М.А. Горбунова,

Студентка 3 курса факультет математики, информатики и естественных наук,

Филиал ТюмГУ, Ишимский педагогический институт имени П. П. Ершова, г. Ишим, Российская Федерация

e-mail: mariagorbunova839@mail.ru

M.A. Gorbunova,

3nd year student Faculty of Mathematics, Computer Science and Natural Sciences,

Branch of TSU, P. P. Ershov Ishim Pedagogical Institute, Ishim, Russian Federation

e-mail: mariagorbunova839@mail.ru

Формирование финансовой грамотности обучающихся 5-6 классов в процессе обучения математике

Formation of financial literacy of students in grades 5-6 in the process of teaching mathematics.

Аннотация: Рассматривается актуальная проблема, состоящая в поиске педагогических критерий развития финансовой грамотности в процессе обучения математике у обучающихся 5-6 классов. Разрабатывается и теоретически обосновывается педагогические условия, способствующие формированию финансовой грамотности учащихся 5-6 классов в процессе обучения математике. Представлены результаты диагностического исследования по формированию финансовой грамотности учащихся 5-6 классов МАОУ СОШ № 7 г. Ишима.

Abstract: An urgent problem is considered, which consists in the search for pedagogical criteria for the development of financial literacy in the process of teaching mathematics to students in grades 5-6. The pedagogical conditions contributing to the formation of financial literacy of students in grades 5-6 in the process of teaching mathematics are being developed and theoretically substantiated. The results of a diagnostic study on the formation of financial literacy of students in grades 5-6 of MAOU Secondary School No. 7 in Ishim are presented.

Ключевые слова: Финансовая грамотность, грамотность обучающихся, диагностика, математика.

Key words: Financial literacy, student literacy, diagnostics, mathematics.

Мировая экономика находится в постоянном колебании, постоянные кризисы и дефолты затрагивают нас и нашу повседневную жизнь. Но будущие поколения столкнутся с еще большими сложностями финансовой сферы и увеличенными рисками, связанными с такими факторами, как увеличение продолжительности жизни, глобальная нестабильность экономики и влияние цифровой трансформации на перспективы занятости, а также изменение климата и процессы глобализации.

Формирование финансовой грамотности подрастающего поколения в новых условиях социально-экономического развития России является важной стратегической задачей системы образования. Особую роль в достижении этой цели играет предмет математика.

Педагогические условия, такие как использование интерактивных методов обучения, включение практических заданий по финансовой грамотности, создание ситуаций для применения полученных знаний в реальной жизни, а также интеграция финансовых аспектов в учебный материал по математике, способствуют эффективному формированию финансовой грамотности учащихся 5-6 классов.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы были поставлены следующие задачи исследования:

1.Сравнить уровень финансовой грамотности учащихся 5-6 классов до и после воздействия педагогических условий.

2.Изучить отношение учащихся к финансовым знаниям и навыкам, а также их мотивацию к изучению финансовой грамотности.

3.Проанализировать эффективность использования интерактивных методов обучения и практических заданий в формировании финансовой грамотности.

4.Провести анализ результатов эксперимента для оценки эффективности педагогических условий и подтверждения гипотезы исследования.

Для решения задач, поставленных в данной работе, проведен педагогический эксперимент. Основой планирования и осуществления педагогического эксперимента являлись теоретически разработанная методика формирования финансовой грамотности у обучающихся 5-6 классов на уроках математики.

Экспериментальная работа проводилась в несколько этапов:

1. На первом - констатирующем этапе определен первоначальный
уровень сформированности у обучающихся финансовой грамотности.

2. На втором - формирующем этапе организован процесс обучения
математики с учётом разработанных рекомендаций.

3. На завершающем этапе определен уровень сформированности
новых образовательных результатов после реализации разработанных
рекомендаций.

В ходе научно-исследовательской деятельности, предположили, что
отследить уровень сформированности финансовой грамотности возможно
через самостоятельное выполнение обучающимися различных упражнений
на финансовую грамотность.

На констатирующем этапе эксперимента выявлен первоначальный
уровень сформированности финансовой грамотности у обучающихся 5-6
классов. Разработана методика для 5 и 6 классов, в которой предлагаем
использовать блок заданий, на выполнения которого отводится 30-40 минут.
Структура для 5 класса: 2 блока заданий, первый блок заданий позволяет
оценить теоретические знания и включает в себя 8 вопросов, 2 блок заданий
состоит из 5 задач и позволяет проверить умение практического применения
знаний по финансовой грамотности. Задания из 1 блока оцениваются одним
баллом, остальные – 2-мя баллами; общая сумма баллов за верно
выполненные задания – 18. Для диагностики осуществлен
отбор заданий, которые отвечали требованиям современного стандарта и
соответствовали возрастным особенностям обучающихся.

