Катыгина М.А., учитель русского языка и литературы МАОУ ?СОШ № 12 им.В.Ф.Маргелова? г. Кунгур, Пермский край ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ УРОКИ СЛОВЕСНОСТИ Компетенция или компетентность в переводе с латинского ?competentia? означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлён, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней. В современной педагогической науке встречается ряд достаточно близких по своему содержанию терминов – ?гражданская компетентность?, ?гражданская компетенция?, ?компетенция гражданственности?. Согласно ?Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года? под гражданской компетенцией принято понимать готовность к применению знаний о праве, политике, обществе, государстве, политико-правовых умений и навыков при исполнении различных гражданских ролей. Она направлена на грамотное поведение гражданина в различных политических, правовых и общественных ситуациях. По мнению В.Ш. Масленниковой, гражданская компетенция – это совокупность готовности и способности, позволяющая личности активно, ответственно и эффективно реализовывать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в обществе, применять свои знания и умения на практике. Я преподаю русский язык и литературу и для меня важно, как мой предмет влияет на мировоззрение учащихся. На уроках словесности есть прекрасная возможность формировать осознанное отношение к жизни, способствовать образованию новых уровней сознания учеников за счет развития их языковых особенностей, формированию гражданской компетенции, используя потенциал художественной литературы. Уроки словесности, а это и русский язык, литература и вся внеклассная работа по предмету, дают дополнительные возможности для уточнения и конкретизации важнейших понятий: ?мораль?, ?право?, ?законность?, ?ответственность?, ?достоинство?, ?честь?. Внимание учащихся привлекается к вопросам этико-философского характера: о добре и зле, жизни и смерти, смене поколений, человеке и Боге, человеке и природе, человеке и нации, чести и долге, совести, нравственном выборе. Изучая произведения классической литературы, мы с ребятами обсуждаем важные нравственные проблемы, связанные с героическим прошлым родного народа, с бережным отношением к природе. Нас волнуют такие общечеловеческие ценности, как доброта и гуманность, уважение к людям, верность данному слову, трудолюбие, человеческое достоинство, истинная и ложная дружба и многие другие проблемы, возникающие в детском коллективе. Основная цель уроков словесности - это пробуждение у учащегося желания заглянуть в самого себя, понять сложность жизни, каждодневно ставящей человека в ситуацию нравственного выбора. Я как учитель литературы и русского языка считаю, что трудно переоценить значение ?воспитания через искусство слова?. Такое воспитание - не только важная часть эстетического, но и центр воспитания чувств. Здесь чувства оказываются главным педагогическим объектом образования как воспитания и воспитания как образования. Искусство слова совершает гигантскую работу по нравственному формированию личности, по формированию гражданской компетентности, оно приобщает к огромному человеческому опыту поисков нравственных ценностей. Искусство очеловечивает: ?оно не дает рецепта правильного поведения, оно открывает путь к освоению огромного, многовекового людского опыта отношений, поисков сегодняшних, ?сугубо личных? критериев нравственного и безнравственного? (Б.М.Неменский). Современный человек, вовлеченный в круговерть политических игр, испытывает недоверие к тем нравственным основам, на которых испокон веку держалась русская земля, а это честность, доброта, совестливость, трудолюбие. Поэтому изучение гуманитарных наук так важно, ведь именно в литературе, истории России сконцентрированы важнейшие нравственные проблемы: добра и зла, совести и хамства, духовности и бездуховности. Учащиеся на уроках словесности должны открыть для себя, сколь богата духовно именно та земля, на которой они живут, почувствовать, какая яркая и разнообразная жизнь существовала во все времена в краю их отцов, дедов и прадедов. Только на этой основе можно вырастить истинные любовь и уважение к Родине. Русские писатели не мыслили себе красоты в отрыве от добра и правды. Более того, правду и добро они ставили на первое место. В разговоре о добре и милосердии, отзывчивости и вежливости, чуткости и внимательности, а так же чести, долге и совести на уроках изучения повести ?Капитанская дочка? А.С. Пушкина проводится беседа: ?Что такое милосердие??, ?Милосердны ли вы??, ?Почему сегодня многие стыдятся своих истинных чувств??. Сочинение-рассуждение на тему ?