Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Детская школа искусств с. Тирлянский
Муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан
Методическая разработка
Тема: Этапы работы над музыкальным произведением.
Подготовила
преподаватель по классу фортепиано
Курочкина Ирина Ивановна
с. Тирлянский
2023г.
Содержание:
1.Введение.
2.Первый этап работы над произведением.
3.Второй этап работы над произведением.
4.Третий этап работы над произведением.
5.Заключение.
6. Список литературы.
Введение.
Занятия музыкой – это колоссальный труд! И только в процессе труда рождается вдохновение и ребенок начинает радоваться плодам своего творчества! А вот трудиться у нас не только дети не хотят, но зачастую и родители! Тут как в спорте, за тяжелыми тренировками приходят долгожданные победы!!!
Эстрадное выступление подводит итог всей проделанной работы. Очень важно, чтобы исполняемое произведение стало для ученика любимым, приносило творческое вдохновение юному музыканту. Яркое, эмоциональное исполнение всегда будет иметь большое значение, а иногда может крупным достижением для ученика и для преподавателя.
Работа над музыкальным произведением – тернистый, сложный путь, где невозможно применение штампов и клише. Одно и тоже произведение, в зависимости от способностей ученика, требует нового взгляда, иного прочтения. Степень педагогического мастерства заключается в том, чтобы превратить работу над произведением в увлекательный творческий процесс, как для ученика, так и для преподавателя.
Первый этап работы над музыкальным произведением:
- ознакомление;
- разбор текста;
- разучивание по нотам.
Обычно работу над музыкальным произведением мы начинаем с предварительного прослушивания нового сочинения, знакомства со стилем, эпохой и биографией композитора.
На начальном этапе преподаватель сам исполняет новое произведение ученику, тем самым стимулирует его к дальнейшей работе.
Затем – прослушивание изучаемого сочинения в аудио или видеозаписи, в исполнении известных пианистов различных эпох, следя за нотным текстом. После предварительного ознакомления вместе с учеником проводится анализ:
- определение характера и строения произведения;
- определяется тональный план, темп, особенности ритма;
- обсуждается динамика, разбираются штрихи;
- намечаются кульминационные точки;
- решаются какие технические приемы будут использованы в работе.
После этого ученик рассказывает о своих впечатлениях о произведении. (Предложение - найти биографические факты о композиторе, послушать его другие сочинения)
Ознакомившись с произведением , приступаем к разбору нотного текста:
- тщательное прочтение нотного текста в медленном темпе;
- метро-ритмическая точность;
- выбор и использование точной аппликатуры;
- применение верных штрихов;
- осмысленная фразировка и динамика;
- понимание гармонической фактуры;
- чуткая и точная педализация.
Время, отведенное на разбор произведения, будет самым разным для учащегося различной степени музыкального развития и одаренности. Одному ученику потребуется три – четыре урока, чтобы принести грамотный разбор, а кому-то потребуется значительно больше времени и усилий.
Верная и удобная аппликатура способствует более быстрому запоминанию текста, неправильная – тормозит процесс выучивание.
Поэтому
- преподаватель продумывает и записывает аппликатуру;
- ученик продолжает записывать аппликатуру на уроке под контролем;
- ученику предлагается продолжить запись аппликатуры самостоятельно.
При разучивании музыкального произведения важен ритмический контроль, развивающий чувство единого дыхания, понимания целостности формы. Это:
- работа со счетом вслух;
- работа с метрономом ( проговаривание ритмослогов, отстукивание сильной доли ногой и т.д.)
Полезно заниматься ритмом как на начальном этапе работы, так при исполнении выученного произведения.
Второй этап работы над произведением это
- выучивание наизусть;
- работа над звуком;
- фразировка, динамика;
- техническое овладение произведением.
Важный период в работе над произведением – выучивание текста наизусть. Когда учить произведение наизусть в конце работы над ним или в начале- решается преподавателем по-разному.
Существует четыре способа разучивания произведения:
- за фортепиано с нотами;
- без фортепиано с нотами;
- за фортепиано без нот;
- без фортепиано и без нот. Метод И. Гофмана
Самый распространенный – первый способ. Разделить произведение на части или эпизоды, вести работу поэтапно, добиваясь качественного результата.
Способы запоминания и выучивания наизусть:
- учить отдельно партию каждого голоса или руки наизусть (особенно актуально для полифонии). Такой способ работы дает возможность ученику лучше прослушать и запомнить каждый голос в отдельности и всю фактуру в целом.
