«Формирование информационно - коммуникативной компетентности учащихся на уроках английского языка».

Сидоренко Марина Александровна, 2017 год

Интерес к данной работе возник тогда, когда я столкнулась с тем, что у учащихся при выходе на устную речь возникает языковой барьер. Следует отметить, что изложение собственных мыслей, особенно на иностранном языке - достаточно сложный процесс, как с лингвистической, так и с психологической точки зрения.

В связи с этим основной целью обучения иностранным языкам является: формирование, совершенствование и развитие личности, способной к достижению необходимого уровня коммуникативной компетенции в условиях современного урока и внеурочной деятельности.

Для реализации данной цели решаю следующие задачи:

-развить информационно-коммуникативную компетентность учащихся, то есть сформировать комплекс умений и знаний в сфере работы с информацией;

-учить овладевать методами поиска, структурирования, свертывания, предъявления информации в различных формах, а также работы как автономно, так и в группе.

- внедрять технологии, способствующие формированию информационно – коммуникативной компетентности

Основным показателем информационно-коммуникативной компетентности личности является способность добыть информацию, переработать её в выводы, и аргументировано представить полученный вывод.

Хочу рассказать о разнообразных педагогических методах, способах и технологиях формирования данных компетенций, которые активно использую в своей работе:

Методы, ориентированные на устную коммуникацию:

1.  Все формы учебного диалога;

Диалог может быть двух видов: информационный (когда в процессе восприятия каждый партнер получает новую информацию) и интерпретационный (когда в ходе диалога происходит обмен мнениями, оценка известных обоим партнерам фактов, их интерпретация).

2. Интерактивное обучение.

В процессе овладения диалогом, монологом развиваются умения слышать, понимать собеседника, строить умозаключения, доказывать мысль. Овладевают этими умениями учащиеся на уроках с использованием интерактивных форм обучения:

Поэтому на своих уроках, прежде всего, выявляю наличие и содержание образовательных потребностей каждого учащегося, имеющиеся затруднения и проблемы, а затем целенаправленно и системно использую оптимальные методы мотивации и стимулирования деятельности учеников в целях формирования коммуникативной компетенции учащихся.

Весьма интересной и плодотворной формой проведения уроков является урок-праздник. Эта форма урока расширяет знания учащихся о традициях и обычаях, существующих в англоязычных странах, и развивает у школьников способности к иноязычному общению, позволяющих участвовать в различных ситуациях межкультурной компетенции.

Эффективной и продуктивной формой обучения является урок-спектакль. Использование художественных произведений зарубежной литературы на уроках английского языка совершенствует произносительные навыки учащихся, обеспечивает создание коммуникативной, познавательной и эстетической мотивации.

Вряд ли стоит доказывать, что самым надежным свидетельством освоения изучаемого языка является способность учащихся вести беседу по конкретной теме. В данном случае целесообразно проводить урок-интервью. При этом один из партнеров продолжает оставаться самим собой, то есть российским школьником, тогда как второй должен сыграть роль зарубежного друга. Такая форма урока требует тщательной подготовки.

3. Методы, ориентированные на письменную коммуникацию.

1.  Учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения анкетирования или письменного интервью с предварительной подготовкой вопросов (опросников).

2.  Написание личных писем и эссе с элементами рассуждения.

3. Подготовка заметок и статей в СМИ с учетом целевой аудитории.

Развитие познавательной и информационно - коммуникативной компетентностей, учащихся на моих уроках происходит через использование интерактивных средств обучения.

– аудиоматериалы, видеофильмы, мультимедийные обучающие программы, помогающие развивать лексические и грамматические навыки; развивать навыки говорения, чтения, аудирования и письма. Детям легко и интересно передвигать предметы и слова на мониторе, пользоваться клавиатурой и чувствовать то, что они владеют современными инновационными технологиями.

4.Интернет открывает учащимся прекрасную возможность принять участие в общероссийских и международных дистанционных олимпиадах по английскому языку, которые проводятся различными организациями.

Подводя итог, хочется сказать, что совершенствование и развитие личности, способной к достижению необходимого уровня коммуникативной компетенции в условиях современного урока и внеурочной деятельности, происходит через применение информационно-коммуникативных компетенций на уроках иностранного языка, и способствуют развитию универсальных учебных действий.