ФОП в школе: суть, задачи и пошаговый переход

Что это такое? ФОП в школе вводится с 1 сентября 2023 года. Это Федеральная общеобразовательная программа, в которой содержится новая инструкция обучения и воспитания учеников начальных, средних и старших классов. Для педагогов в ней расписаны учебный план, график, план воспитательной работы.

Как перейти? Ответственным за переход школы на ФОП считается директор. Он издает приказ, собирает команду, создает дорожную карту, вводит в курс дела педагогический коллектив и родителей. Работы предстоит много, поэтому нужно начинать уже сейчас, чтобы успеть до начала нового учебного года.

Оглавление:
  1. Что такое ФОП в школе
  2. Задачи федеральной учебной программы
  3. Составляющие ФОП в школе
  4. Учебный год и каникулы по ФОП
  5. Пошаговый переход на ФОП

Что такое ФОП в школе

Прошло совсем немного времени с момента актуализации изменений во ФГОС, и уже появились федеральные основные общеобразовательные программы (ФООП). В рамках последних к школам предъявляется требование привести свои программы в соответствие с ФООП не позднее 1 сентября 2023 года.

Нормативное поле современного педагога расширяется. Если ранее специалист руководствовался лишь законом «Об образовании в Российской Федерации» и действующими ФГОС, теперь ему необходимо изучить и принять в работу новые документы — федеральные образовательные программы:

  • Начального общего образования (приказ Министерства Просвещения РФ № 992 от 16.11.2022).
  • Основного общего образования (приказ Министерства просвещения РФ № 993 от 16.11.2022).
  • Среднего общего образования (приказ Министерства Просвещения РФ № 1014 от 23.11.2022).

При обнаружении противоречий между ФГОС и 273-ФЗ приоритет у закона «Об образовании в РФ». При выявлении противоречий в формулировках ФГОС и федеральных образовательных программ следует руководствоваться требованиями ФГОС.

Федеральная основная общеобразовательная программа (ФООП) — учебно-методический документ, который определяет единые для РФ критерии, в том числе объем и содержание образования в зависимости от его уровня или направленности, а также результаты освоения образовательной программы (п. 10.1. ФЗ-273).

К этим документам относятся федеральный учебный план, федеральный календарный учебный график, федеральные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей). Также в этот перечень попадают федеральная рабочая программа воспитания, федеральный календарный план воспитательной работы.

В законе «Об образовании» образовательные программы именуются основным общеобразовательными, но ведомство это наименование сокращает до «Федеральная образовательная программа». Используется аббревиатура ФОП, которая имеет то же значение, что и ФООП. Сами программы мы приведем ниже.

Перед федеральными рабочими программами учебных дисциплин стоит задача достичь планируемых результатов освоения ФООП. ФОП для школ разработаны на основании ФГОС.

Каждая ступень включает в себя список дисциплин, в отношении которых применяются федеральные рабочие программы. Следовательно, образовательные учреждения не разрабатывают для них свои программы, а используют готовые федеральные:

  • Образовательное учреждение должно использовать ФОП по дисциплинам «Русский язык», «Литературное чтение» и «Окружающий мир» в рамках организации начального общего образования.
  • Образовательное учреждение должно использовать ФОП по дисциплинам «Русский язык», «Литература», «История», «Обществознание», «География» и «Основы безопасности жизнедеятельности» в рамках организации основного общего и среднего общего образования.

Нужно обратить внимание на следующие нюансы:

  1. Ранее действующие в системе общего образования примерные рабочие программы теперь актуальны только для СПО. В школах применяются федеральные рабочие программы.
  2. Для того чтобы реализовать обязательную часть ФОП по дисциплинам, приведенным выше, необходимо применить федеральные рабочие программы в утвержденном виде. В отношении других школьных предметов можно вносить изменения в программы.
  3. ФООП сегодня включает в себя только те программы дисциплин, которые являются обязательными к реализации, хотя ранее аналогичная примерная основная образовательная программа включала в себя программы всех предметов.

Задачи федеральной учебной программы

Федеральная рабочая программа воспитания имеет цель сформировать, сохранить и укрепить традиционные духовные и нравственные ценности. Главными среди них выделяютсяжизнь, достоинство, права и свободы гражданина. Школа воспитывает в детях патриотический дух, любовь к семье, сострадание, доброту, справедливость.

