Методическая разработка: «Формирование финансовой грамотности учащихся на уроках математики посредством решения математических задач»
Автор: Миранова Наталья Ивановна
Организация: МБОУ лицей № 23 г. Ставрополя
Аннотация: В статье рассматривается вопрос формирование финансовой грамотности в процессе обучения математики в 5-9 классах. Рассмотрена необходимость и способы повышения финансовой грамотности. Особую роль в решении этой задачи играет учебная дисциплина «математика».
Ключевые слова: финансовая грамотность, экономика, роль математики в повышении финансовой грамотности, финансовая культура.
Актуальность. В современном мире, в условиях быстрого развития финансовых инструментов очень важно владеть финансовой грамотностью. Ежедневно мы становимся участниками финансовых отношений и решаем различные финансовые задачи, связанные с покупками в магазинах, которые часто сопровождаются различными акциями и скидками; расчетом и внесением платежей за вывоз мусора, пользование электроэнергией, доставкой воды, покупкой дров и т.д. Каждый человек должен понимать, что он сам несет полную ответственность за свои финансы, за защиту своих интересов от мошенничества, от него самого зависит его будущее финансовое благополучие. Сегодня недостаточно зарабатывать деньги, нужно уметь управлять ими чтобы не оказаться в долговой яме. Нужно знать, не только что такое деньги, инфляция, риски, доходность, депозит, кредит, но и уметь вычислять их. В связи с вышеизложенным, особое значение приобретает повышение уровня финансовой грамотности современных школьников.
Ссылаясь на Федеральный Закон «Об образовании» и проект «Национальная стратегия повышения финансовой грамотности 2017 – 2023 гг.» министерства финансов РФ можем говорить, что сегодня в руках общеобразовательной организации наше будущее успешное поколение, которое в стенах образовательного учреждения не только получило знания, умения, но и массу возможностей для применения столь обширной базы теоретического материала, полученного на уроках [4].
Говоря в частности об экономических знаниях, ссылаясь на школьную литературу можно говорить о качественном фундаменте знаний, заложенных в курсе обществознания. При этом следует отметить, что экономическую сферу учащиеся начинают изучать в большинстве случаев с 7 класса. Целесообразней и эффективней же начинать знакомство с экономикой ещё раньше, но не с изучения сложных терминов, законов, а скорее с минимальной терминологии, но с массой практического применения этих знаний, для увеличения интереса к изучаемой дисциплине. Какой предмет из школьного курса, как ни математика послужит инструментом для начала изучения финансовой жизни человека. Возможность воплощения этой идеи в рамках образовательного процесса, ее важность и актуальность, на сегодняшний день, послужили основанием для выбора данной темы исследовательской работы [1, с. 31-43].
В учебниках школьной программы 5-9-х классов, обычно не включены задания для формирования финансовой грамотности и не содержат наборов заданий, которые «связаны» с современной жизнью общества, такими как: как взять кредит, чтобы сохранить способность вернуть его в срок, заплатив проценты. Выгодно ли покупать товары и автомобили в кредит? В каком банке выгоднее взять ипотечный кредит? Как безошибочно распланировать свой бюджет? Возможно, ли сохранить сбережения в условиях инфляции? – эти вопросы сама жизнь ставит перед гражданами России.
Задача учителя – дать знания, сформировать стереотипы поведения и помочь подготовить учащихся к самостоятельной взрослой жизни, в какой- то мере застраховать их от финансовых ошибок и потерь.
В каком возрасте следует начинать обучение финансовой грамотности и обращению с деньгами?
Однозначного мнения на этот счет экспертное сообщество не имеет. Большинство считает, что обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в раннем возрасте на начальных ступенях образовательной системы. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки. Учащиеся в возрасте 7-13 лет вполне способны воспринять финансовые понятия, изложенные простым языком и на доступных примерах. Грамотность в сфере финансов, так же, как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков.
