* {font-family: Calibri; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} h1 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 24pt; font-weight: bold;} .Заголовок 1 Знак {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 24pt; font-weight: bold;} .List Paragraph {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .gost-title1 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;}

«Формирование экологического воспитания

через приобщение к труду в условиях СРЦН»


 

Экологическое воспитание прививает правильное отношение к природе окружающей ребенка.

Экология- это наука, изучающая закономерности взаимодействия организмов друг с другом и окружающей средой.

Экологическое воспитание включает в себя знакомство с бесконечно разнообразным миром природы. Основные задачи такого воспитания заключаются в формировании у дошкольников элементов экологического сознания.

Благодаря этой работе у детей: формируется любовь к природе, бережное отношение к ней, и умение видеть и понимать красоту окружающего мира, а так же вовлечение детей в выполнение разнообразных и усложняющихся видов трудовой деятельности, и побуждение к проявлению творческой активности.

 

По мере развития любознательности, познавательных интересов мышление всё шире используется детьми для познания окружающего мира, которое выходит за рамки задач, выдвигаемых их собственной практической деятельностью. Ребёнок начинает ставить перед собой познавательные задачи, ищет объяснения замеченным явлениям. Дошкольники прибегают к своего рода «экспериментам» для выяснения заинтересовавших их вопросов, наблюдают явления, рассуждают о них и делают выводы Поэтому, мы должны знать, что у детей каждый акт мышления что-то осветляет и одновременно открывает новые контуры мало известных аспектов действительности.

          А так как в труде формируется мировоззрение ребенка, моральные качества его, мотивы поведения, корригируется познавательная деятельность, воспитывается воля и характер.

Задачи трудового воспитания состоят в том, чтобы сформировать у школьников понимание необходимости для каждого человека участия в труде, развить на этой основе социальные мотивы трудовой деятельности. В труде необходимо воспитывать черты высокой морали труженика - производителя материальных ценностей. Наряду с этим нужно учить детей трудовым умениям и навыкам, прививая им культуру труда, умение планировать и учитывать работу, организовывать свой трудовой процесс, аккуратно и бережно относиться к рабочему месту, орудиям труда, материалу.

Одновременно с выполнением этих задач в процессе труда необходимо обратить серьезное внимание на развитие у детей интереса к знаниям, к технике, к профессии, которую они осваивают. Так, например, в процессе труда конкретизируются и исправляются нечеткие представления и понятия детей об окружающем мире, обогащается их чувственный опыт. В работе ребенок знакомится со свойствами материалов, инструментов, сравнивает их, устанавливает отношения, существующие между ними, планирует работу, создает в воображении будущий предмет труда, а все это способствует развитию мышления. Большое значение здесь имеет логика и последовательность производственных операций.

Воспитатели должны психологически готовить ребенка к участию в общественно полезном труде. Эта психологическая подготовка направлена на развитие моральных, интеллектуальных, эмоциональных и волевых качеств человека, необходимых для творческого труда. В процессе ее формирования положительные мотивы трудовой деятельности, целеустремленность и интерес к овладению определенной профессией в соединении с практической подготовкой помогают сформировать новое отношение к труду.

Известно, что для любой работы необходимо владеть целым комплексом умений. При образовании трудовых навыков ребенку вначале показывают образцы работы, приемы ее выполнения, и он, подражая учителю, овладевает автоматизированным действием - навыком выполнения той или другой операции, что необходимо в овладении любой профессией. Очень важно развивать у ребенка стремление внести новое в свой труд, проявить творчество и самостоятельность, только тогда работа захватывает мысли и чувства человека, доставляет ему истинное наслаждение.

Творческий подход к делу требует больших умственных усилий, опирающихся на изучение, собирание и обобщение опыта. Производственный труд в современных условиях требует сочетания физических и умственных усилий. Поэтому большое значение в психологической подготовке к труду приобретает усвоение основ наук и развитие познавательных способностей ребенка. В процессе обучения необходимо вызвать у детей стремление к знаниям, вооружить их необходимыми навыками изучения действительности.

На основе сочетания теоретических знаний и практических умений складываются правильные представления о природе и обществе, формируется отношение к жизни, определяется дальнейший жизненный путь.

Исходя из всего сказанного, можно сделать вывод о том, что психологическая подготовка - это не отдельные мероприятия, а целостная система работы с детьми, направленная на осознание ими труда окружающих людей и своего собственного трудового опыта, на создание устойчивого интереса к трудовой деятельности.

Единственный конструктивный метод помочь ребятам полюбить труд и чувствовать свою потребность в нём – отсутствие формализма в организации трудовых мероприятий и творческих подход. Труд – это не обуза и не наказание, это возможность реализовать свои способности и ознаменовать день ещё одним полезным делом. И эти слова должен знать и понимать каждый ребенок.

Главная цель этих усилий - сформировать у воспитанников психологическую и практическую готовность к труду, такое устойчивое психологическое состояние, которое характеризуется положительным отношением к труду, положительной его мотивацией, системой знаний, трудовых навыков и умений.

