ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«САХАЛИНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР № 5»
Формирование коммуникативной компетенции как средство развития личности подростков во внеурочной деятельности
Подготовила:
воспитатель Е.Е. Пак
Горнозаводск, 2019
Краткая аннотация:
Коммуникативная компетентность понимается как эффективность, или адекватность, с которой индивид способен отвечать на разнообразные проблемные ситуации, с которыми он сталкивается. Критерием коммуникативной компетентности служит результативность взаимодействия, достижение значимых коммуникативных целей в определенных коммуникативных контекстах с использованием соответствующих средств и получением положительного результата.
Данная работа проводится в рамках исследования конфликтной компетентности в подростковом возрасте. Формирование конфликтной компетентности нами рассматривается как один из базовых комплексных феноменов развития общих способностей подростка. Причем развитие способностей возможно не только при взаимодействии подросток – взрослый, но и подросток – подросток. При этом вектор на развитие должен направляться взрослым.
Введение
Человеческое общество немыслимо вне общения. Общение выступает необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом. Реальность и необходимость общения определена совместной деятельностью: чтобы жить люди вынуждены взаимодействовать. Общается всегда деятельный человек, деятельность которого пересекается с деятельностью других людей. Общение позволяет организовывать общественную деятельность и обогатить её новыми связями и отношениями между людьми. Человек с момента рождения общается с другими людьми, но порой люди, отличающиеся высокими достижениями в изучении явлений материального мира, оказываются беспомощными в области межличностных отношений, поэтому человек должен изучать правила взаимодействия с людьми, чтобы стать социально полноправным членом общества. Другими словами, общение будет эффективно лишь тогда, когда люди, взаимодействующие друг с другом, компетентны в данной ситуации.
В современном образовательном пространстве особую значимость приобретают социально-психологические проблемы, касающиеся процесса общения, в особенности его коммуникативной стороны (Б.Г. Ананьев, A.A. Бодалев, И.А. Зимняя, A.B. Мудрик, В.Н. Мясищев, C.Л. Рубинштейн, В.А. Сластенин и др.) Важнейшей качественной характеристикой, позволяющей развивающейся личности реализовать свои потребности в социальном принятии, признании, уважении и определяющей успешность процесса социализации выступает коммуникативная компетентность. В обозначенных условиях Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (2010 г.) регламентирует обязательность формирования коммуникативной компетентности выпускника, что выражается не только в «готовности и способности осознанно, уважительно и доброжелательно относиться к другому человеку…, но и в готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания». Эти показатели позволяют оценивать результаты образования выпускника, его сформированных качеств, которые могут пригодиться на рынке труда. Особенностью коммуникативной компетентности является её способность формирования успешной деятельности личности в меняющихся условиях социального окружения. Для различных сфер профессионального взаимодействия специалистов наличие коммуникативной компетентности является важным качеством. Поэтому её изучение является одним из главных направлений в современном образовании, так как общество требует наличия высокого уровня коммуникативной культуры у человека.
Цель: выделить и проанализировать особенности развития коммуникативной компетенции у подростков.
Задачи:
Рассмотреть теоретические подходы к изучению развития компетенции как качества способствующего взаимопониманию в общении;
Охарактеризовать содержание общения как ведущей деятельности в подростковом возрасте;
Выявить методы по изучению развития коммуникативных способностей у детей подросткового возраста.
Основная часть
Общение – это условие объединения людей для выполнения совместных действий; главный инструмент обучения и воспитания новых поколений, приобщения людей к цивилизации и культуре; средство эмоциональной поддержки, необходимое условие для счастья и здоровья человека; средство передачи жизненного опыта от одного человека к другому.
Для подростка характерны две сферы общения: общение со взрослыми и общение со сверстниками. Роль этих сфер в формировании его личности не одинакова.
Если в первой сфере подросток выступает в роли ведомого, усваивает общественно значимые критерии оценок, цели и мотивы поведения, способы анализа окружающей действительности и способы действия, то во второй сфере он сталкивается лицом к лицу с проблемами отношений среди равных себе, то есть с проблемами нравственности и этики.
Для подростков отношения с товарищами приобретают особую важность. Дети в этом возрасте становятся особенно чуткими к мнению сверстников о них. Друзья, товарищи – это та естественная среда, которая жизненно необходима подростку. Среди товарищей он находит образцы для подражания, стремясь дотянуться до них, он делает сам себя, воспитывает в себе нужные качества.