Задача педагога – объяснить ученику, что духовное имеет большую ценность, нежели материальное, и вселить в него уважение к исторической памяти и преемственности поколений. Таким образом, приоритетным считается единство России.

ФОП в школе

Федеральная рабочая программа реализуется с целью приобщить детей к российским традиционным и духовным ценностям, в том числе к тому, что ценится в их этнической группе.

Программа предъявляет следующие требования к предметным результатам:

  1. Акцентируется внимание на применении приобретенных знаний и навыков.
  2. Содержание гарантированного на государственном уровне основного общего образования, которое построено в логике изучения каждой дисциплины, должно быть минимальным.
  3. Устанавливается акцент на познании современных явлений и процессов в РФ и всем мире.
  4. Устанавливается акцент на изучении состоянии науки в РФ и мире.

Качество знаний учеников будет оцениваться следующими способами:

  • Читательская грамотность – одна письменная работа по нескольким дисциплинам.
  • Цифровая грамотность – практическое письменное задание и работа на компьютере.
  • Коммуникативные и познавательные учебные действия – проведение исследования или создание проекта, который будет оценивать экспертами, в частности, письменная или художественная работа, материальный объект, составление отчета.

Проверка знаний будет проводиться не реже, чем каждые два года.

Составляющие ФОП в школе

Из чего состоит Федеральная образовательная программа в школе? Рассмотрим подробнее все составляющие.

Федеральный учебный план

Федеральный учебный план — это документ, на основании которого определяются такие критерии, как перечень, трудоёмкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных дисциплин. Также в федеральном учебном плане расписываются курсы, практики и прочие виды учебной деятельности.

В документе зафиксирован предельный объём учебной нагрузки, список учебных дисциплин с указанием времени, которое отводится на усвоение и организацию программы. Федеральный учебный план устанавливает распределение дисциплин по классам и учебным годам.

Федеральный учебный план включает в себя два элемента: обязательную часть и часть, которая формируется сторонами образовательных отношений.

В обязательной части фиксируется перечень обязательных учебных дисциплин, а также время, отводимое на их изучение. Время распределяется по учебным годам.

Та часть учебного плана, которая формируется сторонами образовательных отношений, фиксирует время, отводимое на изучение учебных предметов, курсов и модулей по выбору, в частности, углублённое. В рамках ФОП для школ в ней учитываются культурные интересы этнических групп и потребности учеников с ОВЗ.

ФОП в школах имеет широкую вариативность учебных планов:

  • ФООП НОО включает в себя 5 различных вариантов (п. 25.16 приказа № 992).
  • в ФООП ООО содержит 6 разных учебных планов (п. 27.11 приказа № 993).
  • ФООП СОО лидирует по количеству вариантов федерального учебного плана. Всего их 19, 11 из них предусматривают изучение дисциплин углубленно.

Образовательное учреждение самостоятельно выбирает наиболее подходящий учебный план, учитываю условия работы и наличие необходимых для его реализации ресурсов.

Федеральный календарный план воспитательной работы

ФОП воспитания в школе включает в себя федеральный календарный план воспитательной работы. Он един для всех образовательных учреждений, его реализация осуществляется посредством учебной и внеурочной деятельности.

Образовательные учреждения имеют право разбавлять федеральный календарный план воспитательной работы дополнительными мероприятиями на основании федеральной рабочей программы воспитания. При этом деятельность должна проводиться по ключевым направлениям воспитания и дополнительного образования детей.

Федеральный календарный учебный график

Этот элемент ФОП фиксирует следующие организационные моменты: организация учебной деятельности по периодам учебного года, режим работы образовательной организации, продолжительность года и пр.

При составлении календарного учебного графика для школы учитывается мнение участников образовательных отношений. Также важную роль здесь играют этнические и культурные традиции, плановые культурные региональные мероприятия. С учетом этих сведений определяются временные рамки учебных периодов и каникул.

Профильная подготовка на ступени СОО

Федеральный учебный план СОО содержит в себе требование изучения дисциплин в обычном объеме и углубленно.

Два уровня касаются почти всех дисциплин. Исключения составляют русский язык, родной язык, родная литература, второй иностранный язык, физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности. Ученики школ в праве сами выбирать предметы, которые хотят изучать углубленно, на основании чего ФОП определяет профили обучения в старшей школе.

