Этнопедагогика в России Автор: Копейкина Найля Гумяровна (Нелли Копейкина) - писатель: прозаик, поэт, драматург, публицист. Член Союза писателей России, Союза журналистов России, Московского союза литераторов и ряда других литературных и творческих объединений. Президент Интернациональной академии современной культуры. Профессор филологии (звание). Тел. +7?925?505 16 88, email: kop-5051688@mail.ru Аннотация. В статье изложен взгляд автора на этнопедагогику, базирующуюся на народной педагогике, показана её роль в образовательном процессе учащихся и отмечены её особенности в современной России. Ключевые слова: этнопедагогика, воспитательный и обучающий процессы, народная педагогика, качества личности, духовность. В рамках каждой исторически сформированной общности людей складывались свои взгляды на процесс воспитания детей, но все педагогические методы строились на основе привития молодому поколению ценностей своего народа. Во все века происходил процесс разработки и модернизации направления воспитания подрастающего поколения, постоянно осуществляется он и современными отечественными учёными. В настоящее время в России происходит формирование новой образовательной системы, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. В современном мире, несмотря на рост инновационных технологий, экономики, остаётся сложность человеческих отношений, а это требует нового уровня социализации молодого поколения. Образование является не только способом передачи знаний, но и? механизмом адаптации общества под быстро меняющуюся социальную среду, поэтому важными на современном этапе являются вопросы мировоззренческие и этические. При разработке методик для воспитательного и обучающих процессов наши учёные должны обратить особое внимание на этнопедагогику, изучающую взгляды прошлых поколений на вопросы воспитания детей и молодёжи с учётом семейных устоев, традиций, быта своей народности и нации. Предметная исследовательская область этнопедагогики - всё, оказывающее влияние на процесс историко-культурного формирования личности. Она изучает народные понятия о воспитании и обучении детей, собирает, анализирует и систематизирует народную мудрость, отраженную в религиозных учениях, народном фольклоре, песнях, сказках, сказаниях, былинах, притчах, загадках, пословицах и поговорках, играх, игрушках, предметах быта, одежде и прочем. Она изучает обряды, семейные и общинные уклады, быт, традиции и философско-этические воззрения, то есть она изучает ту социальную среду, в которой человек усваивает этические нормы, определяет свои духовные ценности, обретает опыт коммуникативного общения. Базовой основой этнопедагогики является народная педагогика - педагогический опыт этнических групп, основанный на многовековых народных традициях, его временная трансформация, сочетание опыта разных групп друг с другом. Изучая опыт народной педагогики, наука этнопедагогика предлагает формы его использования в современных условиях, разрабатывает средства социального общественного воздействия на людей посредством использования богатого педагогического опыта народов и народностей, проживающих в стране, и внедряет их в образовательный процесс. В целом, этнопедагогика, как наука, содержащая несколько важных структурных направлений, учит пониманию людей разных этносов с точки зрения физиологии; помогает раскрытию смысла народных поучений, наставлений, традиций; объясняет обусловленность выполнения теми или иными народами и народностями установленных их предками норм поведения, правил; формирует в сознании детей культ Рода, Отца и Матери; готовит детей к будущей взрослой жизни, браку, семейным отношениям между супругами; даёт понимание морали, взаимодействия с социумом. Наука этнопедагогика тесно взаимодействует с другими науками: этнографией, этнопсихологией и этносоциологией. Этнография изучает историю расселения народов мира, их территориальную принадлежность. Этнопсихология, изучает эмоциональную сферу конкретного этноса, поведенческие мотивы группы людей, их характер и менталитет, а также факторы, влияющие на особенности взаимодействия представителей определенного социума между собой и с окружающим миром. Этносоциология исследует поведение представителей народностей по отношению их к окружающему обществу и миру в целом. Используя разнообразные средства, самыми эффективными из которых являются игра, творчество и труд, этнопедагогика воспитывает чувство единства каждого представителя нашего общества с окружающим миром, обучает правильному отношению к нему на основе глубокого уважения своей семьи, общины, нации. В современном мире стремительно развивающихся технологий общество, забыв об основных принципах морали, выработанных столетиями существования народов, превращается в хищника, уничтожающего свою естественную среду обитания. Сегодня очень важным становится воспитание у людей ответственного отношения к природе, окружающему их миру и обществу. Поэтому учебный и воспитательный процессы детей должны строиться на принципах этнопедагогики, то есть с учётом исторических педагогических наработок наших предков, нацеленных на сохранение окружающего мира, природы. Стержнем этой науки является духовность, то есть основа гармоничной жизни. Духовность, прежде всего, связана с языком, речью. С помощью речи люди получили возможность не просто оповещать друг друга о чём-то реальном, но и передавать свои, да и чужие мысли. Язык открывает для человека огромные возможности: люди могут говорить о чём угодно - например, о том, что есть, чего нет, что будет или чего, по их мнению, никогда не будет, что ими задумано, что предполагается. С помощью речи можно вдохновлять людей, радовать, огорчать, обижать, обнадёживать, манипулировать ими, обманывать их, убеждать и так далее. Слово - одно из самых мощных коммуникационных инструментов в современном мире. Язык это культурное наследие народа, его живая душа, его память, его сокровище. В нашей многонациональной стране