У товарищей подросток находит: необходимую ему оценку качеств, оценку своих знаний и умений, оценку своих способностей и возможностей, сочувствие, сопереживание, отклик на все свои душевные радости и невзгоды, которые взрослым так часто кажутся незначительными.
Роль общения со сверстниками в жизни подростка, безусловно, очень велика. Но в то же время оно само, его формы и содержание, его характер и способы определяются теми отношениями, которые складываются у подростка со взрослыми. Подросток стремится поступать и выглядеть как взрослый, он хочет иметь его права и возможности. В конечном итоге развития подростка – всегда равнение на взрослого. Но последнее может проявляться не непосредственно, а через подражание сверстникам, в чём-то уже более взрослым. Но друзья подростка – это не только взрослые, но и сверстники, товарищи, одноклассники.
Одна из основных проблем подросткового возраста – проблема общения со сверстниками. Именно взаимоотношения с товарищами находятся в центре внимания подростка, именно они во многом определяют поведение, деятельность, а в дальнейшем влияют на развитие личностных качеств и социальных установок.
Вступая в мир взрослых, подростки начинают больше взаимодействовать с социумом. Им приходится обращаться к незнакомым людям за справкой, информацией, разговаривать с продавцами, пассажирами, воспитателями, общаться с родителями, друзьями, выстраивать отношения в коллективе сверстников. Все это требует хороших коммуникативных навыков. В то же время, в отношениях воспитанников часто можно наблюдать грубость, бестактность, отсутствие сочувствия и взаимопонимания. Воспитанники проявляют равнодушие и эмоциональную отгороженность по отношению друг к другу.
Подростковый возраст является критическим в становлении личности, не составляет исключения и феномен эмпатии как психологического личностного образования: достигнув явно выраженного уровня в подростковом периоде, она стимулирует социальное поведение в дальнейшей жизни.
Как объект психолого-педагогической работы подростки нуждаются в помощи - социальной адаптации, создании условий для социализации. Усвоение социального опыта, готовность к его обогащению формируется через включение подростков в реальные отношения между собой, в семье, со взрослыми, в микрогруппах и более крупных объединениях. Одновременно подростки являются и субъектами социальной работы, что предполагает реализацию возможностей решения ребенком своих социальных проблем.
Подростковый возраст – остро протекающий переход от детства к взрослости, в котором выпукло переплетаются противоречивые тенденции. С одной стороны, весьма характерными становятся негативизм, дисгармоничность в строении личности, смещение установившейся системы интересов и направленностей ребенка. С другой стороны, подростковый возраст отличается множеством позитивных факторов: возрастает самостоятельность, более разнообразными и содержательными становятся межличностные отношения, расширяется сфера его деятельности и т.д. Важно, что этот период характеризуется выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, с которой формируется его сознательное отношение к себе как члену общества. В этом возрасте особое положение начинает занимать общение, сознательное экспериментирование с собственными отношениями с другими людьми (поиски компании, конфликты, выяснения отношений и пр.), являющееся качественным толчком начала становления личности.
Новообразованием подросткового возраста является «чувство взрослости» как особая форма самосознания. По Д.Б. Эльконину, «чувство взрослости» есть новообразование сознания, через которое подросток сравнивает и отождествляет себя с другими (взрослыми или товарищами), находит образцы для усвоения, строит свои отношения с другими людьми, перестраивает свою деятельность. Чувство взрослости не зависит напрямую от полового созревания и проявляется в стремлении к самостоятельности, желании оградить важные стороны своей жизни от вмешательства родителей. Подростки претендуют на равноправие в отношениях с взрослыми и идут на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию.
Потребность в общении является внутренней основой личных взаимоотношений между людьми. Эта основная социальная потребность возникает и ясно проявляется уже на самых ранних этапах человеческой жизни В систему общения подростка входит ансамбль из двух основных социально-психологических подсистем: подсистема «взрослый-подросток» (родители, педагоги), к которой «пристраивается» подсистема «подросток – ровесник» (братья и сестры, сверстники, одноклассники, группа общения).