Учебный план школы должен включать в себя 13 учебных дисциплин: русский язык, литература, иностранный язык, математика, информатика, история, обществознание, география, физика, химия, биология, физкультура, основы безопасности жизнедеятельности. ФГОС СОО предусматривает изучение двух предметов углубленно. Какие именно дисциплины это будут, зависит от профиля обучения предметной области и (или) смежной с ней.

ФУП СОО фиксирует следующие предметные профили:

  • Технологический.
  • Естественно-научный.
  • Гуманитарный.
  • Социально-экономический.
  • Универсальный.

Учебный год и каникулы по ФОП

Переход на ФОП в школе в 2023 году предполагает следующие стандарты в отношении учебного года:

  1. Окончание учебного периода запланировано на 20 мая. Если это суббота или воскресенье, последний учебный день – предыдущий рабочий.
  2. Минимальная продолжительность каникул – 7 календарных дней.
  3. Первая учебная четверть для 5-9 классов имеет продолжительность 8 недель, вторая, третья и четвертая – 8, 10, 8 недель соответственно.

Далее рассмотрим положения о каникулах:

  • После первой учебной четверти наступают осенние каникулы продолжительностью 9 календарных дней.
  • После второй четверти – зимние (9 дней).
  • После третьей четверти – весенние (9 дней).
  • Продолжительность летних каникул должна быть не менее 8 недель.

Урок не может быть длиннее 45 минут, между ними необходимо делать перерыв (перемену) не менее 10 минут. Продолжительность большой перемены составляет 20-30 минут. Допустимо вместо одной большой перемены устанавливать две средних – по 20 минут каждая.

Предельное количество уроков в день составляет для 5-6 классов – 6, для 7-9 классов – 7. Занятия проводятся в рамках временного интервала с 8:00 до 19:00.

Пошаговый переход на ФОП

Переход на ФОП в школе подразумевает под собой пошаговое выполнение следующих мероприятий:

Шаг 1. Изучите новой документации

Переход на ФОП в школах должен быть обеспечен до 1 сентября 2023 года. То есть школьные программы до этого дня должны быть приведены в соответствие с ФОП согласно ФЗ №371 от 24.09.2022.

Выпускные классы могут доучиться в школе по старой программе, здесь нет требования учитывать федеральные ООП. Но, стоит отметить, что юристы считают такое положение спорным.

Приказ Министерства просвещения по переходу на ФОП в школе от 23.11.2022 № 1014 предполагает исключение для обучающихся в 11 классах. Они могут завершить обучение без существенных изменений в образовательной программе.

Но это положение актуально лишь в отношении школьников, начавших освоение программы СОО до 23.09.2022. Именно тогда вступил в силу приказ Министерства просвещения об утверждении изменений во ФГОС СОО (приказ от 12.08.2022 № 732). У учеников, попавших под эту программу, учебные планы могут не меняться вплоть до 01.09.2025.

Но в самом Федеральном законе такие исключения не зафиксированы. Кроме того, в письме от Министерства просвещения от 16.01.2023 № 03-68 приводится разъяснение, что новые программы применимы и в отношении учеников 11 классов.

Прежде чем принимать решение о том, по какой программе будут учиться ученики 11 класса, лучше всего посоветоваться с учредителем или подождать, когда Министерство просвещения предоставит подробные разъяснения. Пока очевидно одно: учеников 11 класса можно обучать по системе ФОП.

Переход на ФОП в школах утвержден Министерством просвещения. Это подтверждается приказами от 16.11.2022 № 992, от 16.11.2022 № 993, от 23.11.2022 № 1014.

Приказ о введении ФОП в школах касается как государственных, так и частных образовательных учреждений. Право на разработку собственных образовательных программ остается за руководством организаций, но при этом необходимо обеспечить выполнение следующего требования. Содержание учебной программы и результат ее внедрения в школах должны быть не ниже того, что зафиксировано в ФОП.

Кроме того, за школами, согласно ФЗ № 371, сохраняется право перераспределять время на обучение по дисциплинам, по которым не сдаются экзамены для организации углубленного изучения других предметов или профильного обучения.

Для того чтобы обеспечить выступление ФОП в школах в качестве основной образовательной программы согласно ФЗ № 371, нужно привести имеющиеся в образовательном учреждении программы в соответствие с ФОП и включить в ООП всех уровней образования следующие виды учебно-методических документов:

  • Федеральные учебные планы.
  • Федеральный план внеурочной деятельности.
  • Федеральный календарный учебный график.
  • Федеральный календарный план воспитательной работы.
  • Федеральную рабочую программу воспитания.
  • Федеральные рабочие программы учебных предметов.