Что такое честь, долг, совесть в моем понимании? завершает работу над этим произведением. Идейный спор по волнующей проблеме проводится на уроках-дискуссиях и помогает формированию нравственной убежденности, становлению активной жизненной позиции. Например, при изучении комедии А.С. Грибоедова ?Горе от ума? учитель задает следующий вопрос: ?Чацкий – победитель или побежденный?? При изучении поэмы Н.В. Гоголя ?Мертвые души?: ?Чичиков – это беда или надежда России??. Романы Л.Н.Толстого ?Война и мир?, ?Воскресенье?, ?Анна Каренина? - это ?учебники? жизни при размышлениях о настоящей семье, семейных моральных устоях. Эссе по темам: ?Какой я представляю свою будущую жену?? ?Каким должен быть отец семейства?? ?Что такое семья?? - помогают разобраться в том, как на эти же вопросы отвечал Лев Толстой. А.Алексин в рассказе ?Юлька? (1993 г.) поднимает извечные нравственные проблемы: доброта, человечность, отношение к ближнему. Эта книга учит любить людей, бережно относиться друг к другу. При обсуждении данного произведения спрашиваю ребят: ?Всегда ли доброго человека можно узнать с первого взгляда??; ?Верна ли пословица ?друг познаётся в беде?? Как она применима к данному рассказу??; ?В чём актуальность рассказа? Нужно ли нам милосердие сегодня??; ?Как вы понимаете слова писателя: ?Дети должны уметь плакать… не только, когда разбивают коленку, но когда коленка болит у кого-то другого??? Существует труднейшая форма этикета – соболезнование. Ритуал соболезнования открывает ценность и значимость самых простых слов: именно в простоте речи заложена истинность сострадания. И разве не у Льва Толстого мы можем научиться тому, как помогать близким в самую страшную минуту? Например, анализ сцены из романа ?Война и мир?, когда Наташа Ростова получила известие о смерти брата. Это до сих пор воспринимается как образец поведения дочери, спасающей мать от безумия. Старшеклассникам можно задать такие вопросы: - Как вы думаете, чем вызвано то, что люди сейчас стали невнимательны к чужому горю? - Что нужно сказать подруге, когда у нее умер отец? Искусство соболезнования – это важнейший элемент национальной культуры, культуры чувствования (эмпатии), и этим можно научиться владеть. Для гармоничного развития современной личности необходимо приобщение к сокровищам духовной культуры народа, которое может осуществляться и через знакомство с древнейшими традиционными жанра фольклора (пословицы и поговорки, определяющие совокупность норм, ценностей, установок, которые регулируют человеческое поведение). Моральный аспект материала позволяет провести беседу по вопросам: Докажите, что добро – это благо, а зло – что-то дурное, вредное. Способен ли каждый человек быть настоящим другом? Наличие каких нравственных качеств человека предполагает дружба? Может ли человек прожить без настоящих друзей? Какова роль вежливости в общении людей? Почему с вежливым человеком всегда комфортно общаться? Как вежливость соотносится с профессионализмом? Нужны ли данные качества современному человеку? Всегда ли нужна правда? В каких случаях её можно скрыть? Присуща ли совесть как нравственное качество личности всем людям? Как понять выражения нечистая совесть, совесть замучила, совестливый человек? Почему труд украшает человека? Какие качества испытывает человек, добросовестно выполнивший работу? Какими нравственно-деятельностными качествами должен обладать современный профессионал? Произведения М.А. Булгакова ?Собачье сердце?, ?Мастер и Маргарита? бесценны по проблемам свободы человека, свободы его творчества, по моральным проблемам таких, как алчность, продажность, тунеядство, лицемерие и т. п.. Обсуждение, например, проблемы долга и чести, ответственности за судьбу своего Отечества и мира воспитывают чувство патриотизма, любви и уважения к своей стране. Например, при изучении рассказа ?Судьба человека? М. Шолохова учащихся привлекает образ человека, воина и труженика. Этот рассказ-эпопея через судьбу человека (Андрея Соколова) раскрывает судьбу целого народа в годы жестокой войны и в послевоенное время. Это произведение важно для нас, как важна сама история. При изучении ?Тихого Дона? привлекательна идея дома, представления Ильиничной, Натальей, Пантелеем Прокофьевичем образа святого домашнего очага. Учащиеся делают вывод, что главное для современного человека - сочувствие и соучастие через трагический образ Аксиньи, чья судьба зависела от обстоятельств; пьяница-отец, нелюбимый муж, бездетность и т.д. Поэзия В.В. Маяковского помогает нам правильно ориентироваться в общественной жизни. Мещанство, бюрократизм, так талантливо высмеянные в стихотворениях ?Гимн взятке?, ?Прозаседавшиеся?, ?О дряни?, ?Вам?, помогают учащимся определиться с мыслями об актуальных и сейчас проблемах. При знакомстве с романом Сервантеса ?