Работа с текстом как основной способ формирования читательской компетентности – одной из составляющих функциональной грамотности младших школьников
Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей.
Что же такое «функциональная грамотность»?
Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней. Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами. Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.
Различают виды функциональной грамотности: грамотность в чтении и письме, грамотность в естественных науках, математическая грамотность, компьютерная грамотность, грамотность в вопросах семейной жизни, грамотность здоровья, юридическая грамотность. Каждая образовательная область участвует в развитии всех видов функциональной грамотности.
Компонентами функциональной грамотности являются:
• знания сведений, правил, принципов; усвоение общих понятий и умений, составляющих познавательную основу решения стандартных задач в различных сферах жизнедеятельности;
• умения адаптироваться к изменяющемуся миру; решать конфликты, работать с информацией; вести деловую переписку; применять правила личной безопасности в жизни;
• готовность ориентироваться в ценностях и нормах современного мира; принимать особенности жизни для удовлетворения своих жизненных запросов; повышать уровень образования на основе осознанного выбора.
Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию. Поэтому актуальны важнейшие задачи, стоящие перед педагогом:
- научить осознанно, правильно, выразительно читать;
- извлекать из текстов интересную и полезную информацию;
- самостоятельно выбирать книги для чтения;
- работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях);
- высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении;
- развивать потребность в чтении (самостоятельном, инициативном) посредством использования разнообразных форм внеклассной деятельности;
- развивать читательскую компетентность учащихся через уроки литературы и организацию внеклассной деятельности.
Сегодня обучение чтению и письму в школе не может ограничиваться академическими целями, оно должно включать функциональные и операционные цели, связанные с повседневной жизнью и трудовой деятельностью.
Одно из основных направлений в развитии читательской грамотности уделяется работе с текстом. По итогам проведения промежуточной и итоговой аттестации в форме ВПР в начальной школе или ОГЭ в основной школе работа с текстом вызывает у учащихся затруднения. Учащиеся не умеют в полной мере использовать информацию в тексте, интерпретировать ее, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать и обобщать идеи текста. В соответствии с планируемыми результатами ФГОС смысловое чтение и работа с текстом выделяют отдельным умением в разделе метапредметных результатов.
Работа с текстом включает:
Поиск информации и понимание
прочитанного
.
Преобразование и интерпретация информации.
Оценка информации.
Для формирования умения искать информацию и понимать прочитанное используются различные приёмы.
На первом этапе чтения текста формируется умение определять идею автора – тему и главную мысль текста, стиль литературного языка, тип текста, жанр произведения.
В первом классе происходит знакомство с текстом как одной из единиц языка, умение его различать среди набора предложений. Упражнения, направленные на формирование знания и понимания текста:
-деформированный текст;
-восстанови последовательность событий;
-по названию и иллюстрациям к тексту, предположи тему текста и главных героев;
-закончи текст;
-задай вопросы автору или героям рассказа;
-сделай иллюстративный или словесный план к тексту.
Начиная со второго класса для понимания, объяснения содержания прочитанного необходимы сведения о писателях и поэтах, поэтому организуется работа с дополнительным материалом из библиотек и ресурсов интернета. Учащиеся пытаются объяснить особенности выбора темы произведений, жанров с точки зрения биографии писателя. К. Паустовский, Н.Сладков и В.Бианки – ценители природы, обладающие неповторимой внимательностью и любовью ко всему живому, поэтому их рассказы посвящены природе. И.А.Крылов с детства был знаком с баснями Эзопа, они привлекали его внимание, поэтому его жанр произведений – это басни.
Большое разнообразие интерактивных заданий в единой коллекции цифровых образовательных ресурсов позволяет получить информацию о писателях, жанрах литературных произведений; выполнить практические действия на соотнесение, установление последовательности, а также провести контроль в индивидуальной форме.
В третьем-четвёртом классах для знакомства с жанрами художественных произведений используется ресурс интерактивная схема «Стихи, проза, драма» [3]. Учащиеся узнают, что поэзию составляют сюжетные стихи и лирические стихи, драматические произведения состоят из пьесы-сказки, драмы, комедии, а проза из сказок, повестей и рассказов.
Цифровые ресурсы помогают провести в интерактивной форме упражнения, направленные на соотнесение автора с тематикой его произведения «Кто, о чем пишет», определение понятий и практическое применение знаний «Различай пролог и эпилог»..Задание на «узнавание» детских писателей по их портретам. Определение последовательности возникновения памятников письменности, установление различий поучения и светского рассказа
Осознанное чтение является основой саморазвития личности – грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается.
