СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ.

Одной из основных проблем современного образования – формирование читательской грамотности у обучающихся. Читательская грамотность современного школьника должна быть связана как с решением учебных задач, так и задач повседневной жизни. Для формирования таких умений необходимо применять на уроках системно-деятельностный подход. С его способностью к чтению и пониманию учебных текстов; с умением извлекать необходимую информацию, интегрировать и интерпретировать, осмысливать и оценивать содержание и форму текста.

Текст – важная коммуникативная единица языка, выступает в качестве объекта анализа на уроках русского языка, литературы, родного (русского) языка, родной (русской) литературы. Только системная работа с текстом позволяет формировать у обучающихся лингвистическую и языковую компетенции, так как текст является средством прохождения «от мысли к слову»..

Не менее важными при формировании читательской грамотности являются

и читательские умения, которые сгруппированы вокруг четырех видов деятельности:

1. Поиск необходимой информации и понимание текста: определить основную тему текста, выделить главную мысль; отвечать на вопросы по тексту; выстраивать последовательность описываемых событий, делать выводы по содержанию текста; сопоставлять информацию из разных частей текста; грамотно излагать информацию; понимать значение терминов, иноязычных слов; грамотно работать с художественными средствами выразительности: понимать их смысл и умело употреблять обороты в речи.

2. Интеграция и интерпретация текста: преобразовать текстовую информацию в другую, например, в схемы, таблицы; находить в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов; делать выводы из текста, различать главные и второстепенные детали, кратко формулировать основные мысли, делать умозаключения по контексту; уметь аргументировать, сопоставлять разные точки зрения из разных источников по заданной теме; применять теоретическую информацию при решении учебно-практических задач; структурировать текст (нумерация страниц, ссылки, оглавления, проверка правописания).

3. Осмысление прочитанного и оценка информации: оценить утверждения

и представить доводы в защиту своей точки зрения; оценивать форму текста;

оценивать полноту, достоверность информации на основе жизненного опыта;

обнаруживать противоречия в тексте; высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу, обсуждаемому в тексте.

4. Использование информации из текста: использовать текстовую информацию для решения практических задач; выстроить собственную гипотезу и прогнозировать события; выявлять связь между прочитанным текстом и современной реальностью.

Вот некоторые примеры из моей практики:

Урок литературы - задание: 1. Минута скорочтения.

2. Составь 10 вопросов к тексту.

3. Представить материал по биографии поэта или писателя в виде таблицы

Подробнее хочу остановиться на формировании читательской грамотности на уроках родного русского языка.

Обязательным условием формирования читательской грамотности на уроках родного (русского) языка является работа с разными видами текстов.

В качестве примера предлагается работа с поэтическим текстом. От обучающихся требуется определить основную мысль. поработать с лексикой , пунктуацией, построением предложений текста.

Фрагмент урока.

Слово учителя.

В ссылке в Михайловском у Александра Сергеевича под рукой оказался томик Корана, переведённый с французского языка. Поэт увлёкся изучением священных текстов, которые натолкнули его на написание стихотворения на религиозную тему.

Цикл стихов «Подражание Корану» датируется 1824 годом

Произведение состоит из девяти отдельных стихотворений, каждое из которых перепевает главы Корана. Однако все части связаны между собой общим смыслом и мотивами.

На уроке рассмотрим только отрывок из 9 главы.

Ученикам выдается отрывок текста произведения. Пунктуация подлинника упрощена. Некоторые знаки препинания отсутствуют.

1. Настал пробужденья для путника час.

2. Встаёт он и слышит неведомый глас

Давно ли в пустыне заснул ты глубоко

3. И он отвечает уж солнце высоко

На утреннем небе сияло вчера,

С утра я глубоко проспал до утра.

4. Но голос: « 4а. О путник ты долее спал.

4б. Взгляни! 4в. Лёг ты молод, а старцем восстал.

4г. Уж пальма истлела, а кладез холодный

Иссяк и засохнул в пустыне безводной

Давно занесённый песками степей.

4д. И кости белеют ослицы твоей».

5. И горем объятый мгновенным старик,

Рыдая, дрожащей главою поник.

6. И чудо в пустыне тогда совершилось:

7. Минувшее в новой красе оживилось.

8. Вновь зыблется пальма тенистой главой

Вновь кладез наполнен прохладой и мглой.

Вопросы на понимание текста: 1. О чем отрывок?

(Это стихотворение о ропщущем на Господа путнике, который всё же получает божью милость).

2. Можно ли сказать, что Александр Сергеевич - атеист?

то не так. Он с большим почтением относится к верующим людям и принимает любую веру. И чудо, которое происходит, только подтверждает это.)

3.А вы можете назвать себя атеистами?

4. Легко ли читать стихотворение?

(Встречается много слов, которые в нашей повседневной речи мы не используем.)

БУДЕМ РАЗБИРАТЬСЯ

СЛАЙД

1. Устно выполнить лексические задания.