Трудовая реабилитация возможна и оптимальна, если специалисты в реабилитационном центре следуют правилам, подсказанным самой жизнью:

1. Принимать ребенка таким, какой он есть, прилагая усилия к раскрытию его потенциальных возможностей. Если ребенок встречает искреннее принятие себя, он легко преодолевает свои внутренние конфликты, психологический дискомфорт и способен к личностному росту и развитию.

2. Понимать ребенка, то есть глубоко проникнуться всеми его проблемами, чувствами и стремлениями. Чтобы ребенок смог преодолевать трудности, надо стремиться устранять все, что мешает ему быть счастливым.

3. Помогать ребенку, причем стратегию помощи определять преодолением себя вчерашнего и обретением новых шансов на лучшее завтра.

Таким образом, каждая из характеристик умственной деятельности младших школьников, опираясь на их физиологические особенности, показывает необходимость психологического развития ребёнка, т.е. развития его психических процессов, а так как «трудовая реабилитация» включает в себя весь комплекс духовно-нравственных личностных качеств, а также знаний, умений и навыков, необходимых в самых различных видах трудовой деятельности, познавательная активность и возникает и осуществляется на их основе.

 Экологическая культура соединяет в себе: знание основных законов природы; понимание необходимости считаться с этими законами и руководствоваться ими во всякого рода индивидуальной и коллективной деятельности; стремление к оптимальности в процессе личного и производственного природопользования; выработку чувства ответственного отношения к природе, окружающей человека среде, здоровью людей. Таким образом, экологическая культура охватывает интеллектуальные, эстетические и этические, деятельностно- волевые аспекты человеческой жизни, практику бытовой и профессиональной деятельности.

Быстро накапливающийся жизненный опыт, расширение круга представлений, у ребенка младшего школьного возраста способствует развитию произвольных процессов: сосредоточенного внимания, воли, социальных эмоций. В этом возрасте у ребенка происходит становления самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, понимать его ценности.

Ведущее значение в развитии интеллектуальных и личностных процессов имеет общение ребенка со взрослыми- оно определяет его эмоциональное самочувствие, отношение к людям и окружающему миру в целом. Младший школьник хорошо развивается, если общение со взрослыми строиться на понимании последним его эмоционального самочувствия, интересов, возможностей, если взрослый умеет признать в ребенке развивающуюся личность, умеет вставать  на его позицию, учитывать его точку зрения, воспринимает его как полноценного партнера в совместной деятельности.

В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.

Особое внимание уделено созданию совершенно определенных условий для воспитания детей. Главная особенность этих условий - привнесение объектов живой природы в предметное окружение ребенка, в пространство его жизнедеятельности. Разнообразие растительного и животного мира на участке Центра, правильная- с экологической точки зрения – организация зеленой зоны в помещении учреждения составляют развивающую экологическую среду, пригодную для воспитания детей. Ребенку необходим непосредственный контакт с объектами природы, «живое» общение с природой, животными, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения. Познание природы через книги, слайды, сказки, картины, и беседы - имеет второстепенное значение: его задача- расширять и дополнять те впечатления, которые ребенок получает от непосредственного контакта с объектами природы.

     Воспитатели своим примером создает образец взаимодействия с природой, неравнодушного отношения к ней, демонстрирует необходимость и значимость всего того, что совершается на глазах детей - это и есть образец взаимодействия с природой.

      

Опыт показал, что чрезвычайно высок реабилитационный потенциал труда, связанного с живой природой. Во-первых, данный труд является деятельностью экологического характера и содержит в себе общеукрепляющие и психотерапевтические возможности. Во-вторых, он способствует формированию трудовых и поведенческих навыков, обогащает эмоциональный опыт и развивает альтруистические наклонности и нравственное сознание детей. В-третьих, в ходе включения ребенка в труд, связанный с живой природой, совместно со взрослыми и сверстниками идут процессы социальной идентификации и обучения детей навыкам самоуправления в трудовой деятельности. Такой труд изначально определяет профиль, трудовую и профессионально-трудовую подготовку детей. Причем профориентация осуществляется не в лабораториях, мастерских или на экскурсиях, а на примере реально организованного труда, результаты которого каждый ребенок может оценить и ощутить на себе.

На занятиях по экологии, предусматривается ознакомление учащихся с окружающей действительностью и трудом людей в городе и сельской местности. Дети получают первоначальные сведения о живой и неживой природе, о поверхности земли, о домашних и диких животных. Они ведут наблюдения сезонных изменений в природе. У детей воспитываются практические навыки ухода за телом, за своей одеждой и предметами быта. На уроках труда закрепляются не только умения и навыки, но также и многие понятия (“овощи”, “фрукты”, “мебель”, “посуда”, “большой”, “маленький”, “длиннее”, “короче” и др.), которые конкретизируются и глубже осознаются учащимися. Эта возможность труда и обучения помогает более сознательному усвоению учебного материала, обогащению речи учащихся, развитию их мышления.

