Выполнила: Латышева Ульяна Сергеевна
Учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №1»
Сергей Есенин
Руки милой - пара лебедей.
Руки милой — пара лебедей —
В золоте волос моих ныряют.
Все на этом свете из людей
Песнь любви поют и повторяют.
Пел и я когда-то далеко
И теперь пою про то же снова,
Потому и дышит глубоко
Нежностью пропитанное слово.
Если душу вылюбить до дна,
Сердце станет глыбой золотою.
Только тегеранская луна
Не согреет песни теплотою.
Я не знаю, как мне жизнь прожить:
Догореть ли в ласках милой Шаги
Иль под старость трепетно тужить
О прошедшей песенной отваге?
У всего своя походка есть:
Что приятно уху, что — для глаза.
Если перс слагает плохо песнь,
Значит, он вовек не из Шираза.
Про меня же и за эти песни
Говорите так среди людей:
Он бы пел нежнее и чудесней,
Да сгубила пара лебедей.
Филологический анализ стихотворения.
Сергей Есенин, известный русский поэт, сильно увлекался поэзией Востока. Одержимый этим, он мечтал побывать не только в Тегеране, но и в Стамбуле. Но, к сожалению, сделать этого он так и не смог. Во время, когда поэт находился на Кавказе, к нему пришло вдохновение и он написал целый цикл персидский произведений. Как правило, в центре всех образов и пейзажей была загадочная и чарующая Шаганэ. Сергей Есенин срифмовал этот образ вымышленной девушки с реального человека - учительницы арифметики, которую звали Шаганэ Тальян и которая жила в Армении. С ней поэт познакомился в Батуми.
В цикле стихотворений «Персидские мотивы» образ лебедя приобретает новые краски и новые характерные черты. Этот образ непосредственно строился на легендах, в которых говориться о деве-лебеде. Поэт многочисленно ассоциирует ее с гармоническими движениями. Впервые упоминания о руках лебедя в произведении, которое называется "Никогда я не был на Босфоре". Именно в данном стихотворении образ девы-лебедя развивается и в данном литературном произведении образ лебедя получает совершенствование, отождествляясь с великой красотой возлюбленной, а также с силой высокого чувства.
Для своего молодого человека Шага, как правило, предстает не только ласковой, но и способной на то, чтобы истребить любую тревогу в сердце героя. Молодой человек, пораженный красотой и вдохновленный своей возлюбленной, создает о ней песню.
Читая это стихотворение возникают следующие ассоциации: несчастная любовь, нежность, память, руки любимого человека в волосах, песни о любви, любовные ласки, печаль, отчаяние.
Перед нами персональный текст. Речевой субъект – лирическое “я”. Грамматически это проявляется в использовании личных местоимений (я, моих, мне), глаголов (пел, пою, не знаю) в форме первого лица единственного числа пел, пою Грамматическое выражение речевого субъекта поддерживается лексическим полем текста.