Е.А. Беженарь
ФОРМИРОВАНИЕ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
В современном мире Интернет охватил все сферы жизнедеятельности людей. Сейчас очень трудно представить нашу жизнь без этого ресурса. Интернет достаточно сильно влияет на всех, особенно на подростков. Их неустоявшаяся психика очень подвержена влиянию со стороны. Испытывая сложности во взаимопонимании внутри семьи, подросток обращается к социальным сетям – там все доступно, все позволено.
Общественное развитие в современную эпоху характеризуется стремительностью и масштабностью социальных изменений, во многом — благодаря новым информационным и коммуникационным технологиям. Проблема обеспечения информационной безопасности детей в информационно-телекоммуникационных сетях становится все более актуальной в связи с существенным возрастанием численности несовершеннолетних пользователей, чаще всего подростков (ФЗ №139-ФЗ от 28.07.2012г «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»).
В Педагогическом энциклопедическом словаре значение понятия Подростковый возраст звучит так- период развития детей от 11-12 до 15-16 лет. Подростковый возраст называют также переходным возрастом, т.к. он характеризуется переходом от детства к взрослости. Границы Подростковый возраст достаточно условны, некоторые специалисты считают, что П.в. длится до 16-18 лет. Подростковый возраст - особый период в развитии человека. По уровню и характеру психического развития Подростковый возраст. - типичная эпоха детства. С другой стороны, подросток находится на пороге взрослой жизни и испытывает потребность в самостоятельности, самоутверждении, признании со стороны взрослых его прав и возможностей. Взрослые же часто продолжают относиться к подростку как к ребёнку. Такое двойственное положение подростка приводит к различным осложнениям и даже межличностным конфликтам, которые выражаются в форме протеста подростка. Поэтому Подростковый возраст также называют "трудным", "критическим".
Подростковый возраст - это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Вместе с тем это самый ответственный период, поскольку в этом возрасте складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношение к себе, к окружающим людям, к обществу в целом. Кроме того, в этом возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Более полно и точно значение понятия поведение дано в Большом современном толковом словаре русского языка: 1. Совокупность поступков и действий по отношению к окружающим; 2. Умение вести себя в соответствии с установленными правилами распорядка; 3. Реакция организма на то или иное воздействие, раздражение.
Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию - это самопознание, самосовершенствование и самоутверждение. В этом возрасте происходит временное психологическое отдаление подростка от семьи и школы, их значение в становлении личности подростка снижается, тогда, как влияние сверстников усиливается. Чаще всего подросток стоит перед выбором между официальным коллективом и неформальной группой общения. Предпочтение отдает подросток той группе, в которой он чувствует себя комфортно, где к нему относятся с уважением.
Интернет постепенно проникает в каждую организацию, общественное учреждение, учебное заведение, в наши дома. Число пользователей Интернета в России стремительно растет, причем доля молодежи и совсем юной аудитории среди пользователей Всемирной паутины очень велика. Для многих, особенно молодых людей, он становится информационной средой, без которой они не представляют себе жизнь. Интернет может быть прекрасным и полезным средством для обучения, отдыха или общения с друзьями. Но – как и реальный мир – Сеть тоже может быть опасна: в ней появились своя преступность, хулиганство, вредительство и прочие малоприятные явления. Толковый словарь русского языка Ожегова С.И. дает следующее понятие безопасности - безопасный безопасность состояние, при котором не угрожает опасность, есть защита от опасности. В безопасности кто-нибудь. Предвидение опасности предполагает знание человеком многообразия ее источников. И.А. Щеголев отмечает, что угроза может исходить: от собственного Я: себе, среде обитания, другим людям; от среды обитания: природной, техногенной, социальной, в военной обстановке. Зная об опасности того или иного объекта, человек мобилизует внимание, осторожность как средство защиты. Уклонение от опасности предполагает: представление о возможном характере развития опасной ситуации; знание мер предосторожности и своих возможностей по преодолению опасности; правильную оценку ситуации. Преодоление опасности предполагает: умелое поведение в опасных ситуациях; знание способов защиты и владение навыками по их применению (укрытие от опасности, применение способов борьбы с ее последствиями); владение навыками само- и взаимопомощи.
Виртуальность общения предоставляет людям с недобрыми намерениями дополнительные возможности причинить вред детям. В последнее время в Интернете появляется много материалов агрессивного и социально опасного содержания. Бурное развитие компьютерных технологий и широкое распространение сети Интернет открывает перед людьми большие возможности для общения и саморазвития. Интернет - это не только кладезь возможностей, но и источник угроз. В силу возраста, отсутствия жизненного опыта и знаний в области медиаграмотности дети не всегда умеют распознать манипулятивные техники, используемые при подаче рекламной и иной информации, не анализируют степень достоверности информации и подлинность ее источников. Сегодня количество пользователей российской сети Интернет составляет десятки миллионов людей, и немалая часть из них - дети, которые могут не знать об опасностях мировой паутины. Интернет должен быть максимально безопасным для подрастающих поколений.
На многих детских и взрослых сайтах могут встретиться различные формы проявления ненависти: от радикального расизма к грубому высмеиванию определенных личностей, доводящему подростков до суицида. Интернет-сайты, содержащие различные формы ненависти, вносят свои коррективы в формирования пользовательской онлайн-культуры и поведения, в котором грубость относительно других считается абсолютно нормальным явлением.
Таким образом, в целях создания и обеспечения безопасной интернет среды необходимо соблюдение следующих условий: во-первых – работа Государства на законодательном уровне по ограничению размещения в свободном доступе контента, который может нанести вред здоровью и развитию подростка; во-вторых – контроль со стороны родителей, работников системы образования и иных лиц, обеспечивающих доступ подростка в интернет; в-третьих – формирование навыков саморегуляции у подростка, с помощью предоставления ему альтернативы - взаимопонимание и дружеское общение с родителями, различные увлечения и хобби: занятия спортом, рукоделье, физический труд, чтение художественной литературы, различные по направленности кружки и сверстники, с которыми он общается вне его класса, с чьими семьями знакомы родители подростка.