Формирование и развитие мотивации чтения.
В современном мире проблема мотивации чтения становится всё более актуальной. Дети теряют интерес к книгам, предпочитая телевидение и Интернет. Чтение без мотивации, когда ребёнок читает по заданию или по давлением, не способствует к саморазвитию и интересу к чтению. В связи с этим учителям необходимо уделять особое внимание формированию и развитию мотивации чтения своих учеников.
Одна из главных задач учителя- сформировать грамотного читателя, который будет любить чтение и использовать его как средство познания мира и самопознания. Учитель должен показать ученикам красоту слова и его оттенков, заинтересовать их книгами и авторами.
Главная роль в развитии или крушении мотивов чтения относится к первому и второму году обучения в школе. Учителя не должны допускать ошибки в организации общения ученика с книгой. Рассмотрим наиболее распространенные из них. Это преждевременный контроль чтения, позднее начало уроков внеклассного чтения (детская книга должна быть у ребёнка с первых недель обучения), требование читать самостоятельно, в то время как ребенок в 1 классе должен читать азбуку или букварь, а произведения литературы необходимо читать учителю, постепенно обучая детей функции первичного чтения.
Способы формирования и развития мотивации чтения у учеников начальной школы.
Показ ученикам интересные книги, соответствующие их потребностям и интересам.
Создание условий для формирования интереса к чтению, организуя обсуждение актуальных и важным для детей тем.
Обучение детей скорочтению и оптимальному чтению со скоростью разговорной речи
(120-150 слов в минуту).
Использование на уроках литературного чтения разнообразных приёмов и методов, такие как анализ произведения, выборочное
чтение, написание аннотаций, работа со словарем, рисование иллюстрации к прочитанному и т.п.
Организация творческих уроков литературного чтения: конкурс выразительного чтения любимых стихов и прозы, вечер авторских и народных сказок,
инсценирование
сказок и чтение по ролям, «народные посиделки» с использованием жанров фольклора.
Сотрудничество с родителями и школьной библиотекой для расширения кругозора и образовательного уровня учеников.
Также важно учитывать возрастные особенности детей. В 1 классе акцент делается на коммуникативной роли книги. Мотивы обращения к книге в данном возрасте осознаются как учебные. Основная цель на этом этапе выступает в виде требования овладеть книгой как инструментом чтения. Педагог должен поддерживать любовь в книге своим участием, организовывать слушание, рассматривание книг.
Во 2-3 классах мотивы для чтения познавательные, развивающие, воспитательные. Книга воспринимается как многофункциональный предмет. Цель – читать книги самостоятельно и для себя, узнавать мир, авторов, человека, познавать себя как читателя.
В 4 класс общественно значимые мотивы совмещаются с мотивами саморазвития, развивается личностная мотивация. Цели становятся установками личности, чтобы приобретать человеческий опыт, решать жизненно важные проблемы.
Таким образом, формирование и развитие мотивации чтения у младших школьников - это сложный и многогранный процесс, требующий от учителя творческого подхода и постоянного совершенствования своих методов и приёмов. Только так можно воспитать грамотных и любознательных читателей, любящих книги и умеющих их использовать для своего развития и самообразования.