Формирование полезных привычек, в сфере финансов начиная с раннего возраста, поможет избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни [3,c.173-174].
В ситуации экономической неопределенности важно помочь детям овладеть навыками финансовой грамотности, чтобы они могли принимать мудрые решения, распоряжаясь деньгами.
Все задачи курса математики 7-9 класс можно разделить на два типа: по сюжету и по математическому аппарату.
На сегодняшний день школьная программа очень насыщена и включить в нее отдельным курсом основы финансовой грамотности очень сложно, поэтому важно выстраивать межпредметные связи, вносить элементы финансовой грамотности в уже существующие программы. Школьный курс математики дает весь необходимый для этого аппарат. Так еще в курсе математики начальной школы, учащиеся знакомятся с понятиями цена, стоимость товара. Учатся распоряжаться карманными деньгами: оплачивают покупки в магазинах, школьной столовой.
Начиная с пятого, шестого класса школьники знакомятся с долями, дробями, процентами, они уже обладают вычислительными навыками. В этот период для закрепления и развития умения пользоваться денежными знаками можно включать задачи на формулу стоимости покупки, простые проценты, задачи на оптимальный выбор,
Шестиклассники могут решать задачи, пользуясь составлением уравнений и пропорций, задачи на деление числа в данном отношении, задания такого в настоящее время включаются в ОГЭ и ЕГЭ. Их полезно включать в уроки в течение всего учебного года, так как они опираются на вычислительные действия с многозначными числами.
В седьмом классе содержание курса алгебры усложняется. Так при изучении темы «Выражения с переменными» полезно закрепить навыки решения задач на стоимость товаров и услуг, выбор оптимального варианта. В качестве примеров линейной функции можно рассмотреть функции спроса и предложения.
В восьмом классе закрепление и развитие финансовых представлений школьников продолжается при изучении обратной пропорциональности и функции, где в качестве примера можно предложить задачи на стоимость смеси продуктов, зависимости количества товара от его цены. При изучении квадратных корней и квадратных уравнений можно продолжить линию решения банковских задач.
В девятом классе формирование основ финансовой грамотности прежде всего можно связать с изучением прогрессий – арифметической и геометрической. Так задача на расчет возрастания вклада (сложные проценты) приводит к формуле n-го члена геометрической прогрессии. Решения задач на расчеты некоторых видов кредитов и депозитов сводятся к применению формул сумм арифметической и геометрической прогрессий. При изучении квадратичной функции полезно рассмотреть задачу на нахождение наименьшей оплаты труда, связанную с оптимальным распределением работы между двумя пред приятиями.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что математические знания, приобретаемые в школьном курсе математики, позволяют перейти от простейших задач на проценты к решению банковских задач, оптимизировать доходы и расходы, научится рассчитывать налоги и страховые взносы. Все это является важной частью финансового развития обучающихся, школьник может видеть практическую направленность математики и не бояться реальных цифр в жизни [2,c.22-30].
На сегодняшний день вопрос финансовой грамотности остается актуальным. Внедрив финансовую грамотность в процесс обучения математики, способствуем развитию смыслового чтения, повышаем интерес к изучению математики, способствуем общему развитию школьников, расширяем их кругозор, воспитываем финансово грамотных людей.
Список источников и литературы
Ковалева Г.С. Финансовая грамотность как составляющая функциональной грамотности: международный контекст // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. Т.1, №2 (37). С. 31-43.
Лазебникова А.Ю. Практическая реализация задачи повышения финансовой грамотности школьников: состояние и проблемы [Текст] / А. Ю. Лазебникова // Отечественная и зарубежная педагогика. — 2017. — Т. 1, № 2. — С. 22–30.
Паатова М.Э. Финансовая грамотность детей и молодежи как актуальная задача современного образования [Текст] / М. Э. Паатова, М. Ш. Даурова . // Вектор науки ТГУ. – 2014. – № 2. – С. 173-175.
Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 25.09.2017 № 2039-р.