Недостатки чтения обусловливают и недостатки интеллектуального развития, что вполне объяснимо. В старших классах резко увеличивается объем информации, и нужно не только много читать и запоминать, но, главным образом, анализировать, обобщать, делать выводы. При неразвитом навыке чтения это оказывается невозможным. Осознанное чтение создает базу не только для успешности на уроках русского языка и литературы, но и является гарантией успеха в любой предметной области, основой развития ключевых компетентностей.
В программе по русскому языку и литературе на разных ступенях обучения дублируются навыки и умения, без которых сегодня невозможно справляться с решением жизненно важных задач:
1) осмысленно читать и воспринимать на слух, а также продуцировать тексты разных типов (информационного и прикладного характера, литературные тексты);
2) уметь извлекать информацию из разных источников;
3) учиться находить и критически оценивать информацию из СМИ и Интернета;
4) уметь пользоваться источниками и ссылаться на них;
5) уметь читать таблицы, диаграммы, схемы, условные обозначения и уметь применять их при подготовке собственных текстов;
6) реализовывать разные стратегии чтения при работе с текстом.
Школа должна научить своих учеников применять полученные знания в повседневной жизни.
Одним из главных путей формирования функционально – грамотной личности является введение детей через литературное чтение в мир человеческих отношений и нравственных ценностей.
Цель уроков литературного чтения в начальной школе – научить детей читать художественную литературу, подготовить к её систематическому изучению в средней школе, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя, владеющего как техникой чтения, так и приёмами понимания прочитанного, знающего книги и умеющего их самостоятельно выбирать.
Для того, чтобы начало школьного обучения стало стартовой точкой нового этапа развития детей, оно должно быть основано на знании уровня готовности к обучению каждого будущего школьника.
На начальном этапе основное внимание уделяю технике чтения. По мере ее совершенствования все больше места начинает занимать работа с текстом.
Во время чтения текста проводится словарная работа, способствующая осознанию прочитанного. Она становится мотивированной и интересной, так как именно по ходу чтения становится понятно, какие слова нуждаются в толковании, и само слово толкуется в контексте, а не вне его. Учащиеся видят суть процесса «вчитывания» в текст и сами участвуют в нем. Выбор слов-эмоций, слов-настроений с объяснением. После словарной работы идет проверка осмысления текста каждым учеником. Чтобы посмотреть, как продвигается каждый ребенок в плане самоанализа литературного произведения, выбран наиболее оптимальный вариант – тесты. Цель – проверить понимание текста на уровне содержания. Тест носит репродуктивный характер (выявление знаний сюжета, имен героев, литературоведческих терминов и понятий). Очень часто дети уверены, что уже после первого знакомства с произведением поняли все. И здесь большую роль играют задания, включенные в тесты, заставляющие ребенка снова и снова обратиться к тексту: докажи словами из текста, подчеркни необходимую тебе информацию по данному вопросу, определи места основных действий персонажей, сформулируй свою точку зрения и подбери отрывок, подтверждающий её. Такой подход к художественному тексту изменяет мотивацию читательской деятельности ребенка: он читает уже не ради самого процесса чтения, а для того, чтобы разобраться в прочитанном, понять авторскую идею.
На уроках литературного чтения можно использовать различные технологии:
I. Игровая технология. Использование на уроках игровой технологии обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении. Здесь происходит получение и обмен информацией, формируются навыки общения и взаимодействия. Включение в урок игровых моментов делает обучение более интересным, создает у учащихся хорошее настроение, облегчает процесс преодоления трудностей в обучении. Их можно использовать на разных этапах урока. С целью активизации знаний, развития познавательного интереса и творческой активности в начале урока эффективно использовать загадки, ребусы, кроссворды.
II. Информационные технологии. В рамках работы по формированию читательской грамотности эта технология особенно актуальна. Это, прежде всего, работа с разными источниками информации. В словарной работе для объяснения незнакомых слов и понятий актуальны толковый и энциклопедический словари.
Важным преимуществом технологии является наглядность, так как большая доля информации для детей младшего школьного возраста усваивается с помощью зрительной памяти, и воздействие на неё очень важно в обучении. Наиболее популярным здесь является использование возможностей мультимедийной презентации. Но здесь важно не увлекаться. Презентация не самоцель, она должна выделять основные моменты темы (при необходимости).
Часто мною на уроках используются видеофрагменты (биография писателей, создание того или иного произведения, мультипликация к произведению), так же уроки сопровождаются презентациями.
