Формирование благоприятного психологического климата в детском саду как фактор здоровьесбережения

Сейчас вопрос о психологическом здоровье и эмоциональном благополучии детей является крайне актуальным. Это связано с изменениями в социально-экономических условиях и другими факторами.

Психологическое здоровье представляет собой способность адекватно реагировать на внешние и внутренние раздражители, адекватное поведение, умение управлять своими эмоциональными состояниями и преодолевать стресс, общий душевный комфорт, психическая активность, потребность в саморазвитии и познании себя.

В детском саду благоприятный психологический климат - это совокупность условий, которые обеспечивают каждому ребенку поддержку, состояние внутреннего спокойствия и отсутствие разногласий с окружающим миром.

Создание благоприятного психологического климата в дошкольном учреждении является одной из самых важных и сложных задач педагогов. От этого во многом зависит результативность их деятельности, сформированность знаний, умений и навыков у детей, которые будут способствовать их успешности в школьном обучении.

Часто возникающие неблагоприятные ситуации и непонимание того, как с ними справиться, могут негативно сказаться на эмоциональном состоянии ребенка и вызвать внутренний дискомфорт. Если проблемы не будут замечены и решены своевременно, это может привести к тому, что ребенок не захочет посещать дошкольное учреждение, а также к возникновению личностных отклонений и нарушений социальных контактов.

Для того чтобы сохранить и укрепить психическое здоровье дошкольников, педагоги должны хорошо знать их особенности, уровень развития, актуальные и потенциальные возможности и потребности. Поэтому в нашей группе для детей с трудностями в обучении проводился мониторинг, основанный на методике Коротковой Н.А., Нежнова П.Г. «Отслеживание развития ребенка-дошкольника в образовательном процессе», который позволял отслеживать психолого-педагогическую динамику детей и их психическое развитие.

Исходя из результатов мониторинга за 2020-2021 годы, было принято решение:

  1. Создать и разнообразить развивающую психолого-педагогическую среду, которая будет максимально благоприятна для психического развития каждого ребенка и его внутреннего мироощущения.

  2. Применять здоровьесберегающие технологии для детей дошкольного возраста с трудностями в обучении, которые позволят укрепить их психическое и физическое развитие.

  3. Создать систему интегрированного подхода к организации совместной работы педагогов с детьми, включающую все образовательные области и способствующую усвоению материала и накоплению полезной информации.

В соответствии с потребностями и возрастными особенностями детей в группе создана комфортная среда для развития и обучения, которая постоянно дополняется и изменяется. Пространство группы разделено на три зоны: рабочую, активную и спокойную, которые включают в себя уголок уединения, уголок спорта и здоровья, уголок музыки и театра.

Психологическое благополучие детей и эффективность их воспитания и обучения в ДОУ зависят от того, какие чувства вызывает определенная деятельность, ситуация или режимный момент, а также от того, как ребенок переживает свои успехи и неудачи, и как он воспринимает отношения со взрослыми и сверстниками.

Как вы убедились, в нашей группе создана комфортная предметно-развивающая среда, которая способствует эффективности воспитания и обучения детей, а также их психологическому благополучию. Мы стремимся учитывать возрастные особенности и потребности каждого ребенка, поэтому пространство группы разделено на три части: рабочую, активную и спокойную зоны, в которых присутствуют различные уголки, такие как "Уголок уединения", "Уголок спорта и здоровья" и "Уголок музыки и театра".

Одним из важных аспектов является развитие эмоциональной сферы ребенка. Для этого мы создали "Сундучок эмоций" в уголке уединения, где используются дидактические пособия, способствующие снижению эмоционального напряжения, формированию умения управлять своими чувствами, развитию способности обозначать свое эмоциональное состояние словом, а также оценивать свои и поступки других людей.

Кроме того, мы решаем проблему дневного сна, которая в настоящее время является актуальной. Мы используем различные методы, такие как слушание спокойной музыки перед сном, произнесение слов-пожеланий и проведение тактильной релаксации. Эти методы создают спокойную атмосферу и способствуют быстрому засыпанию детей.

Мы уверены, что создание комфортной и развивающей среды в ДОУ является важным условием для успешного воспитания и обучения детей, и мы будем продолжать работать в этом направлении.

Оформите свидетельство
о публикации в СМИ

оформить
Tests