Формирование эстетического вкуса и музыкальной культуры у детей на уроках музыки в школе.

В развитии духовности ребенка важнейшим средством из всех искусств выступает музыка. Музыка раскрывает внутренний духовный мир ребенка, его эмоциональное состояние, различные фантазии, идеи. Музыкальное искусство оказывает исключительно-огромное влияние на формирование личности ребенка с рождения и до окончания пубертатного периода взросления и формирования взглядов и вкусов личности.

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие человека:

- формируется эмоциональная сфера;

- совершенствуется образное мышление;

-музыка воспитывает гражданственность и патриотизм будущей личности;

- ребенок становится восприимчивым к прекрасному не только в искусстве и в жизни.

В детском саду, а после в начальной школе происходит закладывание фундамента музыкальной культуры человека. Это выражается в том, что ребенка подготавливают к эмоционально-ценностному отношению к искусству и жизни, развивают у него музыкальный вкус и восприятие высокого искусства, способствуют накоплению им опыта музыкально-творческой деятельности.

Музыка – воплощение жизни. Музыка – это «язык эмоций, внутренних переживаний». Она воспитывает у детей определенные каноны, о высоком, прекрасном. Музыка учит понимать настроения и переживания, видеть музыкальные образы в звуках и слышать музыку в картинах художников. Прочувствованное и продуманное восприятие музыки активизируется внутренний, духовный мир учащихся, их чувства и мысли, этому ребят учит учитель.

Эмоциональная отзывчивость на музыку воспитывается с раннего детства родителями, большое значение этой форме эстетического развития и воспитания придается в детском саду, но серьезное, глубокое понимание великого искусства возлагается на школьный период развития личности ребенкаодна из важнейших музыкальных возможностей. Она неразрывно связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку.

На уроках музыки дети учатся петь, слушать, видеть музыку, именно на уроках музыки происходит развитие души ребенка. Оно заключается в глубоком переживании детьми исполняемого произведения и требует напряжения душевных сил. Учитель способен так преподнести музыкальный материал, чтобы ребенок проникся чувством причастности к жизненным проблемам, чувством гордости, патриотизма или чувством печали отраженном в музыкальном произведении. Через музыку, как высокое искусство, дети постигают вечные проблемы человеческого бытия: счастье и несчастье, любовь и ненависть, красоту и уродство, победу и поражение, предательство и самопожертвование.

Колыбельная песня это начало начал в воспитании Человека. Может быть, в том, что современные мамы не поют детям колыбельных песен, и кроется одна из причин все возрастающей душевной глухоты нынешнего поколения? Думаю, что в этом есть доля истины. Любви надо учить с пеленок и не песенку с телефона должен слышать малыш, а голос матери. Любовь прививается любовью и теплом живого человека.

Начинаем большой путь воспитания души, воспитания вкуса, воспитания любви и понимания великого мира музыки с первоклассниками с колыбельных песен, с детского альбома П.И. Чайковского. Мы с нашими ребятами на минутку закрываем глаза и пробуем представить себе мамино лицо, мамины глаза, и слушаем, какая музыка зазвучит внутри нас. Она, конечно, будет тихая, нежная, ласковая, добрая, красивая – как мама. И пусть это будет всего лишь несколько раз повторенная одна – единственная интонация, поначалу, может быть, без слов, но она сконцентрирует в себе все лучшее, что есть в душе ребенка. А когда, прийдя домой, ребенок исполнил потом эту мелодию дома маме – это станет отражением того самого чуда рождения музыки из чувства любви и красоты, к которому он прикоснулся. Если ребенок даже просто сядет к маме на колени, обнимет ее и помолчит, не бойтесь молчаливо – ласкового ребенка! Ведь у него в душе, может быть, поют чувства, которые можно передать только ласково звучащей тишиной! Это и есть начало пути к созданию музыкального образа.

На одном из уроков появляется народная, лирическая, певучая русская песня, потом в душу ребенка поселяются волшебные звуки романса. Учащимся предоставляется возможность прикоснуться к музыке величайшего композитора всех времен и народов. Нежная, светлая и печальная музыка Чайковского, Глинки, Римского-Корсакова завораживает и может быть, именно после ее звучания, дети начинают понимать, что музыку можно только тогда услышать, когда слушаешь по-настоящему - сердцем, душой…

Особая тема для бесед на уроках музыки – о Родине. В качестве музыкального материала подбираются тематические песни современных композиторов, народные песни, произведения русских классиков. Размышление о Родине начинается с песни «С чего начинается Родина?» «Гимн России», песня «Я русский» помогают ребенку проникнуться чувством патриотизма, принадлежности себя к своей стране. Пробудить интерес к самой теме, создать определенный настрой помогают и стихи.

Дети очень любят читать стихи. Нежные, веселые, торжественные – они часто звучат на уроках. Поощряется и собственное детское поэтическое творчество, и очень часто замысел поэтических строк детям подсказывает музыка, звучащая на уроках. Достоинство стихов не в удачно найденных рифмах, а в красоте, задушевности, искренности. Как ценно, когда мысли детей идут от самого сердца, когда чувства настоящие…

Одна из основных задач предмета «Музыка»- увлечь музыкой, развить интерес и любовь к музыке, способность ценить ее красоту, вызвать музыкально-эстетический отклик на произведение, чувство сопереживания музыкальным образам, т.е. развивать эмоциональную сферу учащихся.

Основой накопления учащимися опыта эмоционально-ценностного отношения к действительности, воплощенного в музыке, является музыкальный материал. Различные пласты музыкальной культуры: фольклор, духовная музыка, классическое наследие и произведения современных композиторов- все это является основой становления музыкальной культуры младших школьников. В процессе исполнительской музыкальной деятельности каждому учащемуся дается возможность испытать радость от общения с музыкой, от индивидуального выражения себя творческой личностью.

Великая цель уроков музыки чтобы: Прекрасное пробуждало доброе! Ввести детей в мир большой серьезной музыки, оказав, таким образом, благотворительное воздействие на формирование личности.

Список литературы:

Зимина А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: учебник для студ. вузов. М.: ВЛАДОС, 2000. 304 с.

Кабалевский

Д. Б. Дело всей жизни: сб. ст. / сост. Е. Д.

Критская

, Г. А. Пожидаев. М., 1995

Кабалевский

Д.Б. Воспитание ума и сердца. - М: Просвещение, 1984

Музыкальное образование в школе: учеб

.

п

особие для студ. муз.

фак

. и отд.

высш

. и сред.

пед

. учеб. заведений / Л. В. Школяр, В. А. Школяр, Е. Д. Критская и др.; под. ред. Л. В. Школяр. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 232

с

.

Примерная программа воспитания. Москва, 2020

В. А.

Сухомлинский

уховный

мир школьника. М.,

Учпедгиз

, 1961

В. А. Сухомлинский Воспитание личности в советской школе. Киев, «

Радянская

школа», 1965

ФГОС начального общего образования

ФГОС основного общего образования.

Вендрова

Т.Е.,

Пигарева

И.В. - «Воспитание музыкой», М.»Просвещение»,1991

Алиев Ю.Б. «Эмоционально - ценностная деятельность школьников как

дидактическая основа их приобщения к искусству». Тула, 1997

Осеннева

М.С., Безбородова Л.А. – «Методика музыкального воспитания

младших школьников». М.»АСАDЕМА», 2001