«Формирование физического и психического здоровья детей».
Одна из задач современной системы образования - ориентация на здоровьесберегающее обучение и воспитание. Охрана и укрепление здоровья воспитанников через интеграцию образовательных областей, создание условий безопасной образовательной среды, осуществление комплекса педагогической, профилактической и оздоровительной работы.
Нетрадиционные подходы к использованию разнообразных форм работы с детьми позволяет повысить интерес ребенка к сохранению своего здоровья, вовлечь его в игры.
Внедрение нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительную деятельность нацелено на то, чтобы помочь детям проявить потенциальные возможности, приобщить их к здоровому образу жизни, привить любовь к физкультуре и спорту.
Для этого в ДОУ
- Используются ИКТ для более наглядной демонстрации преимущества здорового образа жизни.
Инженерно-компьютерные технологии делают процесс обучения интереснее и занимательнее, способствуют умственному развитию ребенка, а также делают НОД более наглядной, динамичной и эффективной. Дети вместе с родителями показывают на интерактивной доске в группе презентации о видах спорта, которыми они занимаются (гимнастика, плаванье, борьба и др.)
- Используются валеологические приемы для мотивации к здоровому образу жизни
- Внедрение новых технологий в деятельность ДОУ.
Чтобы начать работу в этом направлении, проводится анкетирование родителей, где выявляется, что не все родители достаточно информированы о том, как укрепить здоровье своих детей. Наоборот, они зачастую оберегают их от физических усилий, даже от здорового соперничества в подвижных играх.
На родительских собраниях вместе с педагогом физического развития разрабатывается система физкультурно-оздоровительной работы с детьми и родителями на основе современных здоровьесберегающих технологий и методик.
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья
- ритмопластика;
- динамические паузы;
- спортивные и подвижные игры;
- релаксация (спокойная музыка);
- технологии эстетической направленности (работа с семьёй, выставки и пр.);
- различные виды гимнастик (пальчиковая, бодрящая, дыхательная, для глаз).
2. Технологии обучения здоровому образу жизни
- физкультурные занятия;
- игровые тренинги, игротерапия (в свободное время);
- коммуникативные игры;
- беседы из серии «Здоровье»;
- самомассаж и точечный массаж (ст. медсестра, педагог физического развития).
3. Коррекционные технологии
- арт-терапия (передача чувств и эмоций цветом).
Работа ДОУ направлена на совершенствование развития физического воспитания детей.
Это выражается в создании:
1. Физкультурно-игровой среды – пространства достаточного для движений, насыщенного пособиями и игрушками. При планировании выделяется в режиме дня время для подвижных игр. Пособия и игры меняются в зависимости от целей и задач.
2. Проведение праздников, спортивных досугов, дней здоровья.
3. Совместной деятельности семьи и ДОУ (проведении мастер классов).
Формирование у детей здорового образа жизни невозможно без тесного сотрудничества с семьёй. Для этого в ДОУ имеются информационно-наглядные стенды, папки передвижки на темы: «Советы Айболита», «Режим дня», «Игры на воздухе» и пр.
Так в ДОУ были проведены мастер классы по плаванию, по футболу, по борьбе. С ребятами провела беседу врач-стоматолог. И всё это проводили родители наших воспитанников.
Совместные мероприятия: «Зимние забавы», «Мама, папа, я - спортивная семья», «Знакомство с Олимпийским движением», «Быть здоровыми хотим» и др.
Все проводимые мероприятия направлены на совершенствование уровня физического воспитания, систематичность и последовательность. Они проводятся с учетом индивидуального подхода не только к каждому ребенку, но и к семье.
В ходе работы, в том числе и анкетирования, выявляются семьи, где родители и дети занимаются одним видом спорта: плаванье, хоккей, горные лыжи.
Преемственность и положительный пример дают свои результаты: снижается заболеваемость, возрастает интерес к здоровому образу жизни.
По результатам мониторинга в конце года можно сделать выводы, что использование разработанной системы применения здоровьесберенающих технологий и физкультурной работы в ДОУ, дает положительную динамику развития детей.
- Дети становятся выносливее, у них появляется эмоциональный отклик на физическую активность, азарт, интерес, стремление к достижению результатов.
- У детей повышается трудоспособность, усидчивость, они становятся более выдержанными и внимательными.
- Улучшается эмоционально-волевая сфера ребенка.
Большое внимание в ходе реализации уделяется соблюдению режима не только в ДОУ, но и дома (беседы, консультации). Используется серия дидактических игр «Здоровый малыш», «Режим дня» и пр.
Физическая культура сейчас перестаёт восприниматься как узкая дисциплина. Физическое воспитание в ДОУ, должно преследовать цель развития интеллектуальных способностей.
Разнообразие двигательных действий позволяет расширить кругозор детей, помогает сформировать у них целостную картину мира.
Спорт в интеграции с другими видами творческой деятельности позитивно воздействует на человеческие отношения и тем самым способствует решению социально-педагогических, культурных задач.
И все эти успехи благодаря мероприятиям, которые направленны на совершенствование развития физического воспитания детей.