УДК ББК ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ КАК ОДИН ИЗ АКТУАЛЬНЫХ ВОПРОСОВ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ: МЫСЛИ ВСЛУХ. Ю.Е Самсонова учитель русского языка и литературы, г. Светлоград, муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 Аннотация: статья посвящена вопросам формирования читательской грамотности в рамках предметной области ?Русский язык и литература?. В статье дается определение понятия "читательская грамотность", обосновывается актуальность данной темы на современном этапе преподавания русского языка и литературы. Кроме того, предлагается к рассмотрению ряд методов и приемов, способствующих формированию читательской грамотности на уроках русского языка и литературы. Ключевые слова: филология, читательская грамотность, словарный запас, методы формирования читательской грамотности. FORMATION OF READING LITERACY AS ONE OF THE TOPICAL ISSUES OF TEACHING THE RUSSIAN LANGUAGE AND LITERATURE IN A MODERN SCHOOL: THINKING ALOUD. Yu.E Samsonova teacher of Russian language and literature, Svetlograd, municipal educational institution secondary school No. 4 Resume: The article is devoted to the formation of reading literacy within the subject area "Russian Language and Literature". The article defines the concept of "reader literacy", substantiates the relevance of this topic at the present stage of teaching the Russian language and literature. In addition, a number of methods and techniques are proposed for consideration that contribute to the formation of reader literacy in the lessons of the Russian language and literature. Key words: philology, reading literacy, vocabulary, methods of forming reading literacy. Филология, как и любая другая наука, обладает тенденцией развития. Кажется, что в сегодняшний век компьютеризации, технического прогресса, когда изучены различные методы и подходы преподавания и происходит мировой обмен опытом, о проблемах говорить не приходится. Но наряду со стремлением к совершенствованию школьного филологического образования, наблюдается ряд недостатков. Попробуем разобраться, о каких достоинствах и проблемах идет речь. Если говорить о положительных факторах в современном школьном филологическом образовании, то среди прочих можно отметить увеличение времени на изучение предмета "Русский язык". Кроме того, расширился педагогический инструментарий учителя-словесника. Появилась возможность электронного сопровождения филологического образования (информационно- коммуникативные технологии, электронные учебники, представленные сайтом Министерства образования и науки РФ). Несомненно, сегодня образование шагнуло вперед. Мы видим, что дети позитивно воспринимают новшества современного образования. Дети справляются с задачами, которые ставит перед ним учитель, интересуются проектной деятельностью, любят разбирать проблемы по поставленной теме. Тогда почему не все дети учатся на "хорошо" и "отлично" и испытывают определенные трудности в процессе обучения? Во-первых, не стоит забывать о личностных ориентирах как педагога, так и самого ученика. С введением ФГОС изменился подход к учителю, который теперь не является ключевой фигурой на уроке. Тем не менее, многое зависит от заинтересованности, компетентности учителя, его жизненной позиции. Во- вторых, педагог нередко сталкивается с социолингвистическими проблемами ребенка. Россия - многонациональная страна. Дети разных национальностей занимаются в средней школе с русскими людьми и не всегда успевают за ними в освоении русского языка и литературы. С серьезными проблемами сталкиваются дети, которые находятся в трудной жизненной ситуации, которые просто не имеют реальной возможности развиваться, общаться со сверстниками на равных. Существует ряд и других практических проблем. С введение независимой экспертизы качества знаний (государственная итоговая аттестация в формате ЕГЭ, ОГЭ, всероссийские проверочные работы, PIZA) стало очевидно, что ученику необходимо практическое владение русским языком в его различных функциональных разновидностях. Необходимо умение грамотно, самостоятельно и творчески выражать свои мысли, воспринимать и понимать тексты разных жанров и стилей. Три часа в неделю русского языка и один час факультатива для большинства детей недостаточно, чтобы достойно сдать экзамен и набрать необходимое количество баллов. Казалось бы, за 20 лет ЕГЭ должен был прижиться в нашей стране, закрепить за собой чёткую систему. Этого нет, из года в год происходят изменения, ужесточение. Что приводит к ещё большему негативу. Письменная форма контроля знаний обучающихся со временем привела к необходимости введения устного собеседования, как промежуточной аттестации, в 9 классе. Здесь проверяется коммуникативная компетенция обучающихся. И мы опять сталкиваемся с проблемами. Если посмотреть на результаты итогового собеседования, то станет понятно, что затруднение вызывает и пересказ текста, и построение монологического высказывания, и учёт речевой ситуации.. Возникает вопрос: как в некогда самой читающей стране мира, стране величайшей классической литературы А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф.М. Достоевского, Н.В.Гоголя, Л.Н.