Сапожникова Надежда Ильинична,
воспитатель МБДОУ «Детский сад №87» г.о. Самара,
тел.8-937-993-93-91
emal: sapozhnikova-62@mail.ru
«Формирование качеств мужественности и женственности
у дошкольников»
В последние годы проблема полоролевого воспитания дошкольников привлекает к себе значительное внимание педагогов и психологов. Это обусловлено тем, что границы между проявлениями качеств мужественности и женственности становятся все более размытыми. С одной стороны, это обусловлено данными исследований, выявивших определенные психофизиологические различия у мальчиков и у девочек, а с другой- социокультурными переменами, происходящими в современном обществе , разрушением веками устоявшихся эталонов мужского и женского поведения, атрибутики (одежда, прическа, украшения).
Проблему полового воспитания детей сегодня делают актуальной такие объективные обстоятельства, как акселерация, свобода общения молодежи, широкая доступность средств массовой информации; недостаточность контроля родителей за поведением детей, особенно в городе; интимность, сексуальность переживаний, склонность детей держать все в тайне. Подобная ситуация не может не вызывать опасения, поскольку она оказывает серьезное влияние на формирование качеств мужественности и женственности у детей, начиная с самого раннего детства.
Развитие ребенка с первых дней жизни - это развитие конкретного мальчика или девочки. Половое воспитание надо начинать с раннего возраста, когда ребенок начинает понимать окружающие его явления. Тогда понимание половых отношений останется у него на всю жизнь.
Дошкольный возраст - это период, когда закладываются и формируются наиболее глубокие и сказывающиеся на последующем развитии слои психики и личности. В современной науке является обоснованным тот факт, что к старшему дошкольному возрасту у ребенка происходит формирование полоролевой идентичности, то есть формирование единства осознания и переживания себя, как носителя определенной половой роли, что проявляется в характерных способах поведения. В соответствии с этим, данный возрастной этап является очень важным для становления качеств мужественности и женственности. Половое воспитание надо проводить постоянно, повседневно, наряду с другими сторонами воспитания, в комплексе с нравственным, трудовым, физическим, эстетическим воспитанием.
Задачи воспитания мальчиков и девочек:
1. формирование у дошкольников соответствующих возрасту представлений по проблемам пола и взаимодействия между мальчиками и девочками;
2. формирование переживаний и мотивации ребенка своего существования как представителя пола;
3. стимуляция проявлений детьми начальных качеств мужественности и женственности в разных видах деятельности и повседневной жизни.
Основные направления полового воспитания дошкольников:
- полоролевое воспитание, которое включает осознание себя как представителя определенного пола, усвоение мужской и женской социальных ролей, формирование качеств мужественности и женственности;
- сексуальное воспитание: формирование образа тела, представление об отличии полов, о рождении человека в контексте нравственных требований;
- подготовка будущих семьянинов.
Основные направления деятельности педагога по воспитанию будущего семьянина:
- формирование у детей понятия значения семьи, важности и необходимости для человека;
- формирование точного представления о содержании семейных ролей, взаимодействиях между членами семьи;
- воспитание любви к родителям;
- подготовка мальчиков к роли отца и мужа, девочек - матери и жены;
Ориентация ребенка на ценности своего пола чаще всего происходит в семье, очень важным является психологический климат семьи, любовь, дружба и взаимное уважение между всеми ее членами. Каждый из родителей обязан вносить лепту в воспитание детей, являясь для них в первую очередь образцом мужественности или женственности. Каждый из родителей несет ценностные ориентации своего пола: такие признаки, как душевность, чувствительность, эмоциональность, больше присуще женщине; смелость, решительность, самообладание – признаки мужественности
Условия правильного полового воспитания детей в семье:
- согласованность работы семьи и педагогов по данной проблеме;
- педагогическая культура родителей;
- положительный психологический климат семьи на примере типовых поведений для пола, эмоциональный контакт родителей с детьми;
- ориентация при воспитании в семье на общечеловеческие качества, на формирование мужественности и женственности.
Дошкольный возраст — начальный этап социализации личности, становления основ самосознания и творческой индивидуальности ребенка в разных видах деятельности Особое значение в развитии дошкольника принадлежит игровой деятельности, поскольку она является наиболее доступным способом переработки и выражения впечатлений и эмоций, полученных из окружающего мира.
В старшем дошкольном возрасте игровой опыт детей достаточно богат и характеризуется разнообразием игр. В их числе продолжает развиваться и качественно изменяться театрализованная игра, которая выступает важным средством социокультурного развития дошкольника благодаря таким своим особенностям, как литературная основа и наличие зрителей. Коллективный характер театрализованной игры способствует становлению у дошкольников основ совместной деятельности, освоению способов социально ориентированного взаимодействия со взрослыми и сверстниками, приводит к осознанию ценности общения и сотрудничества.
Полоролевые модели поведения детей успешно формируются в сюжетно-ролевых играх. А поскольку эти модели различны у мальчиков и девочек, то и игры их существенно отличаются. У мальчиков это игры героической тематики: военные, в спасателей, пожарных, вертолетчиков и другие. У девочек большинство игр семейно-бытовой тематики: в «дочки-матери», больницу, детский сад, парикмахерскую и другие. Очень важно в этот период помочь правильно сформировать женственность и мужественность в детях.
Смешанный детский коллектив, в котором не противопоставляется мужское и женское начало, а демонстрируются возможности их взаимодополнения, имеет все возможности для формирования и закрепления мужественности и женственности. Женственность девочек создает лучшие условия для воспитания мужественности у мальчиков.
Мы должны помочь раскрыть детям уникальные возможности, которые даны им полом, если хотим воспитать мужчин и женщин, а не «бесполых» существ.