Шаг 2. Составьте дорожную карту внедрения ФОП

Составление дорожной карты необходимо для поэтапного внедрения ФОП в школах. В качестве отчетного периода принимается декабрь-январь – август 2023.

 
Дорожную карту лучше всего представить в виде таблицы, выделив в ней основные направления в части внедрения ФОП. Для каждого направления расписываются конкретные мероприятия и делаются отметки о проведенном контроле их выполнения. Рекомендуется выделять следующие направления:
  • Организационно-управленческое обеспечение.
  • Нормативно-правовое обеспечение.
  • Мероприятия содержательного характера.
  • Кадровое обеспечение.
  • Методическое обеспечение.
  • Информационное обеспечение.
  • Финансовое обеспечение.

Необходимо выделить определенные временные рамки для каждого мероприятия, а также назначить ответственных лиц. Есть смысл добавить колонку для планируемых результатов.

Дорожная карта может быть представлена единым документом или пакетом документов. К примеру, методические материалы по теме реализации в школе ООП в соответствии с ФОП можно выделить в отдельный пакет.

Шаг 3. Создайте рабочую группу

Необходимо организовать рабочую группу по переходу на ФОП в школе, обычно это делается в рамках проведения педсовета. Как правило, участники группы – это руководитель образовательного учреждения и его заместители, также допускается участие заведующего школьной библиотекой, руководителей школьных методических объединений или иных профессиональных объединений педагогов, педагога-психолога, учителей.

В некоторых случаях создается одна рабочая группа, которая приводит все имеющиеся программы в соответствие с ФОП.

Также возможно создать сразу три группы, которые будут заниматься внедрением ФОП для начальной, основной общей и средней общей школ.

Старшим ответственным в группе назначается руководитель школы или его заместитель. Основные члены несут ответственность за определенный раздел дорожной карты.

В таблице ниже приводим, как примерно можно распределить ответственность.

Раздел дорожной карты Возможный ответственный
Организационное обеспечение Заместители директора по учебной и воспитательной работе, заведующий библиотекой, школьный психолог, предметные учителя, классные руководители.
Нормативное обеспечение Заместители директора по учебной и воспитательной работе, заведующий библиотекой, школьный психолог, предметные учителя, классные руководители.
Методическое обеспечение Заместители директора по учебной и воспитательной работе, руководство ШМО, заведующий библиотекой.
Кадровое обеспечение Заместители директора по учебной и воспитательной работе, руководство ШМО.
Информационное обеспечение Системный администратор, преподаватель по информатике.
Материально-техническое обеспечение Руководитель учебного учреждения, заместитель директора по АХР
Финансово-экономическое обеспечение Руководитель учебного учреждения, заместитель директора по АХР

Состав рабочей группы фиксируется в приказе, который может еще утверждать положение о рабочей группе.

Шаг 4. Разместите сведения о введении ФОП

О внедрении ФОП в школе нужно заблаговременно известить родителей и учителей. Важно, чтобы они заранее ознакомились с тем, какие изменения в учебной программе произойдут с 1.09.2023. Информацию, а именно федеральные программы, дорожные карты и памятки, можно опубликовать на сайте образовательного учреждения, на стендах в школе.

Не будет лишним добавить QR-коды, по которым можно ознакомиться с текстами ФОП. Так вы сэкономите место для размещения, а заинтересованные лица смогут ознакомиться с программами онлайн в удобное время.

Шаг 5. Подготовьте ООП в соответствии с ФОП

Необходимо провести анализ имеющихся ООП НОО, ООО и СОО. Лишь после этого можно вносить изменения в них или разрабатывать новые программы. Стоит отметить, что количество изменений, которые придется внести, достаточно велико. Они затронут все разделы ООП.

ООП – это целевой, содержательный и организационный документ. Некоторые части возможно заменить элементами федеральной образовательной программы. К примеру, из ФОП можно выбрать положения, касающиеся воспитательной работы в школе. В таком случае отпадет необходимость в разработке учебно-методической документации.

Учебная программа по некоторым предметам полностью базируется на ФОП:

  • Для НОО ФОП используется для дисциплин: русский язык, литературное чтение, окружающий мир.
  • Для ООО и СОО — русский язык, литература, история, обществознание, география, основы безопасности жизнедеятельности.