Для развития читательских действий, таких как преобразование и интерпретация информации используются приёмы технологии развития критического мышления.
Кластер «гроздь» Работая над научно-познавательным или художественным текстом, у учащихся формируется умение выделять объект познания и представлять его в виде грозди. Данный прием позволит представить информацию выделить смысловые единицы текста и графически представить в виде грозди. Кластер как графическое изображение основных частей текста помогает при сжатом или подробном пересказе текста.
Произведение Н.Носова «Карасик»:
Поступок Виталика
Виталик Сережа Мама
Карасик Мурзик Свисток
Моральный выбор Переживания героя Осознание и раскаяние
Текст по материалам энциклопедии «Хочу всё знать»:
Воздух
Не имеет цвета. Нет запаха. Смесь газов.
Азот Кислород Углекислый газ Пар
Можем ощущать. Дует ветер. В комнате 45кг. Распространяет звук.
Соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте возможно при использовании приема «Инсерт» - чтение текста с маркировкой. Данный вид учебного действия требует от учащихся усиление мыслительной деятельности, т.к. необходимо анализировать прочитанную информацию.
«V» - уже знал,
«+» - новое для меня,
«-» - думал иначе,
«?» - не понял, есть вопрос.
«Инсерт» эффективен при знакомстве с текстами различных стилей. При знакомстве с произведением К.Паустовского «Барсучий нос» и научно-познавательной статьи «Барсук» учащиеся проводят маркировку текстов, выделяя знакомую и новую информацию, сопоставляют и сравнивают информацию, делают обобщения. Сравнительный анализ произведений, с целью поиска информации и понимания прочитанного строится по произведениям В. Бианки «Приключения Муравьишки» и О. Полонского «Муравьиное царство».
«Бортовой журнал» - блокнот, тетрадь для ведения записей. В «бортовой журнал» делаются выписки из прочитанных текстов для дальнейшего их использования в написании сочинений или создания сообщений. В журнал записываются мораль из басен, фразеологизмы, высказывания писателей и поэтов.
Большую роль в преобразовании и интерпретации информации отводится работе по вопросам к тексту. Умение самому сформулировать и задать вопрос по содержанию текста требует от учащихся собственного интеллектуального опыта. Таблица «тонких» и «толстых» вопросов организуется на стадии осмысления текста. По ходу чтения, слушания учащиеся формулируют и записывают вопросы. На стадии рефлексии приём позволит понять уровень понимания прочитанного. Таблица вопросов состоит из двух блоков: в левой части фиксируются простые «тонкие» вопросы, ответы на которые есть в явном виде в тексте, в правой части таблицы – вопросы, требующие рассуждения и размышления.
Умение преобразовать информацию требует от учащихся активную мыслительную деятельность. После чтения и понимания прочитанного, этап преобразования информации позволяет развивать творческую деятельность учащихся.
Задания для преобразования информации:
- придумай другую концовку к произведению;
- добавь одного героя и объясни его необходимость, чем он может помочь главному герою;
- сохраняя главных героев, придумай новый сюжет, что могло случиться иначе;
- дай совет или задай вопрос главному герою произведения;
- пересказ от имени одного из героев рассказа;
Для преобразования и интерпретации информации эффективно использовать схемы построения сюжета. Актуален этот вид работы при изучении сказок. Сказку «Летучий корабль» третьеклассники представили в виде грозди. Данная схема помогла главную мысль перенести на отношения между людьми, если человек делает добро и уважает старших, то может достичь успеха.
Работая с текстом, учащиеся могут рассматривать одну и ту же ситуацию с разных точек зрения. Для этого необходимо принять не только позицию автора или главного героя, но и позицию второстепенных или отрицательных героев. Тогда путём рассуждений ребёнок попытается понять причины и поступки героев.
Умение преобразовывать текст, используя новые формы представления информации в виде схем, рисунков, умение интерпретировать текст через сравнение и противопоставления в тексте информации позволяет чтению стать смысловым. Учащиеся учатся критически мыслить, воспринимать полученную информацию.
Таким образом, смысловое чтение и работа с текстом как основа функциональной грамотности закладывается в начальной школе. Использование педагогических технологий и большого разнообразия цифровых образовательных ресурсов позволяет использовать чтение как средство решения необходимых задач.
На этапе начальной школы формируется способность использовать навыки чтения и письма, в целях получения информации из текста и в целях передачи такой информации в реальном общении, общении при помощи текстов и других сообщений. На современном этапе умение работать с информацией, критически оценивать ее является одним из условий развития успешной социализации.