Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания
Моя статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме - это формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания.
Формирование функциональной грамотности учащихся – одна из основных задач современного образования. Уровень сформированности функциональной грамотности – показатель качества образования в масштабах от школьного до государственного.
Российские и международные исследования показывают, что российские школьники обладают значительным объёмом знаний, однако они не умеют грамотно пользоваться эти знаниями.
Что такое функциональная грамотность ?
Алексей Алексеевич Леонтьев лингвист, психолог, доктор психологических и филологических наук дал следующее определение функциональной грамотности: «Функциональная грамотность - это способность человек использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
Функционально грамотная личность
человек самостоятельный (умеющий искать и находить решение в нестандартной ситуации, умеющий отвечать за свои решения и т.д.);
человек познающий (обладающий сформированной целостной картиной мира, обладающий набором компетенций (ключевых и предметных) и т.д.);
человек, умеющий жить среди людей (владеющий речью как средством взаимодействия, умеющий соотносить свои действия с действиями других людей и т.д.).
Каковы же основные направления функциональной грамотности?
Читательская грамотность
Математическая грамотность
Естественнонаучная грамотность
Финансовая грамотность
Глобальные компетенции
Креативное мышление
Какие компоненты составляют понятие «функциональная грамотность»?
1. Общая грамотность.
2. Компьютерная грамотность.
3. Информационная грамотность.
4. Коммуникативная грамотность.
5. Социальная(бытовая) грамотность.
6. Грамотность поведения в чрезвычайных ситуациях.
7. Общественно-политическая грамотность.
Формирование функциональной грамотности по истории и обществознанию можно представить в виде плана работы:
1. Создание атмосферы сотрудничества на уроках.
2. Использование приемов развития критического мышления в системе.
3. Применение таких форм организации деятельности учащихся, как работа в парах, групповая работа.
4. Использование диалогового обучения, взаимообучения как одного из эффективных способов обучения учащихся.
5. Внедрение в процесс обучения критериального оценивания. Критерии разрабатывать совместно с учащимися.
6. Использование самооценивания и взаимооценивания.
7. Создание на уроках условий для развития одаренных и талантливых детей.
8. Организация поддержки учащихся с низкими учебными способностями
На своих уроках истории и обществознания я развиваю все направления функциональной грамотности.
1.Читательская грамотность
Методы и приёмы формирования читательской грамотности
На уроках истории и обществознания обучающиеся работают с различными типами текста – сплошными (например, исторические источники: извлечения из летописей, хроник, законодательных актов, завещаний и т.д.) и несплошными (графики, диаграммы, таблицы и т.д.). для развития читательской грамотности у детей рекомендую применение следующих приемов:
«Найти ошибку» - дается на изучение отрывок текста с фактическими ошибками, необходимо выявить все ошибки
Пересказ – дается для прочтения отрывок текста с последующим пересказом
«Кто больше» - после прочтения текста дается задание ученикам по очереди назвать, например все имена собственные, встречающиеся в тексте, или все географические названия, или даты
«Переводчик» - после прочтения определения нескольких исторических терминов (термины могут быть взяты из ранее изученных тем) класс делится на группы,
каждая выбирает термин, представитель другой группы должен пересказать его значение своими словами, а группа назвать заданный термин
Написание эссе по проблемному вопросу истории
Составление 2-х типов вопросов к тексту (1 тип – «кто», «где», «когда»; 2 тип – «почему», «с какой целью» «каковы причины», «каковы предпосылки», «повод», «последствия» класс делится на 2 группы и по очереди составляют вопросы и отвечают на них)
«От первого лица»- после прочтения текста (например составить рассказ от имени древнегреческого купца и или строителя египетских пирамид )
Развернутый план текста (составить план, содержащий не менее 3 пунктов с подпунктами)
«Сравнительная таблица»- составить таблицу, содержащую общее и особенное двух событий или документов (например, формирование абсолютизма в Европе и Русском государстве или сравнение программных документов «южного» и «северного общества декабристов»)
«Плюс и минус»- привести положительные и отрицательные стороны одного события (например, реформы Ивана IV, или заключение
Тильзитского
мира )
«Схема» - составить на основе текста схему, например «Сословный строй в России в XV- XVI вв.» или схему генеалогического дерева Романовых периода дворцовых переворотов »
«Угадай кто» - класс делится на группы и составляет вопросы об исторической личности или событии от более сложных к простым, побеждает команда, ответившая после наименьшего количества вопросов
«Вопросы низкого и высокого уровня», «Толстых и тонких вопросов»
Работа с историческим документом – дается для прочтения исторический документ и при помощи «алгоритма работы с документом» проводится его анализ
«Мозаика»
– приём работы, основанный на разделении текста для чтения. После ознакомления с определённой частью информации учащиеся обмениваются ею и восстанавливают общее содержание текста.
«Закрой окно», «Дырявый текст», «Допиши историю»
Математическая грамотность
Использование математических приемов при изучении истории возможно в любой форме и на любом из этапов урока
1. Прием «заблудившаяся дата».