- начинать произведение с любого раздела, части, музыкального построения. Этот метод приводит к большей уверенности исполнения.
- использовать накопительный метод запоминания, то есть исполнять произведение с последнего предложения, затем с предпоследнего и так прибавлять по одному предложению.
Используя этот метод работы, ученик гарантирован от всяких случайностей на концерте, так как он сможет в любой момент охватить произведение в целом, и представить себе любое конкретное музыкальное построение.
Работа над звуком считается самой сложной. Это воспитание умения вслушиваться в звучание инструмента. Работая над звуком, преподаватель стремится достичь естественного, сочного, мягкого звучания иеструмента.
Как элемент выразительности и передачи эмоционального состояния выступает динамика, которая помогает выявить кульминационные точки произведения и обогатить фактуру яркими красками. С учеником нужно выстроить динамический план таким образом, чтобы напряженность звуковой кульминации соответствовала ее значимости в общем эмоциональном и смысловом контексте. В результате форма произведения окажется охваченной единым эмоциональным целым, что приведет к завершенной композиции.
Работа над педалью является неотъемлемой и необходимой на данном этапе. Главное – суметь избежать крайностей: слишком экономной, сухой и, наоборот, через чур обильной педализации.
С самых первых уроков при работе над музыкальным произведением мы прививаем ученику элементы грамотного музыкального мышления. Разбор строения музыкальной фразы, в которой должна быть своя смысловая вершина. Поэтому на данном этапе особое значение приобретает работа над фразировкой. Вдумчивое отношение к фразе позволяет вникнуть в музыкальное содержание произведения.
Одновременно нельзя выпускать из виду моменты разграничения музыкальных построений, завершение одной и начало новой музыкальной мысли.
При техническом овладением произведения просматриваются две задачи:
- преодоление технических сложностей в медленном или умеренном темпах;
- работа над техническими приемами в нужном характере звучания и в конечном темпе.
Технические приемы исполнения следует отрабатывать в медленном темпе или в среднем до тех пор, пока они не будут заучены до автоматизма;
- трудные пассажи разделяются на мелкие фразы и последовательно осваиваются в умеренном темпе;
- каждой рукой отдельно разучиваются по тактам с остановкой на сильной доле.
Что касается работы в конечном темпе, то перед учеником необходимо поставить следующие задачи: приобретение нужной ловкости, быстрой двигательной реакции, контроля внимания и осмысленности звукоизвлечения (тренировать надо не только пальцы, сколько голову).
Третий этап работы:
- выявление целостности произведения;
- уточнения исполнительского замысла;
- подготовка к концертному исполнению.
Воспитание у ученика способность слышать , охватить все произведение целиком и умение исполнить его на эстраде – важная задача на заключительном этапе работы.
Восприятие музыкального произведения всегда связано с прослушанием его в целом. В этом нам может помочь возвращение на ранние этапы работы, такие как повторное прослушивание в аудио, видеозаписи. Сравнить свою интерпритацию с трактовкой великих пианистов, обогатить опыт эстетического восприятия.
Уметь настраивать ученика перед концертным выступлением, вселять уверенность в своих силах, а после выступления отметить положительные результаты, проявляя при этом корректность в выражении критики – вот проявление профессионализма преподавателя, педагога.
Роль педагога, преподавателя в процессе работы над музыкальном произведении огромна. Участие его должно быть активно – творческим на всех этапах работы.
Заключение:
Творческое общение с преподавателя со своим учеником не укладывается в формат перечисленных этапов работы. Воспитание юного пианиста не поддается регламенту учебного процесса ,оно не имеет предела. Начиная с первых уроков, мы стараемся вложить в каждого ученика частичку своей души, привить любовь к самому прекрасному из искусств, используя при этом весь преподавательский талант и большой опыт.
Литература:
1.Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство.- Музыка,1986.
2.В классе А.Б. Гондельвейзера.- М., 1986.
3.Гофман И. Фортепианная игра.- М.,Музгиз,1961.
4. Игумнов К.Н. Проблемы исполнительства. Сов.искусство, 1932.
5. Любомудрова Н.А. Методика обучения игре на фортепиано.-.М.,Музыка,1986.
6.НейгаузГ.Г.Об искусстве фортепианной игры:Записки педагога.-М.,Классика XXI, 1999.
7.ТимакинЕ.М. Воспитание пианиста.-М..1984.