БЛОК 1.

1. Какие формы денег бывают?

А) Наличные и безналичные.

Б) Наличные, безналичные, электронные.

В) Наличные и электронные.

Г) Наличные, счет в банке, карточка в банке, электронный кошелек.

2. В чем преимущество безналичных денег перед наличными?

А) Они не изнашиваются со временем.

Б) Ими невозможно воспользоваться мошенникам.

В) Они могут быть удобнее в расчетах.

3. Выбери необходимые расходы?

А) Квартплата за квартиру, где ты живешь.

Б) Помощь бабушке и дедушке.

В) Оплата налогов.

4. Какие достоинства есть у накопления на цель по сравнению с тем,

чтобы одолжить?

А) Нет необходимости регулярно с точностью до дня делать платежи.

Б) Цель гарантированно будет достигнута.

В) Ты никак не зависишь от инфляции.

5. Что нужно знать, чтобы грамотно управлять своими финансами?

А) Свои цели

Б) Свои доходы, расходы, накопления, кредиты и т. д.

В) Финансовые инструменты

Г) Методику составления личного финансового плана.95

6. Какая форма денег может быть опасна из-за мошенничества в

интернете?

А) Наличные и безналичные.

Б) Безналичные (электронный кошелек).

7.Безналичные деньги:

А) Появились раньше обычных.

Б) Включают монеты, купюры и чеки.

В) Состоят из чековых книжек и векселей.

Г) Представляют собой информацию.

8.Деньги используются для:

А) Упрощения обмена.

Б) Измерения ценности разных товаров.

В) Получения дохода в виде банковского процента.

Г) Все ответы верны.

БЛОК 2 (каждая задача — 2 балла)

Задание 1.

Найдите размер первоначального вклада, если:

а) Годовая процентная ставка составляет 10 %, а вклад увеличился на 2,5 тыс. р.

б) Годовая процентная ставка составляет 11 %, а вклад увеличился на

33 тыс. р.

в) Годовая процентная ставка составляет 6%, а вклад увеличился на

24 тыс. р.96

Задание 2.

Вкладчик открыл счета в двух банках. В первый банк он положил 200

тыс. р., и через год снял со счёта все деньги — 224 тыс. р. Во второй банк было положено 250 тыс. р. и снято при закрытии вклада 277,5 тыс. р. В каком банке выгоднее открыть счёт?

Задание 3.

В прошлом году к Новому году купили 5 кг мандаринов, а в этом за те же деньги только 4 кг. Как изменилась в процентах цена мандаринов?

Задание 4.

В бюджете семьи расходы составляют 80% доходов. Доход вырос сбережения увеличились в полтора раза и составляют теперь 25% дохода. На сколько процентов вырос доход?

Задание 5.

Клиент положил в банк одинаковое количество рублей и долларов. Обменный курс доллара был равен 32 р. Сумма обоих вкладов составляет в рублях 198 тыс. р. Сколько рублей и долларов положено в банк?

Низкий уровень – 0-7 баллов;

Средний уровень –7-13 баллов;

Высокий уровень –14-18 баллов.

– низкий уровень - учащиеся могут выявить общеэкономические
термины и основные финансовые продукты, анализировать информацию,
связанную с основными финансовыми понятиями. Они могут распознать
разницу между потребностями и желаниями, могут принимать простые
решения о повседневных расходах. Они понимают назначение
распространенных финансовых документов, таких как счет на оплату, и
выполняют базовые математические операции (сложение, вычитание или
умножение) в финансовых контекстах, с которыми они могли столкнуться в
повседневной жизни.


средний уровень - учащиеся начинают применять свои знания об
основных финансовых продуктах и общеэкономических терминах и
понятиях. Они могут использовать данную информацию для принятия
финансовых решений в жизненных ситуациях. Также они понимают
назначение простого бюджета и могут анализировать основные черты
распространенных финансовых документов. Учащиеся выполняют базовые
математические операции, включая деление, для решения финансовых
вопросов. Они понимают взаимосвязь между различными финансовыми
элементами, такими как объем потребления и расходы.