Толстого и др. , учащиеся сталкиваются с подобными затруднениями? За последние десятилетия мы "взрастили" поколение, воспринимающее прочтение какого-либо литературного произведения как своего рода наказание, поколения, обладающего так называемым "клиповым" мышлением, обладающим небогатым словарным запасом. Таким образом, мы подошли к одной из ключевых проблем - формированию читательской грамотности в преподавании русского языка и литературы, которая в последнее время стоит особенно остро в современной школе и является как никогда актуальной. Успешное обучение в начальной и основной школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности. Что же это такое? Традиционно под грамотностью понимают степень овладения навыками чтения и письма. Термин "читательская " появился в российской педагогике в начале 2000 годов. Тогда отечественные образовательные учреждения впервые приняли участие в международных программах по оценке достижений учащихся PISA. С 2023 года наша школа участвует в эксперименте по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся в Ставропольском крае. Я столкнулась с необходимостью рассмотрения типовых заданий PISA на каждом уроке русского языка и литературы. В рамках этого проекта была проведена диагностическая контрольная работа, которую выполняли 7 учащихся 8 класса. У трёх человек высокий результат, у 4– средний. Я пришла к выводу, что работу по формированию читательской грамотности необходимо продолжать, используя разные приёмы и методы. Читательская грамотность - это не синоним начитанности или хорошей техники чтения, а способность понимать, использовать и анализировать прочитанное. Читательская грамотность состоит из системы следующих аспектов: беглое чтение, толкование текста в буквальном смысле, оценка языка и формы сообщения, поиск информации и её извлечение, преобразование данных от частных явлений к обобщенным, формирование основных идей и выводов, общее понимание текста, размышления о содержании и оценка, соотнесение с внетекстовой информацией. Все эти навыки взаимосвязаны между собой. Работа по формированию читательской грамотности опирается не только на сам текст, но и на умение извлекать дополнительную информацию, делать выводы. Методов и приёмов формирования читательской грамотности достаточно много. Остановимся на некоторых, используемых в моей педагогической деятельности. Прием "Маркировки" (творческое задание) Для формирования читательского умения интегрировать и интерпретировать сообщение текста рекомендуется предлагать задания, в которых требуется отличить главное от второстепенного. На подготовительном этапе использую просмотровое чтение. Перед чтением текста учащимся предлагается несколько вопросов на мотивацию: почему должен прочесть этот текст? Далее используется прием маркировки текста: распечатанный текст раздается учащимся, читаем его по абзацам, выделяя главное и отмечая цифрами абзацы. Затем нужно пересказать по маркированному. Помимо того, что этот прием незаменимо действует с лингвистическими текстами, его можно использовать при составлении плана любого текста (особенно при работе над сжатым изложением и сочинением в формате ЕГЭ). Прием "Написание творческих работ" особенно хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления изученной темы. Например, детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения или самому написать сказку, стихотворение.[3] Эффективным является использование метода фонограмм - "фантазия", "фантастика", "фантом". Ученикам необходимо составить фонограммы (фонограмма - это сочинение, в котором действительность выступает в сверхъестественном, нереальном виде). Это позволяет поддерживать познавательный интерес, развивать творческое воображение, обогащать словарный запас учащихся, вырабатывать умение аргументированно строить ответ на любую заданную тему, соблюдать структуру сочинения (вступление, основная часть, заключительная часть). Рецензирование и стилистическая правка сочинений, проведенная с учениками, позволяет исправить ошибки. Тематика может быть разной. Например: "Что бы я купил(а) в магазине счастья?", "Что бы я попросил у доброй феи?", "Что было бы, если бы я увидел(а), что книга плачет?" и другие. Прием ?Мозаика?. ?Реконструкция текста? . Сложение целого текста из частей.? Такой прием эффективен при изучении в 5 классе таких тем: “Текст”, “ Тема текста”. Текст разделяется на части (предложения, абзацы). Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности. В качестве варианта выполнения задания ученики могут предложить несколько различных путей последовательного соединения. В случае необходимости ученики могут вносить в текст небольшие коррективы, добавляя скрепляющие фразы, переходы.[1] Очень эффективным, на мой взгляд, является прием "Чтение с остановками". Материалом для его проведения является повествовательный текст. На начальной стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдет речь в произведении. На основной части урока текст делится на части. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположение о дальнейшем развитии сюжета. