ЭСТРАДНЫЙ?ТАНЕЦ:?ВОСПИТЫВАТЬ,?РАЗВЛЕКАЯ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение ?Детский сад ?Сказка? п. Новостройка Кемеровского района

Данная статья посвящена изучению и анализу воспитательного потенциала детского эстрадного танца. Исследуется история становления эстрадного танца, его ключевые элементы, средства художественной выразительности. Выявляется воздействие всех компонентов эстрадного танца на творческие способности детей, их эмоционально-волевую сферу. Делается заключение о том, что эстрадный танец обладает широкими возможностями не только развлекать воспитанников, но и воспитывать их в творческом и личностном отношении. 
В настоящий момент эстрадный танец является неотъемлемым средством эстетического и физического воспитания детей. Его потенциал в этом отношении велик, что показывает современная педагогическая практика.?Ценность эстрадного танца в воспитательном воздействии усиливает тяга к нему детей, которым интересно заниматься этим жанром хореографического искусства. Однако в педагогической среде он еще объективно не оценен. Распространено мнение, что эстрадный танец – это нечто легкомысленное, не несущее в себе художественной нагрузки. Но если обратиться к его истории, то можно понять, что это далеко не так. 
Эстрадным танцем принято называть вид?сценического танца. Чаще всего?это?хореографическая сценка. Как и классический танец, эстрадная хореографическая миниатюра имеет в своей основе четкую драматургию и собственные средства художественной выразительности, о которых будет сказано ниже. Эстрадный танец произрастает из народного творчества – гуляний, выступлений народных плясунов. 
Как и другие виды искусств, хореографическое искусство формировалось постепенно. Эстрадный танец, как одно из его ответвлений, выделился в?XIX?веке, когда стали возникать кафешантаны, кабаре, появились первые варианты эстрадных концертов. Особенно это явление было распространено во Франции. Мощным толчком для развития эстрадных танцев стало рождение нового революционного искусства – джаза на переломе?XIX?и ХХ веков.?Как известно, в США 20-е гг. вошли в историю под названием ?эпоха джаза?. Несмотря?на то, что джаз в официальных кругах имел аморальную репутацию, ?джазовая лихорадка? распространялась с невероятной скоростью. По словам И.В.?Цалера, ?джазовая мода разлетелась по всем Соединенным Штатам?.
 В многочисленных танцевальных залах молодые афроамериканцы изобретали новые танцевальные движения,?которые были намного разнообразнее и свободнее, чем механические танцы предыдущих эпох. Исследователь указывает, что хот-джаз ?привнес много нового в западную концепцию отдыха, в модели поведения?. И огромная роль в этих новшествах сыграли именно танцы, ведь двигаться под джаз нельзя было по-старому. Но сводить джаз только к новому виду танцев невозможно, так как эта музыка перечеркивала устоявшиеся традиции, ?звала миллионы молодых американцев всех цветов кожи к слому формальных границ и пересмотру общественных отношений, меняла жизнь и мировоззрение?. 
Отозвалась на мировые изменения в культуре и Россия. В начале ХХ века в нашу страну тоже проникли эстрадные веяния: песня, танец, различные комбинированные номера. Далее эта тенденция отозвалась и в киноиндустрии – герои советских фильмов исполняли эстрадные танцы, делая их невероятно популярными. В?течение двадцатого столетия вошедшая в моду танцевальная музыка демонстрировала различные свои стороны: румба, танго, рок-н-ролл, шейк, твист, латиноамериканские танцы, диско. 
Несмотря на идеологические препятствия, в советской культуре нашлось немало деятелей, которые, по сути, создали своеобразные традиции отечественной?танцевальной музыки. Это, в первую очередь,?А.Н.?Цфасман, А.М. Полонский, А.В. Варламов и другие. 
