Формирование естественнонаучной грамотности на уроках биологии посредством проектной деятельности.
Перед системой образования стоит серьезная задача – воспитать и обогатить сегодняшних школьников теми знаниями, которые помогут им стать более успешными. Поэтому возникла необходимость в формировании у обучающихся компетенций XXI века.
Понятие «функциональная грамотность» максимально отвечает требованиям сегодняшнего времени, хотя принято считать, что это понятие было введено ЮНЕСКО в 1957 году. Согласно определению известного психолога А.А. Леонтьева, функциональная грамотность предполагает способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Под грамотностью в области естествознания понимается способность человека осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественно-научной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества.
Формирование функциональной грамотности через проектную и деятельность – процесс длительный и многосторонний. При соблюдении принципов непрерывности образования, развития индивидуальности каждого ребенка, системности организации образовательного процесса процесс формирования функциональной грамотности через проектную и деятельность будет полным и целостным.
Именно проектная деятельность позволяет включать обучающихся в поиск решений проблемных ситуаций, которые диктует современный мир, учит находить информацию, хранить и обрабатывать ее, устанавливать закономерные связи, вести самостоятельную работу, работать в коллективе, распределять время работы, оценивать результаты своего труда и давать оценку результату труда других.
Использование проектной деятельности не только оживляет учебный процесс, но и обогащает знаниями, полученными в результате самостоятельной поисковой деятельности, которые становятся долговременными и прочными.
При использовании метода проектной деятельности на уроках биологии формируется, прежде всего, естественно-научную грамотность обучающихся, вырабатывается необходимый у школьников опыт мыслить нестандартно. По мнению Пентина А.Ю., естественно-научный грамотный человек должен обладать следующими компетенциями:
понимание особенностей естественно-научного исследования;
интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов;
научное объяснение явлений.
Умения, формируемые естественно-научной грамотностью, и исследовательские умения в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения представлены в таблице .
Из приведенных выше умений вытекают требования к заданиям по формированию естественно-научной грамотности. Они должны быть направлены на проверку перечисленных выше умений и при этом основываться на реальных жизненных ситуациях.
Проектно-исследовательская деятельность- это способ организации творческой деятельности учащихся по решению новых для них задач
Цель технологии - стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания
Формы организации работы:
Урок-исследование
Урок-лаборатория
Урок-защита исследовательских проектов и др.
Технология проблемного обучения. Предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитием мыслительных способностей.
Осознание
общей
проблемной
ситуации
Анализ
ситуации,
формулировка
конкретной
проблемы
Выдвижение
и
обоснование
гипотез, последовательная их
проверка
(решение
проблемы)
Проверка
правильности
решения
А) Кто, на ваш взгляд, более совершенен: эвглена или хламидомонада?
Заполните таблицу:
Б) Эритроциты – клетки крови, переносящие кислород. Кто обладает ими в наибольшем количестве: лягушка, воробей, ящерица?
В) Почему в тундре нет крупных древесных растений?
Г) Погружая учащихся в изучение нового отдела растений, не называя его, можно начать с проблемной задачи, которая представлена легендой о том, как в бесплодной пустыне люди, истощенные голодом и трудным переходом, встретили на земле массу мелких сухих крупинок, похожих на манную крупу. Насытившись этими крупинками, люди обрели силы, позволившие им закончить трудный путь. Весь оставшийся путь люди думали об этой «небесной манне», посланной им Богом. Встаёт проблема что это, растение или животное, какими морфологическими и физиологическими особенностями обладает. Учащиеся, работая над решением этой проблемы, вовлекаются в учебный проект, таким образом, в результате каждая группа определит свои особенности и выскажет своё мнение относительно принадлежности царства, отдела и т.д.
Сформированные навыки проектной деятельности обучающиеся демонстрируют:
– на выступлениях перед своими одноклассниками, учащимися других классов, заинтересованных данной темой;
– на выставке достижений, которая проводится в основном для родителей и может быть посвящена определенной теме;
– на конференциях, где ученики представляют краткий доклад исследовательской / проектной работы и отвечают на вопросы аудитории;
– на конкурсах научно-исследовательских работ, при подготовке к олимпиадам.
Отдавая предпочтение проектной деятельности отмечается эффективность и положительная динамика в формировании функциональной, в частности, естественно-научной грамотности обучающихся.
Естественнонаучная грамотность