Этапы обучения танцевальному движению на занятиях спортивными бальными танцами.
Обучение конкретному танцевальному движению можно условно разделить на три тесно связанных между собой этапа.
Первый этап – ознакомление с изучаемым движением, создание о нем предварительного представления;
Второй этап – углубленное разучивание движения;
Третий этап – закрепление и совершенствование техники исполнения движения.
Четкую границу между этапами провести трудно, но их выделение удобно для уточнения частных задач и подбора методических приемов для их решения
Ознакомление с изучаемым движением, создание о нем предварительного представления
В результате первичных сведений о новом движении (форме,
амплитуде, направлении действия, отдельных положениях и др.) и
двигательного опыта, накопленного в памяти ученика, устанавливаются
общие связи, обеспечивающие построение исходной программы
предстоящих двигательных действий. Четкость представления об изучаемом упражнении, его образ служит основой сознательного овладения упражнением.
Формирование образа танцевального движения происходит в соответствии с теорией отражения: чувственная форма его познания дополняется рациональной (осознанной)
и результаты обеих форм познания проверяются в практике. Представление о танцевальном движении формируется на основе информации, поступающей в центральную нервную систему от сенсорных систем. В результате начинают функционировать психические процессы: ощущения, восприятия, представления (чувственная форма познания) вплоть до активной мыслительной деятельности и включения в процесс познания личностных свойств танцора (формируется отношение к
изучаемому движению). И после того, как вся информация о движении будет переработана, и создан живой образ упражнения, танцор получает основания для его осознанного выполнения. Успех зависит от четкости сформированного представления и способностей танцора выполнить танцевальное движение в соответствии с его образом.
Для создания у танцоров предварительного представления о танцевальном движении используются следующие методические приемы: название танцевального движения, показ, объяснение его значения и техники исполнения, опробование.
Углублённое разучивание движения
При разучивании танцевального движения уточняются полученные
ранее представления о нем по возможно большему числу параметров
техники движений, устанавливается самоконтроль за движениями,
устраняются ошибки в технике исполнения, совершенствуется культура
движений, происходит овладение основами техники танцевального
движения.
Методика обучения на этом этапе складывается, в основном, из
методов целостного выполнения изучаемого упражнения с избирательным
совершенствованием деталей техники.
Для уточнения представления об упражнении большое значение имеет
взаимодействие в работе сенсорных систем: двигательной, зрительной,
слуховой, вестибулярной, тактильной. В каждом конкретном случае
ведущую роль играет какая-либо одна из них.
В первых попытках исполнения сложного упражнения трудно
избежать неточных, ошибочных движений, и здесь большое значение
имеет своевременное исправление допущенных неточностей. Для этого
педагогу необходимо постоянно уточнять представления учеников о
танцевальном движении, их собственных возможностях выполнять его,
научить осуществлять контроль и самоконтроль за своими действиями,
своевременно вводить дополнительные объяснения техники движений.
Ошибка – это действие, не позволившее достичь поставленной цели.
Причинами ошибки могут быть: недопонимание техники исполнения
танцевального движения; слабо развитые способности;
недисциплинированность; отсутствие целеустремленности; недостаточная
нравственная воспитанность. Нельзя допускать ошибочных действий –
впоследствии очень сложно устранить «въевшуюся» ошибку.
Продолжительность этапа разучивания танцевального движения
зависит от сложности его структуры, от уровня общей и специальной
подготовленности занимающихся к овладению им, от типа их нервной
системы и от методического мастерства педагога. Данный этап обычно заканчивается, когда обучаемые могут правильно выполнить разучиваемое
танцевальное упражнение, хотя при этом еще возможны отдельные
неточности в выполнении некоторых деталей техники танцевальных
движений.
Перечисленные выше методические приемы являются основными,
они подтверждены практикой или вытекают из нее. При этом
предоставляются большие возможности для творчества. Большие
возможности открываются при изучении и воспитании личностных
свойств танцоров. Это почти не изученный вопрос, хотя именно
личностные качества показывают, чем богат человек от природы, что
вложено в него воспитанием, на что он способен в любом виде
деятельности.
Закрепление и совершенствование техники исполнения танцевальных движений
После устранения ошибок, когда движение выполняется уже
достаточно уверенно и точно, переходят к совершенствованию техники его
исполнения. Учащихся приучают выполнять танцевальные движения в
меняющихся условиях занятий. В этом случае могут использоваться
следующие методические приемы:
а) соединение изученного движения с другими или включение его в
различные комбинации, выполнение их на тренировках в непривычных
для занимающихся условиях;
б) приглашение на тренировку опытных судей с целью оценки
качества выполнения изученных движений и вариаций, соревнование на
лучшее исполнение танцевальных движений;
в) выполнение упражнений на фоне утомления, эмоционального
возбуждения или угнетения и др.;
г) искусственное затягивание времени выполнения вариации.
Это позволяет довести степень владения движением до уровня
прочного автоматизированного навыка, благодаря которому
занимающийся выполняет движения в различных условиях (турниры и
выступления) на протяжении длительного промежутка времени.
После завершения процесса обучения танцевальному движению
основные усилия могут быть направлены на выполнение вариантов
освоенного движения, имеющих сходные детали с предыдущим; на
изменение условий выполнения, например, в различных соединениях с
другими упражнениями.