Даже столь краткий экскурс позволяет понять, что эстрадный танец имеет глубокие и разнообразные культурные традиции, богатую культурную платформу. Одно из лучших достижений эстрадного танца – это?сюжетно-танцевальная?миниатюра,?которая могла быть как комедийной, так и драматической (первый вариант был наиболее распространенным).?Для воплощения такой миниатюры выбирался музыкальный материал, в котором главенствовали энергичные ритмы. В соответствии с ритмом выбиралось и пластическое решение. Лучшие номера такого типа были насыщены художественной идеей,?драматургически?завершены,?оригинальны по своему?замыслу?и?реализации?при лаконичности художественных средств. Именно такая эстрадная танцевальная миниатюра, на наш взгляд, обладает наибольшим потенциалом для эстетического воздействия на детей, их художественного воспитания. Ведь для постановки и реализации сюжетного эстрадного танца требуются не только технические умения, но работа ума и сердца, чтобы понять замысел, идею номера и донести его до зрителя. 
Искусство танцора, как и любого другого артиста, заключено?в создании и?передаче?художественного?образа. Танец должен быть наполнен мыслью и чувством, отличаться?выразительностью.?Чтобы справиться с такими нелегкими задачами, ребенок должен художественно осмыслить сюжет и передать его с помощью языка танца. И в этом случае ему не обойтись без актерских способностей, без актерского мастерства. Поэтому включая в занятия по хореографии уроки по развитию актерских способностей, педагог значительно обогащает личность своих учеников, воспитывая в них такие необходимые для гармонично развитой личности качества, как фантазия, воображение, внимание, темпо-ритм и т.д. Руководитель может взять за основу систему К.С. Станиславского или М.А. Чехова и в доступной для детей форме, в соответствии с их возрастом, преподносить им элементы актерского мастерства, без которых им не обойтись в работе над сюжетным эстрадным танцем. 
Занятия современным танцем помогают выработать такой элемент творчества, как импровизация. Особенно это свойственно джаз-танцу, который вообще может очень многое дать начинающему танцору –?и в?техническом, и в эстетическом плане. 
Важнейшим принципом джаз-танца является импровизация, которая предполагает свободное фантазирование, особый метод художественного творчества. В джазовом танце импровизация?способствует потребности?исполнителя отражать изменения, происходящие вокруг него, как эстетические, так и социальные. К отличительным особенностям джаз-танца следует отнести также повышенную эмоциональность. Как указывает Е.В.?Овчинников, ?душа в джаз-танце живет вместе с телом, в одном ритме, настрое?. 
Экспрессия также является весьма важным фактором в джаз-танце. Отметим, что джаз-танец является выражением той музыки, под которую он исполняется, и происходит это через?движения?грандиозные, наполненные эмоциями, а зачастую, и драматическими. Стоит отметить и такую разновидность джазового танца как блюз-джаз, отражающий в достаточной мере эстетику блюза.?Это медленный, чувственный и, в то же время, эмоциональный танец, который исполняется, соответственно, под музыку блюз. В этом стилевом направлении, как и в его музыкальном аналоге, выражены грусть или тоска, одиночество или страдание, радость или гнев,?любовь или даже страсть. Все, что чувствовал ранее одинокий черный раб, оторванный от родной земли, оказалось близким и современному человеку.
Современный джаз-танец (во многом благодаря музыке, под которую он исполняется) выявляет безграничные возможности для исполнителя. В то же время от танцора требуется творческий подход и индивидуальность, в чем, конечно, не откажешь хорошему классическому танцовщику.
Интересно, что джаз танец позаимствовал некоторые движения и терминологию у двух других основных направлений хореографии: балета и модерна. Первый ?подарил? ему французские названия движений, а также позиции ног и рук. Модерн – свободу и?раскрепощенность?торса.?В работе с детьми к различным видам эстрадного танца нужно подходить избирательно и адаптировать их соответственно возрасту. 
Обращаясь к работе подобного рода, необходимо с большой ответственностью подходить к сюжету. В данном случае можно предоставить?будущим исполнителям самостоятельность в формировании будущего сюжета; можно натолкнуть их на мысль, либо самому предложить фабулу. Желательно все же давать возможность юному танцору самому придумать сюжет или домыслить предложенный преподавателем. В этом случае ребенок не только значительно продвинется вперед в творческом развитии, т.к. ему придется задействовать свою фантазию, воображение, логику, мышление, но и получит дополнительный стимул к занятиям. Почувствовав себя автором проекта, он начнет заниматься с повышенным интересом и энтузиазмом. Иногда, преследуя воспитательные цели, педагог может предложить такой сюжет для танца, события которого вызовут у него эмоциональный отклик, заставят сопереживать героям или порадоваться вместе с ними. Это очень важно, т.к. без морально-этического контекста образовательный процесс очень сильно обедняется и, возможно, теряет свой смысл.
