Эстетическое развитие в процессе чтения как один из элементов профориентационной подготовки учащихся на уроках русского языка и во внеурочное время

Много лет наша школа является стажерской площадкой областного проекта «Политехническая школа». На базе МБОУ СОШ № 122 прошел областной семинар «Роль стажерских площадок «Политехническая школа» в профильной подготовке старшеклассников». Учителя русского языка и литературы приняли активное участие в проведении мастер-классов и поделились опытом своей работы.

У многих участников семинара вызвал интерес метод социально-психологических тренингов при знакомстве учащихся начальной школы и среднего звена с целым рядом профессий. Работа эта нас увлекла.

Как-то на Съезде Российского союза ректоров В. В. Путин сказал, что, «…если мы не сможем воспитать человека с широкими, глубокими, всеобъемлющими…знаниями в гуманитарной сфере…у нас с вами не будет страны».

Мы считаем, что эстетическое развитие в процессе чтения на уроках русского языка и литературы, а также во внеурочное время может стать еще и основой профориентационной подготовки учащихся.

Социально–психологический тренинг как метод направлен на то, чтобы помочь его участникам освоить какую-либо деятельность. Он должен сам по себе быть событием. Лишь тогда возможно личное движение, возможны изменения.

Сочинение четверостиший стало профориентационным упражнением и одновременно игрой. Стремясь к развитию литературных способностей, мы опирались на детское воображение. И работа с метафорой – лучший инструмент для этого. Психологам давно хорошо известны её удивительные свойства. Ученые считают, что для решения какой-либо задачи нужно переводить проблему на язык метафоры. И это можно сделать разными способами. Мы решили, что на первом этапе знакомства детей с профессиями поможет:

Сочинение четверостиший с развернутым сюжетом.

Например, заранее придумываем первую строчку, в которой есть метафора.

Всей группе сразу или отдельным подгруппам предлагаем придумать завершение, в котором проблема бы конструктивно решалась. Другой вариант: участники в подгруппах сами придумывают первую строчку, затем происходит обмен, и стихотворения «доводятся» до счастливого финала. Третья возможность: первая строка, придуманная кем-то из группы, обыгрывается в сценическом действии, а затем «спектакль» разворачивается спонтанно.

Превращение в визуальную, звуковую, двигательную метафору

.

В зависимости от собственных предпочтений и особенностей участников группы можно использовать визуальные образы, музыкальные фрагменты, звуки, жесты, танцевальные движения или статичные «живые скульптуры».

На семинаре мы продемонстрировали презентацию участников тренинга в виде фотослайдов.

Выразительные возможности фонетической системы русского языка всегда отмечали многие писатели и поэты. Даже отдельный звук, не говоря уже о какой-то их комбинации, может оказаться в речи выразительным.

Давно было замечено, что некоторые слова своими звуками как бы изображают то, что называют. Мы чувствуем «давление» звучания на смысловую сторону.

Захотелось поработать с ребятами над звуковой организацией речи, которая, на наш взгляд, является основой эстетического развития.

Ребята говорят, что звук «р» ясно говорит нам о чем-то громком, ярком, красном, горячем, быстром. «Л» - о чем-то бледном, голубом, холодном, плавном, легком. Звук «н» - о чем-то нежном, о снеге, небе, ночи… Звуки «д» и «т» о чем-то душном, тяжком, о тумане, о тьме, о затхлом. Звук «м» - о милом, мягком, о матери, о море. С «а» - связывается широта, даль, океан, марево, размах. С «о» - высокое, глубокое, море, лоно. С «и» - близкое, низкое, стискивающее и т. д.

В наше время возрос интерес к изучению образных, ассоциативных представлений, что говорит об актуальности этой проблемы.

К сожалению, раньше большинство современных школьных учебников по русскому языку почти не содержало дидактического материала, позволяющего познакомить учащихся с выразительными возможностями русской речи. Сейчас этот недостаток исправили.

Основа традиционной методики – формирование и развитие фонетически правильной речи.

На наш взгляд, изучение фонетики должно включать рассмотрение эстетических возможностей русской фоники, благозвучия речи, которое достигается в том числе и равномерным чередованием гласных и согласных звуков, коротких и длинных слогов, отсутствием случайного скопления одних и тех же звуков.

У дошкольников наблюдается обостренное звуковое чувство. Со временем оно угасает. Многие учащиеся к моменту окончания начальной школы обладают недостаточно сформированным умением интонационного оформления речи, способностью оценивать её выразительность и благозвучие. Поэтому, нам кажется, желательно найти пути включения в лингвистическую работу на уроках русского языка и во внеурочное время эстетически значимого языкового материала.

Организуя знакомство ребят с понятием «благозвучие / неблагозвучие речи», знакомим их со шкалой звучности, разработанной Р. И. Аванесовым.

Можно использовать при этом такие задания, как:

Посчитайте, сколько звуков повышенной звучности – гласных и сонорных.

Какую картину помогают «нарисовать» согласные звуки в строфе стихотворения А. С. Пушкина:

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя.

Каких звуков больше? Как создается впечатление плавного течения реки в строфе из стихотворения А. Блока:

Сумерки. Сумерки вешние,

Хладные волны у ног.

В сердце – надежды нездешние,

Волны бегут на песок.

Составьте описание звуков природы, которые вы представили, читая строки из стихотворения «Русалка» М. Ю. Лермонтова:

Русалка плыла по реке голубой,

Озаряема полной луной;

И старалась она доплеснуть до луны

Серебристую пену волны.

Ребята дали такой ответ: «Благодаря обилию гласных и сонорных строки становятся мелодичными, почти песенно звучными… Представляешь поэтическую картину ночной реки, плавные движения русалки, струящиеся лучи лунного света, всплески речной волны».

Формирование умения понимать красоту речи требует регулярности и систематичности.

Говорим отдельно о сложносокращенных словах, потому что многие из них связаны с различными профессиями.

Сегодня много говорят о засорении языка неудачными аббревиатурами. Ещё до революции они вводились осторожно и отражали требование благозвучия – сочетания гласных и согласных: Лензолото, Продуголь, Рускабель и др.

Неблагозвучные аббревиатуры в наше время стали появляться все чаще: ДЮСШ (детская юношеская спортивная школа), РЖД (Российские железные дороги).

Требование благозвучия, соответствия фонетическим особенностям русского языка обязательно должно учитываться при создании новых слов, в том числе и аббревиатур.

Также наметилась тенденция создавать аббревиатуры, совпадающие по звучанию с несокращенными словами: АИСТ (автоматическая информационная станция), АМУР (автоматическая машина управления и регулирования).

Закон благозвучия здесь соблюдается. Но может возникнуть нежелательная омонимия, и аббревиатура вызовет неуместные ассоциации: ГРОБ (гражданская оборона), МУСОР (Московский уголовный сыскной отдел розыска).

Постижение эстетической функции языка – это целенаправленный процесс формирования устойчивого интереса к родной речи творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать и оценивать прекрасное, значит, быть профессионально подготовленной.

Не имея личного опыта участия в тренинговых группах и тем более собственных тренингов, мы, занимаясь с детьми, компенсировали свой недостаток знаний в этой области, а навыки и умения проведения занятий пришлось развивать самостоятельно.

Труд строителя всем нужен,

Нужен всем и вкусный ужин,

Доктор, чтобы всех лечил,

И учитель, чтоб учил.

Летчик нужен, чтоб летать…

Ну а ты кем хочешь стать?

В. В. Зевакова,

учитель русского языка и литературы школы № 122 г. Новосибирска,

руководитель МО