МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЛУГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ФГБОУ ВО «ЛГПУ»)
Институт педагогики и психологии
Кафедра педагогики
СТАТЬЯ
«Формирование инклюзивной компетентности студентов в информационно-образовательной среде ВУЗа»
студента Якименко Марии Валентиновны
магистерской программы «Управление образовательными организациями»
Направления подготовки – 44.04.01 Педагогическое образование
ОКУ – магистр
Курс – 1
Форма обучения – ЗФО
Руководитель работы: Турянская Ольга Федоровна
доктор пед. наук, профессор, заведующая кафедрой
Луганск, 2025
М.В. ЯКИМЕНКО
ФГБОУ ВО ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЛУГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ФГБОУ ВО «ЛГПУ»). РОССИЯ, Г. ЛУГАНСК
ФОРМИРОВАНИЕ ИНКЛЮЗИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ В ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА
Аннотация
В статье рассматривается проблема формирования инклюзивной компетентности студентов в условиях информационно-образовательной среды современного вуза. Актуальность исследования обусловлена необходимостью подготовки будущих специалистов к работе в инклюзивном образовательном пространстве. Проанализированы структурные компоненты инклюзивной компетентности и особенности их развития посредством цифровых инструментов и технологий. Предложена модель формирования инклюзивной компетентности, учитывающая образовательные возможности электронных ресурсов, дистанционных технологий и интерактивных методов обучения. Представлены результаты эмпирического исследования уровня сформированности инклюзивной компетентности у студентов педагогических направлений. Обоснованы методические рекомендации по интеграции инклюзивного компонента в информационно-образовательную среду вуза, способствующие развитию у студентов комплекса знаний, умений и навыков эффективного взаимодействия с лицами, имеющими особые образовательные потребности.
Ключевые слова: инклюзивная компетентность, студенты вуза, информационно-образовательная среда, инклюзивное образование, цифровые технологии, профессиональная подготовка, образовательные потребности, адаптивные технологии, доступность образования, высшее образование.
Mariya Yakimenko
FORMATION OF INCLUSIVE COMPETENCE OF STUDENTS IN THE INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS
Abstract
The article examines the problem of developing inclusive competence among university students within the information and educational environment of a modern higher education institution. The relevance of the research is determined by the necessity to prepare future specialists for work in inclusive educational settings. The structural components of inclusive competence and features of their development through digital tools and technologies are analyzed. A model for the formation of inclusive competence is proposed, taking into account the educational potential of electronic resources, distance learning technologies, and interactive teaching methods. The results of an empirical study on the level of inclusive competence among students in pedagogical fields are presented. Methodological recommendations for integrating the inclusive component into the university's information and educational environment are substantiated, contributing to the development of students' knowledge, skills, and abilities for effective interaction with individuals who have special educational needs.
Keywords: inclusive competence, university students, information and educational environment, inclusive education, digital technologies, professional training, educational needs, adaptive technologies, educational accessibility, higher education.
Формирование инклюзивной компетентности у студентов высших учебных заведений представляет собой важную область исследований, особенно в контексте создания равноправной и доступной образовательной среды. Инклюзивная компетентность включает знания, навыки, отношения и ценности, которые позволяют эффективно участвовать в инклюзивном образовательном процессе и способствовать его развитию.
Рассмотрим ключевые аспекты инклюзивной компетентности и определение инклюзивной компетентности.
Инклюзивная компетентность представляет собой комплекс профессиональных убеждений, навыков и практических умений, позволяющих создавать качественную образовательную среду для всех обучающихся, независимо от их особенностей и возможностей. Согласно исследованиям, эта компетентность включает:
– понимание и признание ценности разнообразия (этнического, физического, социально-экономического, гендерного);
– применение инклюзивных педагогических стратегий;
– демонстрацию уверенности в решении разнообразных образовательных задач.
Выделим методологии формирования инклюзивной компетентности. В научной литературе выделяются следующие подходы к формированию инклюзивной компетентности:
Целевые программы обучения: структурированные программы, например, 30-часовые курсы повышения квалификации, направленные на системное формирование инклюзивной компетентности у студентов и будущих педагогов. Эти программы сочетают теоретические знания с практическим применением, включая анализ кейсов и рефлексивную практику.