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она не является достаточно аргументированной. Работа по формированию читательской грамотности является обязательной при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ. На каждом уроке ученики должны уметь извлекать информацию, анализировать ее и перерабатывать. При подготовке к сочинению по русскому языку и литературе необходимо уделять внимание систематизированной работе с текстами. Работая с любым текстом, необходимо находить ответы на вопросы: - О чём рассказывает данный текст? -Каких тем касается автор? - Какому вопросу автор уделяет большое внимание? - Зачем автор написал текст? - Как сам автор отвечает на поставленные вопросы. Отработка стратегии смыслового текста обязательно должна проводиться через совместную деятельность учителя и ученика. Это позволяет увидеть, насколько хорошо поняли прочитанное обучающиеся. Кроме того, в 9-11 классах при обучении написанию сочинений ОГЭ, ЕГЭ и итоговому сочинению по литературе мною практикуется редактирование реальных сочинений учеников класса. Перед уроком распечатывается сочинение одного из учеников без указания фамилии, а затем мы вместе с ребятами проверяем его по критериям. Старшеклассники любят такой вид работы, некоторые просят, чтобы проверили именно их сочинение. Для того чтобы вызвать интерес в процессе обучения на уроках можно использовать методический прием "Лови ошибку". При объяснении нового материала , чтобы заострить внимание на проблемном месте в задании, учителем намеренно допускается ошибка. Можно заранее оповестить детей о её наличии. Обнаружив неточность, учащиеся вносят коррективы, оглашают правильный вариант. Преимущество этого приема заключается в том, что он универсален, его применение возможно на уроках практически по всем школьным дисциплинам; он приводит в тонус внимание, мыслительную деятельность учащихся, развивает аналитические способности, предоставляет поле для практического применения полученных знаний. Прием "Концептуальная таблица" эффективен на уроках литературы. Дается задание: ?Сравните героев произведения, заполните таблицу, сделайте выводы?. По горизонтали записываются основные характеристики, по которым сравниваются явления или объекты, а по вертикали отличительные свойства, по которым происходит сравнение (например, Е.Онегин и Ленский в "Евгении Онегине" А.С. Пушкина, Наташа Ростова и Жюли Курагина, Кутузов и Наполеон в романе "Война и мир" Л.Н.Толстого и так далее). Таблица заполняется учащимися дома в качестве домашнего задания или в течение урока, частично или полностью. Указанный прием можно использовать на уроках обобщения знаний или закрепления пройденного материала.[2] В последнее время все большей популярностью пользуется такой приём, как ?Инфографика?. Что это такое? Инфографика?– это визуальная подача разнообразной текстовой, статистической информации. Подобная визуальная подача информации усваивается быстрее, чем при чтении обычного текста, ввиду ее четкой организации, небольшого объема, визуализации деталей и привлекательности подачи. Без сомнения, инфографика может быть эффективно использована и на уроках литературы, и на уроках русского языка. Можно выделить следующие преимущества использования элементов этой технологии на уроках: большее количество информации богатый лексический материал легкое восприятие информации решение большого количества задач. развитие визуальной грамотности учащихся. обучение детей критичному отношению к источникам информации. Хорошо сделанная ифографика позволяет просто и быстро вникнуть в проблему, посмотреть на задачу системно и комплексно.? Вокруг подходящего материала нужно построить занятие. Следующие задания подойдут для применения инфографики на уроках: Найти в инфографике 5-10 интересных фактов. Проверить некоторые из них на истинность (найти подтверждение им в иных источниках). Сделать краткий устный отчет, используя?инфографику. Составить тест по приведенной информации для проверки понимания другими учащимися. Ответить на вопрос: ?Что именно удивило вас большего всего в данной инфографике?? Таким образом, представленные приемы работы с текстом позволяют обогащать словарный запас учащихся, продуктивно усваивать учебный материал, пополнять речевую память учащихся. Применение этих и ряда других приемов формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы позволяет получить хороший результат, так как оказываются задействованы различные виды памяти и восприятия. Работая с текстом, дети могут выделить нужную информацию, составить текст самостоятельно, доказать свою точку зрения. [4] Формирование читательской грамотности – это процесс длительный. Использование приведенных мною различных приёмов и методов в работе с текстом дают положительный результатат. Интернет ресурсы: 1. https://infourok.ru/priemy-formirovaniya-chitatelskoj-gramotnosti-na-urokah-russkogo-yazyka-i-literatury-4975348.html 2.https://infourok.ru/formirovanie-chitatelskoj-gramotnosti-na-urokah-russkogo-yazyka-i-literatury-6558782.html 3. https://infourok.ru/priemy-formirovaniya-chitatelskoj-gramotnosti-na-urokah-russkogo-yazyka-i-literatury-4975348.html 4. https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2019/04/29/vozmozhnosti-primeneniya-infografiki-na-urokah-literatury
Формирование читательской грамотности как один из актуальных вопросов преподавания русского языка и литературы в современной школе: мысли вслух