«Формирование читательской грамоты через проектную деятельность школьников»
В Древней Греции считали, что детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут. Функциональная грамотность сегодня стала важнейшим фактором общественного благополучия, а функциональная грамотность школьников – важным показателем качества образования. Читательская грамотность как составляющая функциональной грамотности - это способность человека понимать и использовать письменные тексты , размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Если раньше умение читать считалось достаточным для получения информации из текста, то сейчас учителя в работе с обучающимися стремятся к качеству чтения, его осмысленности, интеграции и интерпретации текста. Всё это имеет прямое отношение к функциональной грамотности.
В исследованиях PISA читательская грамотность - «способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни». Поэтому в своей работе особое внимание я уделяю формированию читательской грамотности во внеурочное время, особенно в проектной деятельности. Текст рассматривается как некая художественная действительность, историческая и культурная реальность, которая представлена в нем системой словесных художественных образов.
Тема моего выступления «Формирование читательской грамоты через проектную деятельность школьников»
Цель. Предъявление опыта работы по формированию читательской грамотности школьников.
Задачи.
- Сформулировать основные аспекты читательской грамотности, которые определяют направления в работе по формированию читательских умений
- Раскрыть сущность практического опыта по формированию читательской грамотности обучающихся через проектную деятельность (в том числе приемы и формы работы)
Основная часть.
Разработка исследовательского проекта неразрывно связана с работой с текстами.
В работе над проектом обучающиеся сталкиваются с разными видами текстов. В приведенных проектах дети изучали тексты художественного стиля разных жанров: Произведения художественной литературы, былины, сказки. В связи с этим требовались разные приемы и читательские действия по изучению данных текстов.
Каким же читательским действиям обучались школьники при разработке своих исследовательских проектов?
1. Поиск информации
Трудность поиска информации в том, что часто это очень большой объем, и весь текст невозможно найти. Тогда применяется прием чтения по заглавию или нахождения только эпизода по заданной теме. Кроме того, обучающийся должен уметь соотнести содержание текста с поставленной задачей и темой проекта.
2. Извлечение информации. Это умение связано с процессом выбора нужной для проекта информации. Сложнее проходит выбор информации из текста. Школьник должен соотнести эту информацию с темой работы. Иногда нет явной связи, значит он должен выявить нужное слово, мысль или целый эпизод. Вот установление этой связи между содержанием текста и темой работы, да еще и выбор из большого текста, в котором не все так логично связано с темой, создает трудности. Поэтому в этот период работы над проектом нужно сопровождение ребенка, обучение его таким умениям.
3. Интерпретация и интеграция текста.
Интерпретация текста предполагает извлечение из текста такой информации, которая не сообщается открыто. Это умение наиболее значимо при разработке исследовательского проекта, где школьники исследуют художественное слово.
4. Осмысление и оценка текста. Вопросы на осмысление текста требуют обращение к собственному опыту в жизни или к тому, что из имеющихся знаний можно сравнить с предложенным в тексте. Школьник должен сформировать свою точку зрения на произведение, а работая с проектом, он обосновывает оценку. Поиск и отбор материалов, соответствующих теме и предмету проекта развивает критическое отношение и к произведению, и к личным материалам проекта.
Критическое осмысление текста ярко проявляется в работе с текстами былин и сказок.
Примером может служить лингвистический проект « ».
5. Выявлять связь между прочитанным и современной реальностью. Разрабатывая проекты, школьники учились находить противоречия между прошлым и современным, давать оценку былине и сказке, выявлять их роль в истории и соотносить с реальной жизнью.
6. Использование информации из текста. Это умение предполагает научить обучающихся формулировать собственную гипотезу, прогнозировать результаты эксперимента на основе информации текста.
Заключение.
Таким образом, можно сделать вывод, что читательская грамотность - это фундаментальная база функциональной грамотности. Что пригодится ребенку во взрослой жизни? Умение сопоставлять, сравнивать, анализировать, объяснять. Читательская грамотность способствует развитию когнитивных умений. Это позволяет в первую очередь: определять вид и назначение информации; понимать тексты разных стилей, жанров; выделять основное содержание события текста, соотносить его с собственным опытом. Во-вторых, позволяет отбирать из базы имеющихся знаний и умений те, которые необходимы для достижения целей или удовлетворения потребностей; систематизировать полученную информацию и на ее основе строить собственные утверждения, составлять опорные конспекты, планы; видеть проблемы и уметь решать их. В-третьих, это дает возможность использовать информацию для решения жизненных практических задач, что создаст ситуацию успеха в социальной жизни.