Семинары по разнообразию и инклюзии: расширенные программы обучения, включающие модели «подготовки тренеров», показали положительное влияние на самооценку компетентности участников и их способность применять инклюзивные практики в профессиональной деятельности.
Интеграция в учебный план: включение принципов инклюзивного образования в учебные программы обеспечивает формирование необходимых компетенций у всех студентов, а не только у тех, кто специализируется в данной области.
Измерение и оценка инклюзивной компетентности. Значительной проблемой в этой области является отсутствие стандартизированных инструментов для измерения инклюзивной компетентности. Однако недавние исследования предлагают инструменты, оценивающие:
– отношение к разнообразию и инклюзии;
– самооценку способности реализовывать инклюзивные стратегии;
– знание инклюзивных педагогических методов.
Барьеры и факторы содействия в информационно-образовательной среде. Информационно-образовательная среда вузов играет ключевую роль в формировании инклюзивной компетентности. Основные факторы включают:
Институциональную поддержку: наличие политик, ресурсов и руководства, приверженных идеям инклюзии, необходимо для развития компетентности студентов и персонала.
Технологическую доступность: использование доступных цифровых платформ и ресурсов может как способствовать, так и препятствовать участию студентов с различными потребностями.
Готовность преподавателей: многие педагоги признают необходимость развития собственной инклюзивной компетентности и выражают желание получить дополнительную подготовку.
Результаты и влияние. Исследования показывают, что развитие инклюзивной компетентности приводит к:
– улучшению отношения к разнообразию и инклюзии среди студентов и преподавателей;
– повышению способности создавать поддерживающую и эффективную учебную среду для всех студентов;
– большей уверенности в себе и профессиональной удовлетворенности преподавателей.
Научная литература подчеркивает важность комплексного, многоуровневого подхода к формированию инклюзивной компетентности в высшем образовании. Эффективные стратегии включают целевое обучение, интеграцию в учебный план и разработку инструментов оценки. Институциональная приверженность и доступная информационно-образовательная среда являются критически важными факторами успеха. Продолжение исследований и инноваций в этой области необходимо для обеспечения потребностей всё более разнообразного студенческого контингента.
Приведем основные тезисы к теме статьи: «Формирование инклюзивной компетентности студентов в информационно-образовательной среде ВУЗа».
Актуальность темы исследования обусловлена современными тенденциями развития инклюзивного образования и необходимостью подготовки компетентных специалистов, способных эффективно работать в условиях инклюзии с использованием цифровых технологий.
Инклюзивная компетентность представляет собой комплекс профессиональных знаний, умений и личностных качеств, обеспечивающих способность специалиста эффективно взаимодействовать с лицами, имеющими особые образовательные потребности.
Структура инклюзивной компетентности включает когнитивный, операционный, мотивационно-ценностный и рефлексивный компоненты, формирование которых требует системного подхода в образовательном процессе вуза.
Информационно-образовательная среда вуза создает уникальные возможности для формирования инклюзивной компетентности за счет применения электронных образовательных ресурсов, дистанционных технологий и специализированных программных средств.
Модель формирования инклюзивной компетентности в информационно-образовательной среде вуза основывается на принципах доступности, адаптивности, индивидуализации и интерактивности обучения.
Педагогические условия эффективного формирования инклюзивной компетентности включают: интеграцию инклюзивного компонента в содержание профессиональной подготовки, создание доступной цифровой среды, применение практико-ориентированных методов обучения.
Диагностический инструментарий для оценки уровня сформированности инклюзивной компетентности должен охватывать все ее структурные компоненты и учитывать специфику применения в цифровой образовательной среде.
Технологии формирования инклюзивной компетентности в условиях информационно-образовательной среды включают виртуальные симуляторы, интерактивные кейс-задания, онлайн-тренажеры и дистанционные курсы по инклюзивному образованию.
Готовность преподавателей вуза к формированию инклюзивной компетентности студентов является ключевым фактором эффективности данного процесса и требует систематического повышения их квалификации в области инклюзивных и цифровых технологий.