– высокий уровень - учащиеся могут применять свое понимание
менее распространенных финансовых понятий и терминов к повседневным
ситуациям, с которыми они встретятся в более старшем возрасте, таким, как
управление банковскими счетами, сложный процент и сберегательные счета.
Они могут анализировать и оценивать ряд сложных финансовых документов,
таких как банковские выписки, и объяснять функции менее
распространенных финансовых продуктов. Также учащиеся могут принимать
финансовые решения с учетом более долгосрочных последствий, таких как
понимание общих затрат, связанных с погашением кредита в течение более
длительного периода, могут решать финансовые проблемы в менее
распространенных повседневных ситуациях.

 

Согласно результатам констатирующего этапа эксперимента в 5 классе,
можем сделать следующие выводы: У 6 обучающихся (33%) выявлен
достаточно высокий уровень сформированности финансовой грамотности.
Такие ребята владеют базовыми понятиями в финансовой грамотности,
умеют решать задачи, могут построить математическую модель
текстовой задачи. У 10 человек (42%) выявлен средний уровень
сформированности финансовой грамотности, так как некоторые задачи
вызвали у них определенные затруднения, что говорит о недостаточно
сформированном умении применять теоретические знания на практике. У
остальной части испытуемых (25%) выявлен низкий уровень сформированности
финансовой грамотности.

После всех проведенных уроков в 5 классе мы провели повторную
диагностику.

 

Согласно результатам контрольного этапа эксперимента, можем сделать следующие выводы: У 15 обучающихся (50%) выявлен достаточно высокий уровень сформированности финансовой грамотности. У 10 человек (33%) выявлен средний уровень сформированности финансовой грамотности, так как некоторые задачи вызвали у них определенные затруднения, что говорит о недостаточно сформированном умении анализировать. У остальной части испытуемых (17%) остался низкий уровень сформированности финансовой грамотности. Причиной этому является рассеянность внимания на уроках, нежелание учится или же склонность к гуманитарным наукам. Тем не менее, выявилась положительная динамика в формировании финансовой грамотности на уроках математики.

Результаты констатирующего и контрольного этапов эксперимента видим на диаграмме.

Сравнение результатов констатирующего этапа с
контрольным этапом эксперимента:

 

Таким образом, мы провели экспериментальную работу, где
формировали финансовую грамотность на уроках математики в 5 и 6 классах.
Сначала выявлен первоначальный уровень сформированности финансовой
грамотности. Он оказался удовлетворительным. На основании полученных
результатов исследования мы организовали коррекционную работу, которая
включала себя игровые технологии, нетрадиционные уроки разных типов. Контрольный этап эксперимента показал положительную динамику в формировании финансовой грамотности, тем самым мы выявили, теоретически обосновали и экспериментально проверили условия развития финансовой грамотности у учащихся 5-6 классов.

Список литературы

Веверица А.Г.,

Вендина

А.А. Формирование финансовой грамотности на уроках математики // Молодежный научный форум: гуманитарные науки: электрон. сб. ст. по материалам XLIV

междунар

. студ. науч

.-

практ.конф

. №4(43). URL:

https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/4(43).pdf

Виленкин

Н.Я. Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций: в 2-х частях. Часть 1. Москва: Мнемозина, 2019. 167 с

.

Виленкин

Н.Я. Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций: в 2-х частях. Часть 1. Москва: Мнемозина, 2019. 199 с

.

Ганжа

И.П. Формирование элементов финансовой грамотности на уроках математике в основной школе // Актуальные проблемы развития математического образования в школе и вузе материалы IX Международной научно-практической конференции. Под редакцией Э.К.

Брейтигам

, И.В.

Кисельникова

. Барнаул, 2017. С. 196-200. URL:

https://www.elibrary.ru/download/elibrary_30552917_73507516.pdf

Дорофеев Г.В.,

Шарыгин

И.Ф., С.Б. Суворова Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций. Москва: «Просвещение»,82 2017. 287 с

.

Зверева Л.Г., Бельченко Р.А. Формирование финансовой грамотности школьников на уроках математики//

International

Journal

of

Humanities

and

Natural

Sciences

. 2022. №1. С. 136–139.

Муравин

Г.К.,

Муравина

О.В. Сборник специальных модулей по финансовой грамотности для УМК по математике 5 класса. Москва: Дрофа, 2017. URL:

https://rosuchebnik.ru/material/sbornik-matematika-5/