живут носители около трёхсот народных языков. И сегодня в России в вопросе национальных языков назрела острейшая проблема: многие языки – больше ста, находятся под угрозой исчезновения, а вместе с их исчезновением возникает угроза исчезновения культур этих народов, в том числе и культур воспитания детей, поэтому необходимо возрождение национальных языков. В России в силу социальных и политических обстоятельств, представители малых народностей вынужденно перешли на русский язык общения, установленный государственным. Владея государственным языком, народы не должны терять своих национальных, ведь утрата языка – это утрата духовной сущности народа. Главным условием возрождения языков является безоговорочное снятие всех мер ограничения на них. Изучение мировых, государственных, региональных, официальных и прочих языков ни в коем случае нельзя осуществлять за счёт родных языков. В первую очередь должны укрепляться и сохраняться родные национальные языки. В этом направлении активистами ведётся определённая работа, но она не достаточна. Более того, современная Россия, зажатая в тиски политического невежества, опутанная информационными сетями иностранных держав, начинает терять даже государственный - русский язык, то есть терять силу всего многонационального российского народного духа, воплощённую в первую очередь в его языке. Народные языки необходимо срочно реанимировать, надо, чтоб процесс восстановления, развития и укрепления языков осуществлялся на государственном уровне, чтоб задача эта решалась в процессе обучения детей, то есть через разрабатываемый учёными образовательный процесс. В народной педагогике существует большое количество многообразных приёмов, выстроенных на словесных формах воздействия на чувства, сознание, поведение человека. Словами можно разъяснять, увещевать, хвалить, порицать, уговаривать, отговаривать, приказывать, просить, поручать, заставлять, наставлять, назидать, советовать, намекать, одобрять, благодарить, осуждать, упрекать, укорять, давать зарок, налагать запрет, высказывать пожелание, благожелание и многое другое, оказывающее прямое воздействие на сознание человека. Народная педагогика использует высшее духовное богатство в отношениях между людьми - общение, использует силу доброжелательного слова, но более всего – слова родного языка. Этнопедагогика встраивает в современный образовательный процесс основные элементы народной педагогики и стремится к сохранению и укреплению народных национальных языков, общение на которых способствует сохранению национального характера народов. Важной составляющей народной духовности являются народные традиции, в которых заложены духовные искания народа. Разумеется, не все народные традиции выстроены на основах гуманизма, в иных традициях немало и консервативного, отсталого, поэтому достижение согласия между традицией и современностью является животрепещущей проблемой науки. И всё же для сохранения самобытности народов и восстановления теряемого сейчас наследия необходимо возрождение добрых традиций. Духовность и культурность обществ можно оценить степенью активности противостояния процессу исчезновения добрых народных традиций и тем, насколько направленно они действуют с целью сохранения и возрождения утраченных сокровищ. Возрождение народных традиций может приостановить губительный процесс духовных потерь. Прогресс современной цивилизации вытесняет многие знания, умения и навыки, приобретенные народами в ходе всего исторического развития человечества. Из процесса духовного развития мира выпадают целые культурные системы, целые пласты цивилизации, исчезают и целые народы: одни вымирают, другие растворяются в более крупных, агрессивных соседских народах, что может быть губительным для человечества. Этнопедагогика, представляющая высокогуманную, демократическую методику приучения детей к деловому, доброжелательному общению друг с другом, ориентированная на сохранение народов и народностей, их самобытности, должна стать неотъемлемой частью как семейного, так и общественного образования. Необходимо учитывать, что образовательное пространство Российской Федерации отличается этнической неоднородностью, и как следствие, различием культурных, исторических ценностей. Научно установлено, что все этнические группы, населяющие нашу страну, обладающие своими культурными особенностями, которые непременно должны учитываться в образовательном процессе, в основе своей культуры имеют одинаковые основные духовные, моральные и этические понятия. Духовные учения и народная мудрость всех народов и народностей нашей страны ценят как самое близкое свое окружение, так и всё живое, что есть в нашем мире, ценят природу. Задача этнопедагогики заключается в привитии детям народного культурного и исторического опыта не одного определенного направления, а сути исторических и культурных традиций всех народов и народностей, проживающих в России. Это позволяет воспитать личность, взаимодействующую с обществом на принципах общих ценностей, взглядов, сознания и сохраняющую свою связь с корневыми духовными ценностями, то есть привить те самые главные качества личности, которые нужны не только каждому человеку, но и всему обществу в целом. Литература Бережнова Л.?Н. Этнопедагогика. учеб. пособие для студ. высш. учеб заведений/ Л.?Н. Бережнова, И.?Л.?Набок, В.?И.?Щеглов. – М.: Издательский центр ?Академия?, 2007. Этнопедагогика семьи: Энциклопедический словарь. - Казань: Изд-во ТГГПУ, 2010. https://fb.ru/article/280815/etnopedagogika---eto-chto-takoe-tsel-sredstva-i-osnovyi-etnopedagogiki Автор: Копейкина Найля Гумяровна (г. Москва) - писатель: прозаик, поэт, драматург, публицист. Член Союза писателей России, Союза журналистов России, Московского союза литераторов и ряда других литературных и творческих объединений. Президент Интернациональной академии современной культуры. Профессор филологии (звание). Тел. +7?925?505 16 88, email: kop-5051688@mail.ru
"Этнопедагогика в России"