Эстрадный вокал в системе дополнительного образования 

Бондаренко Н.В
педагог дополнительного образования
МБУ ДО ЦДТ г. Большой Камень,
 
На сегодняшний день занятия эстрадным вокалом в сфере дополнительного образования стали очень популярны и востребованы. Такой большой популярности эстрадного исполнительства способствуют средства массовой информации, особенно телевидение с многочисленными вокальными проектами, такими как ?Голос?, ?Новая волна?, ?Песни?. 
Система дополнительного образования, следуя тенденциям нового времени, с каждым годом все активнее использует для развития музыкальности детей и их музыкального вкуса именно эстрадную музыку.
По анкетным данным считалось, что основным видом музыкального исполнительства в условиях общеобразовательных школ и различных объединений системы дополнительного образования является хоровое пение. Но в настоящий момент большей популярностью пользуется всё же сольное и ансамблевое пение, при этом эстрадное исполнение пытается сместить академическое. Интерес детей, родителей и зрительской аудитории к этому виду творчества имеет большой спрос и растет с каждым годом.
Занятия эстрадным вокалом в системе дополнительного образования направлены, прежде всего, на формирование и развитие личности ребенка, его внутренней культуры, избавление от различных психологических зажимов и, конечно же, развитие музыкальных способностей. Занимаясь эстрадным вокалом, обучающийся осваивает профессиональные певческие навыки, специфические приёмы, характерные для различных жанров популярной музыки, обучается навыкам работы с текстом, фонограммой, микрофоном и звуковой аппаратурой. Помимо этого, он также учится работать в команде с другими детьми, достигать поставленной цели и своим трудом добиваться успеха.
На занятиях эстрадного вокала дети учатся правильно петь, красиво двигаться во время исполнения, свободно и раскрепощено чувствовать себя в любой обстановке, особенно на сцене. Занятия эстрадным вокалом в учреждениях дополнительного образования помогают ребенку сориентироваться в сложном мире, почувствовать себя в кругу друзей и единомышленников, развивают его коммуникативные способности, расширяют представления о мире и людях, облегчая для ребёнка процесс прохождения социальной адаптации, помогают ему в сложном процессе самосознания.
Существует несколько форм работы с детьми: индивидуальная и групповая (ансамблевая). Занятия ведутся по дополнительной общеразвивающей программе, которую разрабатывает педагог. Данная программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей в плане тем и усвоения материала и соответствует разному уровню обучающихся (от стартового до продвинутого и т.д.)
Отношения между педагогом и обучающимся, и между детьми в коллективе оказывают огромное влияние на их творческое развитие. По моему мнению, во главе процесса обучения вокалу должна стоять не столько технология обучения, сколько душевное состояние, раскрепощение творческого духа ребенка, те нравственные изменения, которые возникают в нем. В творческом коллективе между детьми должны складываться теплые, дружеские отношения. Дети должны быть толерантными друг к другу, относиться уважительно к чужим успехам, научиться уважать талант друг друга, болеть за коллектив в целом.
Что касается личности педагога по вокалу и его взаимодействия с детьми, нужно заметить, что он очень часто является для детей не просто педагогом, обучающим их основам эстрадного мастерства и поведению на сцене, но и психологом, их товарищем и даже другом. Давая ребенку определенную долю самостоятельности во время учебного процесса, педагог позволяет обучающемуся проявлять инициативу. Таким образом, педагог делает практически незаметной грань между ним и ребенком, даёт ощутить отношение партнерства и сотрудничества, повышая тем самым степень доверия к себе, что положительно сказывается на воспитательном процессе.
На развитие ребенка, его творческих и вокальных способностей большое влияние оказывает репертуар, который он исполняет. Репертуар для вокалистов выбирается с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей. В соответствии с ним выполняются необходимые упражнения-распевки, направленные на разрешение определенных проблем, преодоление технических трудностей и на воплощение творческих задач. Правильно подобранный репертуар формирует и закрепляет навыки вокального исполнительства.
В современном мире существует огромное количество музыкального материала различных жанров. У обучающихся большой популярностью пользуются современные обработки песен, проверенных временем, которые по праву могут быть названы ?классикой детской песни?. Также в их репертуаре не только детские песни, но и очень много произведений современных взрослых певцов-музыкантов, где обучающиеся по-своему используют различные актерские и певческие приемы.
Как уже было сказано выше, эстрадное пение отличается от академической не только самой манеры исполнения, способами вокализации и фонации, но и средствами сценического воплощения. Сольное или ансамблевое пение под музыкальную фонограмму с микрофоном, напрямую связанно с постановкой концертных эстрадных номеров, т.е. объединение вокального исполнения, танцевальных движений и актерского мастерства, для воплощения художественного образа и содержания песен посредством мимики, жестов и пластики, оформление номера яркими, красочными костюмами.
На занятиях эстрадным вокалом дети учатся перебарывать свой страх, стеснительность, неуверенность в себе и выходят на сцену, как настоящие артисты, общаясь с залом, стараясь передать основную мысль исполняемого произведения. Побывав на сцене в качестве артиста и исполнителя, испытав сценическое волнение и получив удовлетворение от своего выступления, дети строят множество дальнейших планов, понимая, что для того, чтобы добиться успеха, нужно много работать над собой. Концертные выступления являются для обучающихся стимулом к работе, они побуждают обновлять и увеличивать свой репертуар, быть всегда в хорошей исполнительской форме. Самое главное, что дают обучающимся занятия эстрадным вокалом, кроме навыков сцены, — это дисциплина, уважение к своему и чужому времени и труду. Это очень важное качество и в любой работе, и в жизни.
Также занятия эстрадным вокалом имеют профориентационную значимость и дают понять детям, кем они хотят быть в будущем, и куда они хотят поступать учиться после окончания школы.
Источники:
Гонтаренко, Н. Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства. 3-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 155 с. 
Лебедев, О. Е. Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студ. высш. учебн. заведений. / Под ред. О.Е.Лебедева. – М., 2000
Медведь, Э. И. Эстетическое воспитание школьников в системе дополнительног образования. – М., 2002
Михайлова, М. А. Развитие музыкальных способностей детей. - Ярославль, 1997. – 238 с.
Муратов, М. М. Эстрада как феномен массовой культуры: дис. на соис. учен. степ. канд. филос. наук. Казань, 2005. 158 с.
Тагильцева, Н. Г. Эстетическое восприятие музыкального искусства и самосознание ребенка: монография - Екатеринбург, 2008. – 101 с.








2