- Найдите в тексте слова, имеющее такое значение:

Части тела человека или животного. (Кости).

Узкая и глубокая, защищенная от обвалов яма для добывания воды из водоносных

слоев земли. (Кладез).

Промежуток времени, равный шестидесяти минутам. (Час).

Звучание голосового аппарата, характеризующееся индивидуальными особенностями

воспроизведения звука. (Глас).

Дерево южных стран, обычно с прямым не ветвистым стволом и с очень крупными

вечнозелеными перистыми или веерообразными листьями. (Пальма).

Тот, кто находится в пути, странник. (Путник).

Душевное страдание, вызванное несчастьем. (Горе).

Время суток от окончания ночи до наступления дня. (Утро).

Явление, противоречащее законам природы и не объяснимое ими. (Чудо).

Темное отражение, падающее на окружающую поверхность от той стороны предмета,

которая не обращена к источнику света. (Тень).

Верх, вершина. (Глава).

СЛАЙД 2

- Выберите подходящее (-ие) значение (-я) слова солнце:

1. Центральное тело Солнечной системы.

2. Место, пространство, освещенное этим светилом.

3. Ясная погода.

4. То, что является источником жизни, счастья для кого-либо, чего-либо.

5. Покрой юбки.

СЛАЙД 3

- Найдите слово, имеющее одно из данных значений. (Восстал).

Стать вновь живым.

Приобрести новые силы, стать вновь бодрым.

СЛАЙД 4

- Найдите в тексте синонимы к словам:

Несчастье (горе), опять (вновь), иссушенная (безводная), ишак (ослица), зов (глас),

посмотри (взгляни), почивал (спал), сгнить (истлеть), засох (иссяк), незнакомый (неведомый), прошлое (минувшее), светило (сияло), больше (долее), засыпанный (занесенный)

СЛАЙД 5.

- Найдите в тексте антонимы к словам:

Гасло (сияло), умер (восстал), валуны (нет антонима, важно, чтобы дети не применили

слово песок), забил (иссяк), настоящее (минувшее), юноша (старец), распрямился (поник),

стар (молод), поверхностно (глубоко), счастье (горе).

- Каким является слово пустыня по количеству значений? (Многозначное: безводное

место, безлюдное место).

- Каким является слово пальма по происхождению? (Заимств.).

- Каким является слово солнце по происхождению? (Искон.).

- Найдите слово, исторически родственное слову тля. (Истлела).

- Найдите слово, исторически родственное слову живот. (Оживилась).

- Найдите слово, исторически родственное слову нёбо. (Небо).

- Найдите слово, исторически родственное слову береза. (Белеют).

2. Устно найти предложения, соответствующие следующим характеристикам.

Расставить недостающие знаки препинания.

СЛАЙД 6

- Сложное, из двух частей, в первой части сказуемое выражено кратким прилагательным. (4в).

- С прямой речью, прямая речь – вопросительное предложение. (2).

- Сложное, из двух частей, вторая осложнена причастным оборотом. (4г).

- Простое, повеств., ничем не осложнено. (1, 4д, 6).

- С прямой речью, в словах автора опущено сказуемое. (4).

- Простое, побудительное предл. (4б).

- Сложное, из двух частей, во второй части отсутствует подлежащее. (4в).

- Простое, осложнено одиночным деепричастием. (5).

- Постое предложение, осложнено обращением. (4а).

- Сложное, из двух частей, вторая осложнена однородными сказуемыми. (4г).

ПРОВЕРЬ СЕБЯ

СЛАЙД 7

1. Настал пробужденья для путника час.

2. Встаёт он и слышит неведомый глас:

«Давно ли в пустыне заснул ты глубоко?»

3. И он отвечает: «Уж солнце высоко

На утреннем небе сияло вчера,

С утра я глубоко проспал до утра».

4. Но голос: «4а. О путник, ты долее спал.

4б. Взгляни! 4в. Лёг ты молод, а старцем восстал.

4г. Уж пальма истлела, а кладез холодный

Иссяк и засохнул в пустыне безводной,

Давно занесённый песками степей.

4д. И кости белеют ослицы твоей».

5. И горем объятый мгновенный старик,

Рыдая, дрожащей главою поник.

6. И чудо в пустыне тогда совершилось:

Минувшее в новой красе оживилось.

7. Вновь зыблется пальма тенистой главой,

Вновь кладез наполнен прохладой и мглой.

Слово учителя

Если позволяет время на уроке, можно включать задания по морфологии, фонетике.

Такая работа помогает лучше понять текст, расширить словарный запас обучающихся повышать интерес к художественному слову.

Таким образом, комплексная работа с текстом, основанная на системно-деятельностном подходе, на уроках русского языка, литературы, русского родного языка и родной (русской) позволяет сформировать читательскую грамотность: умение работать со словом, извлекать важную информацию из текста, интегрировать и интерпретировать информацию, осмысливать и оценивать содержание и форму текста, а также умело использовать полученную информацию