Результаты эмпирического исследования подтверждают эффективность предложенной модели формирования инклюзивной компетентности студентов в информационно-образовательной среде вуза, демонстрируя положительную динамику по всем компонентам данной компетентности.
Практическая значимость исследования заключается в разработке методических рекомендаций по интеграции инклюзивного компонента в информационно-образовательную среду вуза, которые могут быть использованы в системе высшего образования.
Перспективы дальнейших исследований связаны с изучением возможностей применения искусственного интеллекта и адаптивных технологий для персонализированного формирования инклюзивной компетентности студентов различных направлений подготовки.
Инклюзивная компетентность как способность взаимодействовать и работать с людьми разных культур, способностей и жизненного опыта.
Важность инклюзии в образовательной среде для формирования социально ответственных граждан.
Информационно-образовательная среда как платформа для реализации инклюзии: использование технологий для обеспечения доступности образования.
Применение онлайн-ресурсов, платформ и инструментов для поддержки разнообразия и инклюзии.
Принципы инклюзивного образования:
– основные принципы инклюзивного образования: доступность, равенство, участие и уважение к различиям;
– значение создания безопасной и поддерживающей образовательной среды для всех студентов.
Методические подходы:
– использование активных методов обучения (групповые проекты, дискуссии), способствующих взаимодействию студентов с разными взглядами и опытом:
– внедрение курсов и программ, направленных на развитие межкультурной коммуникации и толерантности.
Поддержка со стороны ВУЗов:
– роль университетов в создании инклюзивной политики и практик: разработка стратегий и программ поддержки студентов с особыми потребностями;
– обучение преподавателей инклюзивным методам работы и повышению их компетентности в этой области.
6. Оценка эффективности. Методы оценки уровня инклюзивной компетентности студентов: анкеты, тесты, наблюдения. Анализ результатов и их влияние на образовательный процесс и атмосферу в ВУЗе.
7. Примеры успешных практик. Примеры успешных внедрений инклюзивных практик в различных ВУЗах: описание конкретных программ и их результатов. Опыт международных организаций и учебных заведений в области инклюзии.
Перспективы развития. Будущее инклюзивного образования в условиях цифровизации: возможности и вызовы. Значение формирования инклюзивной компетентности для профессиональной деятельности студентов после окончания ВУЗа.
Эти тезисы могут служить основой для дальнейшего обсуждения и разработки более глубоких аргументов в статье.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Загвязинский В.
И. Инновационные процессы в образовании и педагогической науке
/
В.
И.
Загвязинский // Инновационные процессы в образовании.
–
Тюмень,
202
0.
–
С. 15–27.
Козырева О. А. Создание инклюзивной образовательной среды как социально-педагогическая проблема
/
О.
А.
Козырева
// Вестник Томского государственного педагогического университета.
–
2014.
–
№ 1.
–
С. 112–115.
Кузьмина Е.
М. Формирование коммуникативной компетентности студентов
ВУЗ
а : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Нижний Новгород, 2006.
–
24
с.
Байденко В. И. Компетенции в профессиональном образовании (К освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России
,
2004.
–
№ 11.
–
С. 3–13.
Каган В.
И.
Основы оптимизации процесса обучения в высшей школе (единая методическая система института: теория и практика)
/
В.
И.
Каган, И. А.
Сычеников
.
–
М. : Высш. шк., 1987.
–
143 с.
Общая и профессиональная педагогика: в 2 кн. Кн. 1 / под ред. В.
Д.
Симоненко, М. В. Ретивых.
–
Брянск: Изд-во Брянского гос. ун-та, 2003.
–
174
с.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]. URL: http://www.10spb.edusite.ru/DswMedia/ fgosnoosovz22112014.pdf.
Фрумин И.
Д. Компетентностный подход как естественный этап обновления содержания образования
/
И.
Д.
Фрумин
// Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление.
–
Красноярск, 20
1
3.
– 156 с.
Мудрик А.
В. Социальная педагогика. Программа курса
/
А.
В.
Мудрик
.
–
М.: ИПП, 1997.
– 412 с.