Педагогическая концепция.

Физика вокруг нас.
                                                                               Каждый раз, как происходит то или 
                                                                               иное явление, – особенно если это 
                                                                               что-то новое, – вы должны задать 
                                                                               себе вопрос: ?в чём здесь причина? 
                                                                               Почему так происходит?? и рано 
                                                                               или поздно вы эту причину 
                                                                               поймёте.
                                                                               Майкл Фарадей


?…Вот однажды, гуляя по лесу, Пух вышел на полянку. На полянке рос высокий-превысокий дуб, а на самой верхушке этого дуба кто-то громко жужжал: жжжжжжж…Винни-Пух сел на траву под деревом, обхватил голову лапами и стал думать.Сначала он подумал так: ?Это – жжжжжжж – не спроста! Зря никто жужжать, не станет. Само дерево жужжать не может. Значит, тут кто-то жужжит. А зачем тебе жужжать, если ты – не пчела? По-моему, так!?Потом он еще подумал, подумал и сказал про себя:?А зачем на свете пчёлы? Для того чтобы делать мед! По-моему, так!?Тут он поднялся и сказал:– А зачем на свете мёд? Для того чтобы я его ел! По-моему, так, а не иначе!И с этими словами он полез на дерево…? 
Алан Александр МилнВинни-пух и все-все-все

         Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Изучение физики является необходимым не только для овладения основами одной из естественных наук, являющейся компонентой современной культуры. Без знания этого предмета в его историческом развитии человек не поймёт историю формирования других составляющих современной культуры. Изучение физики необходимо человеку для формирования миропонимания, для развития научного стиля мышления. Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ, понимания принципов функционирования современной техники.
В соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания в основной школе обучение физике начинается в 7 классе – это традиционный для отечественной школы рубеж, определяющий сроки начала изучения курса физики первой ступени. Однако мои наблюдения показали, что учащиеся уже в возрасте 9 – 10 лет готовы к тому, чтобы на качественном уровне понять многие из тех явлений природы, изучать которые им предстоит в старших классах школы, когда интерес к ним уже будет замещён интересом к другим проблемам или утрачен вовсе.
Современное информационное поле сообщает ученику отрывочные, бессистемные сведения из самых разных областей естественных наук и техники, которые перемежаются рассказами о мистическом проникновении в сущность вещей. В сознании современного школьника физическая реальность зачастую подменяется виртуальной. Именно поэтому важно как можно раньше дать возможность ребёнку получить представления об окружающем его мире, активно его исследовать. Более того, раннее изучение физики является хорошей подготовкой к дальнейшему переходу к углубленному изучению предмета. К сожалению, у школы нет возможности ввести физику как предмет для учащихся 4,5,6 классов. Для данной категории учеников мной  организован кружок ?Физика вокруг нас?, который позволяет расширять кругозор обучающихся, создаёт условия для развития личности ребенка, формирует целостное  представление о мире, основанное на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах практической деятельности.
В нашей школе для учащихся, проявляющих повышенный интерес к физике и её практическим приложениям, была предоставлена возможность выбора элективных курсов по физике. Я считаю необходимым пользоваться данной возможностью, так  как элективные курсы позволяют  развивать содержание  базового учебного предмета, углублять, дополнять профильный предмет; удовлетворять познавательные интересы обучающихся в различных сферах деятельности.
При изучении физики в основной и средней (полной) школе независимо от выбора учебников обязательным остаются требования к выполнению практической части программы. Реализация современных требований к сформированности экспериментальных умений невозможна без использования новых подходов к проведению практических работ. Необходимо использовать методику, при которой лабораторные работы выполняют не иллюстративную функцию к изучаемому материалу, а являются полноправной частью содержания образования и требуют применения исследовательских методов в обучении. При этом возрастает роль фронтального эксперимента при изучении нового материала с использованием исследовательского подхода и максимальное количество опытов должно переноситься с демонстрационного стола учителя на парты обучающихся. При планировании учебного процесса необходимо уделить внимание не только количеству лабораторных работ, но и видам деятельности, которые они формируют.  Желательно переносить часть работ с проведения косвенных измерений на исследования по проверке зависимостей между величинами и построение графиков эмпирических зависимостей. При этом формируются следующие умения: конструировать экспериментальную установку, исходя из формулировки гипотезы опыта; использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин; строить графики и рассчитывать по ним значения физических величин; делать выводы по результатам эксперимента; анализировать результаты экспериментальных исследований, выраженных в виде таблицы или графика, и выявлять на этой основе эмпирические зависимости.
     Гуманистические тенденции развития современного образования ориентированы на развитие личности. В современных условиях перехода к личностно-ориентированному образованию особое значение приобретает проблема работы с одарёнными учащимися, в том числе в области физики. При этом важным оказывается не только развитие имеющейся одарённости учащихся, но и выявление одарённости, ещё никак себя не проявившей. Значение работы с одарёнными в области физики учащимися трудно переоценить в связи с особенностями в социально-экономическом развитии страны в настоящее время, приводящими к острой необходимости подготовки значительного числа специалистов самого высокого уровня в области физики и техники.
     Одной из эффективных форм работы с одарёнными учащимися всегда были различного уровня олимпиады школьников. Предметные олимпиады  как один из видов неформального образования являются той открытой образовательной средой, которая предоставляет возможность получения гибких, индивидуализированных, созидающих знаний. Они позволяют выявить ещё в школьный период обучения наиболее одарённых учащихся, правильно и своевременно сориентировать их в выборе будущей профессии, пропагандируют научно-технические знания среди молодёжи.
Олимпиада как форма учебного процесса способствует подъёму интеллектуального уровня всех участников: школьников и учителей. Это особенно важно в настоящее время, когда так возрастает спрос на творчески развитых, всесторонне образованных специалистов.
    Кроме одарённых учащихся в классе могут быть слабоуспевающие. Для оказания помощи этим школьникам необходимо: создание атмосферы особой доброжелательности при опросе; снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски; предложение учащимся примерного плана ответа; разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления; стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой; применение мер поддержания интереса к усвоению темы; более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала. Возможно также привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т.д.; привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником. Я стараюсь выбирать для групп слабоуспевающих наиболее рациональную  систему упражнений, а не механическое увеличение их числа. Для данной категории учащихся необходимо более подробное объяснение последовательности выполнения задания; предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек – консультаций, карточек с направляющим планом действий; ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее; напоминание приёма и способа выполнения задания; инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению; разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряды простых; указание на необходимость актуализировать то или иное правило; ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач; стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих; более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправление. 
Учитель физики имеет широкую возможность в отборе содержания физического образования в зависимости от условий функционирования образовательного учреждения и потенциальных возможностей и способностей обучаемых, а также особенностей своей методической системы.
Современный период развития общества характеризует процесс информатизации. Этот процесс  предопределяет  создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно-учебную, исследовательскую деятельность, разнообразные виды самостоятельной деятельности по обработке информации; создание и использование компьютерных тестов и диагностик.  
Таким образом, физика является фундаментом естественно-научного образования, естествознания и научно-технического прогресса. Физика как наука имеет своей предметной областью общие закономерности природы во всем многообразии явлений окружающего нас мира. Общими целями, стоящими перед курсом физики, является формирование и развитие у ученика научных знаний и умений, необходимых для понимания явлений и процессов, происходящих в природе, быту, для продолжения образования.
?