята говорят, что звук «р» ясно говорит нам о чем-то громком, ярком, красном, горячем, быстром. «Л» - о чем-то бледном, голубом, холодном, плавном, легком. Звук «н» - о чем-то нежном, о снеге, небе, ночи… Звуки «д» и «т» о чем-то душном, тяжком, о тумане, о тьме, о затхлом. Звук «м» - о милом, мягком, о матери, о море. С «а» - связывается широта, даль, океан, марево, размах. С «о» - высокое, глубокое, море, лоно. С «и» - близкое, низкое, стискивающее и т. д.
В наше время возрос интерес к изучению образных, ассоциативных представлений, что говорит об актуальности этой проблемы.
К сожалению, раньше большинство современных школьных учебников по русскому языку почти не содержало дидактического материала, позволяющего познакомить учащихся с выразительными возможностями русской речи. Сейчас этот недостаток исправили.
Основа традиционной методики – формирование и развитие фонетически правильной речи.
На наш взгляд, изучение фонетики должно включать рассмотрение эстетических возможностей русской фоники, благозвучия речи, которое достигается в том числе и равномерным чередованием гласных и согласных звуков, коротких и длинных слогов, отсутствием случайного скопления одних и тех же звуков.
У дошкольников наблюдается обостренное звуковое чувство. Со временем оно угасает. Многие учащиеся к моменту окончания начальной школы обладают недостаточно сформированным умением интонационного оформления речи, способностью оценивать её выразительность и благозвучие. Поэтому, нам кажется, желательно найти пути включения в лингвистическую работу на уроках русского языка и во внеурочное время эстетически значимого языкового материала.
Организуя знакомство ребят с понятием «благозвучие / неблагозвучие речи», знакомим их со шкалой звучности, разработанной Р. И. Аванесовым.
Можно использовать при этом такие задания, как:
Посчитайте, сколько звуков повышенной звучности – гласных и сонорных.
Какую картину помогают «нарисовать» согласные звуки в строфе стихотворения А. С. Пушкина:
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
Каких звуков больше? Как создается впечатление плавного течения реки в строфе из стихотворения А. Блока:
Сумерки. Сумерки вешние,
Хладные волны у ног.
В сердце – надежды нездешние,
Волны бегут на песок.
Составьте описание звуков природы, которые вы представили, читая строки из стихотворения «Русалка» М. Ю. Лермонтова:
Русалка плыла по реке голубой,
Озаряема полной луной;
И старалась она доплеснуть до луны
Серебристую пену волны.
Ребята дали такой ответ: «Благодаря обилию гласных и сонорных строки становятся мелодичными, почти песенно звучными… Представляешь поэтическую картину ночной реки, плавные движения русалки, струящиеся лучи лунного света, всплески речной волны».
Формирование умения понимать красоту речи требует регулярности и систематичности.
Говорим отдельно о сложносокращенных словах, потому что многие из них связаны с различными профессиями.
Сегодня много говорят о засорении языка неудачными аббревиатурами. Ещё до революции они вводились осторожно и отражали требование благозвучия – сочетания гласных и согласных: Лензолото, Продуголь, Рускабель и др.
Неблагозвучные аббревиатуры в наше время стали появляться все чаще: ДЮСШ (детская юношеская спортивная школа), РЖД (Российские железные дороги).
Требование благозвучия, соответствия фонетическим особенностям русского языка обязательно должно учитываться при создании новых слов, в том числе и аббревиатур.
Также наметилась тенденция создавать аббревиатуры, совпадающие по звучанию с несокращенными словами: АИСТ (автоматическая информационная станция), АМУР (автоматическая машина управления и регулирования).
Закон благозвучия здесь соблюдается. Но может возникнуть нежелательная омонимия, и аббревиатура вызовет неуместные ассоциации: ГРОБ (гражданская оборона), МУСОР (Московский уголовный сыскной отдел розыска).
Постижение эстетической функции языка – это целенаправленный процесс формирования устойчивого интереса к родной речи творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать и оценивать прекрасное, значит, быть профессионально подготовленной.
Не имея личного опыта участия в тренинговых группах и тем более собственных тренингов, мы, занимаясь с детьми, компенсировали свой недостаток знаний в этой области, а навыки и умения проведения занятий пришлось развивать самостоятельно.
Труд строителя всем нужен,
Нужен всем и вкусный ужин,
Доктор, чтобы всех лечил,
И учитель, чтоб учил.
Летчик нужен, чтоб летать…
Ну а ты кем хочешь стать?
В. В. Зевакова,
учитель русского языка и литературы школы № 122 г. Новосибирска,
руководитель МО