После изучения темы «Внешняя политика России в XVII веке» распределить числа/даты событий по двум группам – отношения России с Польшей и с Турцией: 1632–1634,1676–1681, 1654–1667, 1686, 1687, 1689. Учащиеся выделяют две группы – отношения России с Турцией и Польшей. В результате в сознании учащихся закрепляются два основных направления внешней политики России в XVII в. и их главные события.
2. Прием «счастливое и несчастливое число». Из предложенного перечня дат выбрать те (или самим составить перечень), которые связаны с успешными сражениями, и те, которые связаны с неудачами на фронте: например, в ходе Северной войны.
5. Решение задач на знание хронологии.
Например, предложить вопросы, которые особенно активно используются на начальном этапе изучения истории в 5-м и 6-м классе (какое событие произошло раньше и насколько? сколько лет назад было то или иное событие?).
Естественно-научная грамотность
При формировании данного вида грамотности предлагаю использовать материал «Схема эволюции человека». Обучающимся необходимо изучить схему и дать ответы на следующие вопросы:
В чем состоит главная идея представленной информации?
У современного человека было два ближайших предка. Назвать их.
Ч. Дарвин в своих исследованиях обратил внимание на довольно странный факт.
Оказалось, что древние каменные наконечники стрел, привезенные из самых разных мест, почти тождественны между собой. Дать объяснение данному факту.
Финансовая грамотность
Формированию финансовой грамотности обучающихся на уроках обществознания посвящен раздел «Экономика», в рамках которого изучаются такие темы как: «Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Товары и услуги. Ресурсы и потребности. Производство - основа экономики. Распределение. Обмен. Потребление. Факторы производства. Производительность труда. Разделение труда и специализация. Собственность. Торговля и ее формы. Реклама. Деньги и их функции. Инфляция, ее последствия. Типы экономических систем. Рынок и рыночный механизм. Предпринимательская деятельность. Издержки, выручка, прибыль. Виды рынков. Рынок капиталов. Рынок труда. Каким должен быть современный работник. Выбор профессии. Заработная плата и стимулирование труда. Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги и др.»
Для закрепления изученного материала учащимся предлагаются задачи: «Рассчитать семейный бюджет», составить «Памятку покупателю». При выполнении этих практических задач учащиеся могут проследить, как меняется структура доходов и расходов из месяца в месяц. При изучении темы «Реклама», учащиеся рисуют рекламу своего товара, с удовольствием ее защищают, учатся разбираться во влиянии рекламы на поведение потребителя, что также способствует формированию финансовой грамотности детей. При актуализации знаний, формировании мотивации на уроке учащиеся отгадывают загадки, ребусы в которых зашифрованы экономические термины.
В 9 классе, изучая тему «Гражданские правоотношения», учащиеся знакомятся с гражданской дееспособностью несовершеннолетних, видами гражданско-правовых договоров (сделок), видами ответственности за неисполнение условий договора. Зная свои права и обладая частичной дееспособностью, подростки в 15 -16 лет могут самостоятельно распоряжаться своей стипендией, заработком, иными доходами. В качестве закрепления решается правовая задача рубрики «В классе и дома» №3: «13-летний В. явился в банк, чтобы заключить договор банковского счета. Однако сотрудница отказала ему, предложив прийти с родителями. Права ли сотрудница банка? Свой ответ аргументируйте».
Эти и другие представленные темы в Программе и учебниках «Обществознание» создают необходимую базу для эффективного решения задачи повышения финансовой грамотности учащихся на уровне основного общего образования.
В 10 классе учащиеся изучают темы «Роль экономики в жизни общества. Экономическая культура». В 11 классе на изучение экономики и формированию финансовой грамотности отводится первое полугодие. В этот период учащиеся углубленно изучают такие темы как: «Экономика: наука и хозяйство. Экономический рост и развитие. Рыночные отношения в экономике. Фирма в экономике. Правовые основы предпринимательской деятельности. Слагаемые успеха в бизнесе. Экономика и государство. Финансы в экономике. Занятость и безработица. Мировая экономика. Человек в системе экономических отношений».
Задания по финансовой грамотности включены в контрольно-измерительные материалы ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию, что также отражает возросшее значение формирования финансовой культуры среди членов общества.
Креативное мышление и глобальные компетенции
Один из способов развития креативного мышления и глобальных компетенций учащихся на уроках истории и обществознания – включение в содержание учебно-воспитательного процесса заданий творческого характера. К задачам творческого характера относят проблемные задачи, проблемные вопросы, ситуации и задания дивергентного типа, главная особенность которых состоит в том, что они допускают множество правильных ответов. Именно с такими задачами чаще всего сталкивается человек в творческой деятельности, в научном поиске, при создании произведений искусства, в руководящей работе, работе с детьми – здесь разрабатываемые проблемы имеют не один, а множество способов решения и множество правильных ответов. Творческие задачи требуют от учащихся большой самостоятельности мышления. По содержанию творческие задания подразделяют на познавательные и нестандартные задачи, экспериментально-исследовательские и конструкторские задачи; задачи, развивающие логические и комбинаторные способности; задания с изюминкой, требующие помимо знания предмета нестандартного логического подхода.
Таким образом, уроки истории и обществознания дают возможность формировать у обучающихся все виды функциональной грамотности,