Работая с подрастающим поколением, руководитель использует различные методы и формы для достижения наилучшего результата. Среди наиболее важных форм для расширения кругозора в ходе занятий назовем знакомство с музыкой, ее прослушивание; занимательные лекции по истории танца, рассказ о?выдающихся хореографах и танцоров. Все это поможет им осознанно откликаться на мысли и идеи. 
Педагог призывает использовать эти склонности и начинать ритмическое развитие детей с обучения ритмическим премудростям без музыки (как начальный этап). Эти рекомендации можно и нужно использовать в студии детского эстрадного танца. Ритмические игры, кроме радости, принесут участникам коллектива еще и ощутимую пользу. Начинать следует с простых игр, направленных на элементарное чувство ритма. Это хлопки на заданный ритм, танцевально-ритмические движения, проговаривания слов или стихотворений в определенном ритме. Все это в дальнейшем облегчит восприятие музыки, без которой танец немыслим. Говоря о детском эстрадном танце, нельзя не сказать и о том, что в силу его происхождения, о чем уже говорилось выше, он имеет более изощренный ритм – как, собственно, эстрадный танец в целом. Это связано с привлечением в его поэтику афроамериканских, латиноамериканских и других усложненных ритмов, непривычных для европейца. В связи с этим педагог должен проводить ряд мероприятий. Во-первых, слушать с детьми как можно больше танцевальной музыки, сочетая этот процесс с познавательной беседой. Во-вторых, ввести в занятия упражнения, напрямую направленные на формирование?эстрадно-джазового чувства ритма. Огромное воспитательное и развивающее значение имеют игры на ритмическую импровизацию. 
С самого начала детей нужно приучать к мысли о том, что каждый штрих танца, каждая его деталь должны быть гармоничны и направлены на создание цельного художественного образа, иначе ребенок просто не будет понимать язык танца, а значит, не сумеет полноценно воплотить задуманное. 
Для сюжетного танца такое положение будет катастрофичным. Поэтому педагог должен приложить все усилия для того чтобы научить воспитанников осознанно подходить к любому танцевальному движению. Не ограничиваться только показом (хотя этот метод воздействия никак нельзя исключать из педагогической практики), но и постоянно подталкивать детей к придумыванию собственных танцевальных движений и образов.
Педагог должен проявлять чуткость и внимательность, учитывать возрастные и психологические особенности детей и в то же время направлять их мысль по пути нестандартных решений, т.к. в сюжетном танце очень легко увлечься стереотипным решением образа и остановиться на этом. Пресекать подобные тенденции следует еще на начальном этапе, когда педагог с воспитанниками под музыку ищет наметки будущего образа. Не секрет, что очень часто музыка сама подсказывает детям, как показывать того или иного героя. И в таких случаях, заметив попытку формально решить этот вопрос, следует предложить юным танцорам попробовать найти новые и оригинальные детали. 
Детский сюжетный танец дает широкие возможности стать таким инструментом для самовыражения, позволяет овладеть языком танца. В итоге, дети развиваются и как исполнители, и как создатели номера, то есть ощущают себя в какой-то мере и хореографами. 
Итак, занятия детским эстрадным танцем, помимо умения танцевать, развивают музыкальный кругозор, изощренное чувство ритма, фантазию, воображение, внимание, мышление, импровизационные навыки, побуждают к самостоятельному творчеству. Эстрадный танец иногда обвиняют в легкомыслии и бесполезности. Однако история самого жанра и практическая работа с детьми опровергают это несправедливое мнение и позволяют утверждать, что?за внешней?мишурой?эстрадного танца?скрывается глубокий?образовательный?и?воспитательный?потенциал,?а?за развлекательным характером, яркими костюмами и хореографией?таится?глубокий смысл, серьезная художественная идея. Все?это?является?полноценным средством?для?воспитания и обучения детей.