УДК 356.42,
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Борисова Татьяна Михайловна
к.п.н., учитель начальных классов
МОБУ «Средняя общеобразовательная школа № 25»
Якутск, Россия
Аннотация: В статье раскрывается актуальность экологической проблемы, понятие «экологическая грамотность», «проектирование», проектирование рассматривается как основа формирования экологической грамотности младших школьников.
Ключевые слова: экологическая грамотность, внеурочная деятельность, младшие школьники, экология, педагогические условия, проектирование
FORMATION OF ECOLOGICAL LITERACY OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN IN EXTENSIVE ACTIVITY
Abstract: The article reveals the relevance of environmental problems, the essence of the concept of "environmental literacy", discusses the pedagogical conditions for the formation of environmental literacy.
Keywords: environmental literacy, extracurricular activities, younger students, ecology, pedagogical conditions
Актуальность исследования. Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Ускорение темпов научно-технического прогресса характеризуется все усиливающимся антропогенным воздействием на природную среду. При этом неизмеримо возросли практические возможности как положительного, так и негативного влияния человека на природу. Своим потребительским отношением к природе люди уже нанесли ей непоправимый ущерб. Проблема экологического образования сегодня волнует всех - ученых, педагогов, методистов, практиков.
В Декларации Конференции ООН по окружающей среде, Указа Президента Российской Федерации «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечении устойчивого развития общества» указано, что следует формирование экологической культуры подрастающего поколения признать одной из первоочередных задач. Сегодня вопрос введения экологического образования в общеобразовательную систему до конца не решен. Нет единства взглядов в этом вопросе. Ряд учителей и методистов предлагают включить в учебный план самостоятельный учебный предмет «экология», другие говорят о необходимости усиления экологизации всех школьных курсов. Третьи считают, что содержание экологического образования можно в полной мере реализовать только на основе тесной связи урочных и внеурочных форм обучения. Подобная взаимосвязь обеспечивает помимо получения знаний также и формирование практического опыта общения детей с окружающей природой.
Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли, К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу, чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития». Идеи ознакомления детей с природой получили дальнейшее развитие в теории и практике советского дошкольного и школьного воспитания в статьях, методических работах (Л.Ф. Мельчаков, С.Н. Николаева и др.). Большую роль сыграли работы ведущих педагогов и методистов, в центре внимания которых было формирование наблюдения как основного метода ознакомления с окружающим миром, накопления, уточнения и расширения достоверных сведений о природе (М.В. Лучич, Н.Н. Кондратьева, В.Р. Ильиченко и др.).
Н.С. Николаева экологическую грамотность рассматривает как часть общей человеческой культуры, как осознанно-правильное отношение к явлениям и объектам живой и неживой природы. [39, с. 115].
Для исследования были использованы следующие методики Л.В. Моисеевой: анкетирование на знание принципов экологии и изучение умения практически следовать экологическим ценностям.
Основной задачей исследования является создание педагогических условий формирования экологической грамотности младших школьников на основе проектирования деятельности. Анализ публикаций по проблемам проектирования заставляет задуматься о подготовленности педагогов к реализации системно-деятельностного подхода на занятии. Проектирование – тесно связанная деятельность по созданию проекта, созданию образа будущего предполагаемого явления [4, с. 20]
Содержание занятий направлено на повышение уровня экологической грамотности, т. е. на положительное, бережное отношение к природе, на воспитание гуманного отношения к природе, на формирование практических навыков и умений разнообразной деятельности в ней, а также на сохранение и укрепление здоровья детей.
Тематика занятий кружка «Юный эколог» составлена с опорой на учебно-методический комплекс А.А. Плешакова «Зеленый дом». Программа кружка рассчитана для учащихся четвертых классов на полгода обучения. Занятия проводятся один раз в неделю.
Программа кружка предполагает вовлечение детей в проектную деятельность. Учащиеся младших классов с удовольствием и большим интересом участвовали в такой работе, естественно, на доступном для них уровне. В процессе работы кружка было осуществлено три проекта: «Мусорный вопрос», «Зеленый уголок в моем классе» и «Враги наших зубов».
Для организации деятельности младшего школьника необходим этап проектирования, направленный на выбор конкретных и понятных средств и ресурсов обучения. На проектировочном этапе педагог предъявляет подготовленный материал в информационно-образовательной среде, а ученик как субъект учения включается в процедуру проектирования для планирования своей деятельности. Ученик обращается: к информационному ресурсу, к коммуникативному ресурсу, к технологическому ресурсу, к собственному личностному ресурсу. На проектировочном этапе ученик обнаруживает следующие умения: понимать содержание поставленной задачи и находить средства ее решения, ставить задачи, выбирать коммуникативные и инструментальные средства и способы действий. Таким образом, внедрение проектной деятельности способствует расширению экологических знаний детей, включению их в исследовательскую и практическую деятельность, развитию творческих способностей, а главное, формированию экологической грамотности. Формирования экологической грамотности учащихся - это само содержание предметов в начальной школе, несущих знания о природе, об общении человека и природы, ее ценных свойствах.
Для выявления эффективности формирования экологической грамотности по программе кружка «Юный эколог» мы провели эксперимент. Он состоял в выборе ответов на вопросы той же методики, которая использовалась в констатирующем эксперименте.
По окончанию формирующего эксперимента еще раз была проведена интерактивная игра-экскурсия «Я-экскурсовод» для оценки третьего критерия - практическое следование экологическим ценностям.
Проведенная экспериментальная работа показала эффективность педагогических условий формирования экологической грамотности младших школьников во внеурочной деятельности.
Для большей информации об экологической грамотности младших школьников мы использовали методики Л.В.Моисеевой.
Мы выявили уровень знаний принципов экологии (анкета), системного мышления (написание эссе «экологическое состояние моего двора»), практическое исследование экологическим ценностям .
Результатом сформированности экологической грамотности является высокий уровень показателей по методике Л.В. Моисеевой: бережное отношение к природе, знания принципов экологии, системное мышление, практическое следование экологическим ценностям. Экологическое сознание, которое должно сформироваться у детей, это не просто знания и убеждения, но и экологически грамотное поведение, которое складывается из отдельных поступков (действий, умений, навыков), целей и мотивов человека.
У младших школьников помимо повышения уровня экологических знаний, также появилась правильная мотивация поступков относительно окружающей среды, поменялись интересы. Регулярное проведение занятий кружка «Юный эколог» по формированию экологической грамотности из раздела «Как устроен мир», значительно повысило уровень сформированности экологической грамотности младших школьников.
Литература
1. Аголарова П.И. Игры – соревнования в экологическом образовании
школьников / П.И. Аголарова // Начальная школа. – 2007. - №12.
2. Борисова Т.М., Борисова С.С. Развитие нравственных ценностей у младших школьников посредством краеведческого материала / Современные исследования социальных проблем. Том 8, № 2-2, 2017. С. 35-38
3. Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование. – М: «Академия», 2007. С. 20