Самообслуживание - первая трудовая обязанность ребенка. Уборка кровати, уход за платьем, обувью, уборка игрового и рабочего места - это те элементарные бытовые обязанности, с которыми встречается ребенок. Самообслуживание является частью общественно полезного труда учащихся. Оно имеет важное значение для развития у детей наиболее распространенных трудовых навыков, необходимых в жизни. Содержание в порядке, в чистоте и сохранности классного помещения, классного оборудования, уход за комнатными растениями, полная уборка классных помещений, кабинетов, , включая натирку полов и участие в ремонтных работах, - таков перечень дел, которыми могут заниматься дети.

Самообслуживание требует четкого распределения трудовых обязанностей с учетом возрастных особенностей и состояния здоровья детей, а также требований санитарии и гигиены. Занимаясь самообслуживанием, дети учатся рациональным приемам работы.

Использование инструментов, правильное расходование материалов, аккуратное и бережное обращение с рабочей одеждой помогают воспитать дисциплинированность, бережливость и аккуратность, вырабатывают навыки культуры труда. Повторяясь из дня в день, трудовые операции по самообслуживанию способствуют выработке терпения, настойчивости и навыков самоконтроля.

Часто у детей сравнительно легко удается вызвать желание трудиться. Но это желание не всегда бывает устойчивым, выработать же у наших детей привычку повседневного участия в труде - дело довольно трудное. Это объясняется тем, что желание трудиться у многих детей развивается быстрее, чем способность к трудовым усилиям. Слабость мускулатуры, недостаточное развитие мелких мышц, несовершенство координации движений, неустойчивость интересов и внимания, а также недостаточное владение трудовым навыками проводят к тому, что дети быстро утомляются и не всегда с желанием берутся за работу. Поэтому особое значение приобретает правильная дозировка трудовых заданий.

Наоборот, правильная дозировка заданий, распределение их во время, разумное разделение труда делают работу привлекательной и вызывают желание трудиться. Этому же помогает соревнование за лучшее качество работы и соответствующие меры поощрения.

Широко используются тематические игры, позволяющие использовать знания, умения и навыки, полученные детьми на уроках ручного труда и домоводства, закрепить навыки самообслуживания. Интересно проходит работа бытовых ателье, где учащиеся могут сделать мелкий ремонт своего костюма, почистить ботинки и т.д. «Заведующая» ателье и «мастера» - старшие учащиеся, в их задачу входит не только выполнить заказ, но и научить это сделать самого заказчика. В остальное время организуются игры: «Гости», «Школа», «Магазин», «Столовая», «Почта» и др., которые вызывают большой интерес у младших ребят и создают возможность для развития их инициативы.

В процессе труда по самообслуживанию и игровой деятельности у детей возникает хозяйское, бережное и заботливое отношение к школе, возрастает требовательность друг к другу, исчезает безразличие и равнодушие к общему труду и жизни. Дети становятся более самостоятельными, проявляют заботу друг о друге. Оказание помощи больным и слабым ребятам, а также ученикам младших классов воспитывает чувство коллективизма и человечности.

В социально-реабилитационном центре «Надежда» реализуются программы по профилактике социального сиротства, также программы в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; проводится социальная реабилитация детей. В Центре воспитателями разработано много обучающих программ и кружковых: «Наш дом природа», «Здоровье +», «Юный кулинар», «Юные волшебники» и другие. Наши программы направлены не только индивидуально на каждого ребенка, но и на сплочение детского коллектива. Так как, коллективное  дело — это уникальное и в то же время естественное социальное и педагогическое явление, которое может быть положено в основу всей деятельности коллектива.

 Коллективно-творческое дело в аспекте экологической деятельности – это форма совместной деятельности детей, взрослых и детей, в процессе которой происходит творческое воплощение замыслов всех соучастников деятельности. Основу составляет тесное сотрудничество, совместная деятельность всех членов коллектива, старших и младших, взрослых и детей.

  Используемые методы: наблюдение за детьми на занятиях по экологическому развитию, во время труда, и на субботниках.

При оценке результатов работы воспитатель обязательно отмечает, как работала вся подгруппа и отдельные дети. При этом учитываются не только достигнутые успехи, но и отношение детей к работе, желание трудиться, доброе отношение к товарищам. Это помогает им понять, что усилия не пропали даром, что сделано что-то полезное, доброе и не только для себя, а и для всех. У детей укрепляется уверенность в своих силах, вера в товарищей, в силу коллектива. В сердце ребенка закладываются семена доброты, чуткости к товарищам, развивается желание трудиться.

Таким образом, в ходе проведения занятий по экологическому воспитанию через труд, у детей развивалось: логическое мышление; способствовала развитию зрительных и тактильных анализаторов; развивала речь детей: формулировать ответы, грамотно задавать вопросы, активизировать и пополнять пассивный и активный словарь, а также любовь к природе и труду.

 В своей работе воспитатели социально-реабилитационного центра стараются формировать у детей правильное представление о труде, подвести их к понятию, что труд не развлечение, он требует определенных усилий, овладения навыками и умениями. Поэтому воспитатели стараются постоянно, а не от случая к случаю обеспечить участие детей в труде. Все дети проявляли большую заинтересованность, и активно работали, а также все участвовали в обсуждении.