Дон Кихот? составление Кодекса благородного человека убеждает нас в том, что качества рыцаря важны и сегодня, они необходимы настоящему гражданину: честность, прямота, смелость, принципиальность, настойчивость, гуманизм, умение щадить слабого… На вопрос: ?Может ли похвастаться благородством сегодняшний день, наше с вами время? Нужны ли рыцари сегодня??, - дети отвечают: ?…рыцари необходимы, нужны, они есть, только вот стало их, к сожалению, меньше…?; ?Герой Сервантеса дорог нам за нетерпимость к злу и несправедливости, за стремление помогать всем слабым и угнетенным?; ?Воля творить добро – вот основа благородства Дон Кихота?; ?…если вам когда-нибудь придется встать перед выбором, думайте сами, решайте сами, но поступайте в пользу Добра?. В основе высоких нравственных качеств, таких как добро и милосердие, отзывчивость и вежливость, чуткость и внимательность, лежит любовь к родителям, к своему делу, к родной земле и родному краю. Для воспитания этих чувств с успехом проводятся сочинения-рассуждения на морально-этические темы. Учащимся предлагаются различные высказывания, которые могут стать началом или эпиграфом их работы. В свои рассуждения ребята охотно подключают и анализ художественных произведений. Например, сочинение-рассуждение о пользе чтения ?Зачем нужно читать??, ?Книга, которая запомнилась?, ?Человек слова и дела?, ?Что значит быть хорошим сыном или хорошей дочерью??. Такой же успех имеет задание написать изложение с творческим дописыванием рассказа или с элементами сочинения. Сегодня, когда происходит деформация русского языка, расшатывание его норм, снижение речевой культуры, наша задача - воспитывать у учащихся культуры и экологии русской речи поддержанием устойчивого интереса к русскому языку как к предмету. И ?русский язык? как учебный предмет, понимаемый как предмет духовный, мировоззренческий, призван формировать систему взглядов на природу и общество, воспитывать гражданина и патриота. На уроках русского языка огромное значение имеет подбор языкового материала, который воздействует на положительные качества человека и имеет воспитательное значение, а вопросы воспитания можно успешно решать только в том случае, если сам учебный материал (текст) будет интересен и доступен учащимся, если учитель будет активизировать их мыслительную и познавательную деятельность. Текстовый материал, обладающий мощным воспитательным потенциалом, превращает образовательный процесс в воспитательный. Интересно мнение детей (после изучения комедии Д.Фонвизина ?Недоросль?) на вопрос: ?Что важней? Образование или воспитание??: ?…конечно же, воспитание, ведь можно иметь все пятерки, но быть хамом…?; ?Я очень добрый, люблю всех! А учусь не очень хорошо, получаю двойки, но ведь от этого я не становлюсь хуже…? ?Что посеешь, то и пожнешь!? - гласит народная мудрость. Как важно сеять поле в срок добротными семенами, а нам, учителям, заронить в души воспитанников добрые зерна. Любовь к Родине нельзя воспитать громкими лозунгами и красивыми фразами, это чувство взращивается с самого рождения, оно начинается с любви и почтения к ?малой? Родине, к родному краю, к дому, где ты родился и вырос, к родной земле. Поэтому для работы была выбрана тема ?Формирование гражданской компетенции учащихся через уроки словесности?. Этой теме подчинено и оформление кабинета, и внеклассная работа по предмету, эта тема проходит через все уроки словесности, которые помогают подросткам разобраться в своих чувствах, развивают способность понимать окружающих людей, воспитывают доброту и милосердие, побуждают учащихся к размышлению об ответственности за свои поступки. Список литературы: 1.?Болотина Т.В.?Гражданское образование как актуальная проблема современной школы // Мир образования – образование в мире.–2001.– № 2. – C. 28–34. 2.?Зимняя И.А.?Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного образования. // Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. / под ред. А.В. Хуторского. – М.: ИНЭК, 2007. – С. 33 – 45. 3.?Котова Г.Л.?Индикаторы сформированности гражданской компетентности. // Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. / под ред. А.В. Хуторского. – М.: ИНЭК, 2007. – С. 189 – 195. 4.?Масленникова В.Ш.?Педагогическая модель социально-ориентированной личности студента: метод. пособие. – Казань: ИСПО РАО, 2006. – 124 с. 5.?Сысоева М.Е.?Подготовка студентов педагогических вузов Франции к гражданскому воспитанию школьников (80–90 годы, ХХ век): автореф. дис. ... канд. пед. наук. – М., 1999. –24c. 6.?Фахрутдинова А.В.?Гражданское образование учащихся в средней школе США (конец ХХ века): автореф. дис. канд. пед. наук. – Казань, 2001. – 22 с.
Формирование гражданской компетенции обучающихся через уроки словесности