К ООП НОО предъявляется требование привести программы в соответствие с ФОП до 1 апреля 2023 года, так как в этот день начинают принимать заявления на зачисление в 1 класс. На основании п. 5 ч. 3 ст. 44, ч. 2 ст. 55 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ нужно ознакомить родителей с образовательными программами, чтобы они могли иметь представление, как будут учиться их дети, и заранее получить ответы на возникшие вопросы.

Допускается более поздняя корректировка программ для ООО и СОО. Заявления на зачисление в 10 класс принимаются с конца июня, дети младше просто переходят из одного класса в следующий. Следовательно, рабочая группа имеет достаточно времени. Разработка процесса внедрения ФОП в школах может проводиться вплоть до педсовета, который пройдет в августе. На собрании утверждается готовый проект, который запускается в работу с 1 сентября.

Шаг 6. Проведите контроль выполнения требований ФОП

Вы должны контролировать соблюдение рабочей группой требований ФОП и федеральных учебно-методических документов в рамках обновления образовательных программ. ООП должны содержать все уровни обязательных федеральных рабочих программ по учебным дисциплинам. Кроме того, необходимо провести контроль внедрения программы воспитания по ФОП в школе и федерального календарного учебного графика.

Шаг 7. Подготовьте педагогов к переходу на ФОП

Необходимо обеспечить методическую поддержку для сотрудников образовательного учреждения на протяжении всего периода перехода на ФОП. Педагоги должны понимать цели внедрения нововведений и быть ознакомлены с изменениями в ООП всех образовательных уровней.

Если каждый год проводить диагностику образовательных потребностей и профессиональных сложностей, удастся своевременно распознавать дефицит в кадрах. Разработку материалов для проведения этого мероприятия рекомендуется возлагать на руководителя ШМО.

Важно повышать квалификацию тех педагогов, которые используют в работе обязательные федеральные рабочие программы. Для этого нужно составить план подготовки и повышения уровня квалификации на период, это позволит определиться с очередностью обучения по вопросам перехода на ФОП.

Шаг 8. Расскажите о нововведениях родителям

Родители учеников должны быть ознакомлены с нововведениями до конца текущего учебного года. Рассказать о переходе на ФОП можно в рамках общешкольного родительского собрания. На мероприятии следует осветить вопрос, какие именно изменения затронут учеников и родителей. Также нужно объяснить, как будет проходить переход на ФОП с целью формирования единого образовательного пространства и обеспечения высокого качества образования в школе.

 

Формирование проектов учебных планов и планов внеурочной деятельности в соответствии с ФОП проводится с учетом в том числе запросов родителей. Чтобы определить их потребности, можно предложить заполнить анкеты.

Для опроса родителей учеников начальной и основной школы рекомендуется использовать опросники, которые применялись для выбора учебных предметов и курсов учебного плана по новым ФГОС-2021. Родителям старших учеников лучше предложить анкеты по выбору профиля обучения. Во всех вариантах важно принимать к учету обновленный ФГОС СОО и ФОП СОО.

Шаг 9. Организуйте утверждение изменений в ООП

Как правило, изменения в ООП рассматриваются и принимаются на педсовете по ФОП в школе. Заблаговременно до мероприятия необходимо сформулировать вопросы о работе с ООП. Это нужно делать минимум два раза в год: в феврале или марте с целью приступить к работе по приведению ООП в соответствие с ФОП и летом для утверждения изменений, которые станут актуальными в следующем учебном году.

Утверждение изменений в ООП осуществляется двумя способами: либо правки утверждаются отдельным приказом для каждого уровня образования, либо создается единый приказ для всех трех уровней (начального, основного и общего).

Итак, подведем итог. Приказ Минпросвещения РФ от 16.11.2022 № 993 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования» (ФОП ООО) положил начало череде новых достижений учеников школ в 2023 году. Закон вступил в силу 2 января. Перед образовательными учреждениями поставлена задача реализовать его до начала следующего учебного года.

Стоит отметить, что образовательные учреждения по-прежнему вправе разрабатывать собственные учебные программы, полагаясь на ФОП. Обязательное применение федеральных рабочих программ касается таких дисциплин, как русский язык, литература, история, обществознание, география и основы безопасности жизнедеятельности. На новые ФОП возлагается большая надежда, так как они открывают абсолютно новые перспективы для школ в России.

Оформите свидетельство
о публикации в СМИ

оформить
Tests