В этой единой системе происходит процесс становления личности подростка и в частности развитие его потребностей и мотивов, способов межличностной коммуникации.
Работаю я воспитателем общежития, где проживают обучающиеся специальных (коррекционных) групп. Личные наблюдения показали, что большинство детей не обращаются к одногруппникам по имени, чаще всего зовут друг друга по фамилии или кличкам, не всегда безобидным. В коллективе существует четкая иерархия, каждому отводится своя роль. Обучающиеся обращаются друг с другом либо с позиции силы, либо идет пристройка снизу. Воспитанники могут запугивать, высмеивать другого («Ты хуже меня – я лучше тебя»). Словарный запас ограничен, речевые конструкции достаточно однообразны.
Для выявления личностных особенностей, обучающихся в сентябре, был проведен психографический тест: «Нарисуй свой характер» (Приложение 1). Анализ рисунков, обучающихся показал, что из 10 - 8 чувствуют себя одинокими, 7 - испытывают тревогу и незащищенность, 6 - закрыты от внешнего мира, 3 - выражают словесную агрессию. У 4 - заниженная самооценка, у 4 - адекватная, у 2 - завышенная.
Таким образом, одну из целей своей работы с обучающимися я сформулировала так: развитие коммуникативной компетентности у обучающихся специальных (коррекционных) групп.
План работы включает: изучение и обобщение теоретических материалов; анализ собственной педагогической деятельности; отбор практических методов, упражнений и игровых ситуаций; целенаправленную работу во внеурочной деятельности; совместно с психологом создание программы игровых тренингов; работу по данной программе; диагностику результативности.
Коммуникативная компетентность – это способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Для эффективной коммуникации характерно: достижение взаимопонимания партнеров, лучшее понимание ситуации и предмета общения (достижение большей определенности в понимании ситуации способствует разрешению проблем, обеспечивает достижение целей с оптимальным расходованием ресурсов). Коммуникативная компетентность рассматривается в литературе как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия.
В социально-психологическом смысле коммуникация – это процесс передачи информации от отправителя к получателю, процесс общения.
И.Н. Горелов выделяет шесть стадий общения:
1) ориентировка в окружающих условиях;
2) привлечение внимания собеседников;
3) поиск совместимости собеседников по объему общения, по темпам общения, по настроению, по позициям и дистанциям общения;
4) обмен фактами и оценка их, поиск общей точки зрения, приемлемой для обеих сторон темы общения;
5) возникновение проблемной ситуации, конфликта, столкновения мнений;
6) принятие решения.
У Е.В. Руденского существует другая социально-психологическая характеристика коммуникативной компетенции, которая рассматривается как общение и имеет следующие составляющие:
прогнозирование и программирование коммуникативной ситуации;
знания и эрудиция;
средства общения (вербальные и невербальные);
управление коммуникативной ситуацией;
коммуникативная культура (общая и национальная);
ориентировка на социального партнера;
речевая компетенция.
Отличительной чертой подростков с интеллектуальной недостаточностью является тугоподвижность, инертность психических процессов, в силу чего они склонны к застреваниям; к стереотипности в мышлении и действиях. Нарушение мышления у них не только определяет особенности познавательной деятельности, но и оказывает влияние на развитие всей личности. Такие дети недостаточно хорошо понимают ситуацию, не умеют изменять поведение в зависимости от нее. У них несколько снижено критическое отношение к себе и к окружающим. По особенностям своего поведения эти подростки далеко не однородны: одни возбудимы, импульсивны, недостаточно дисциплинированы; другие – более уравновешены, спокойны и дисциплинированы; есть крайне вялые, медлительные, заторможенные. Такие дети испытывают значительные затруднения при взаимодействии с социальной средой, имеют разной степени нарушения общения. При интеллектуальной недостаточности страдают все механизмы, обеспечивающие процесс общения: недоразвита речь, ограничен словарный запас, нарушена моторика, не сформирована самооценка, недостаточна организация пространства общения, страдает и интерактивная, и перцептивная, и коммуникативная стороны общения. Выявляются и особенности речи: трудности в построении вопросов, просьб, ответов, сложности в переходе с приема информации на собственное речевое высказывание.
Таким образом, коммуникативная компетенция у обучающихся специальных (коррекционных) групп предполагает формирование следующих умений:
умение выражать свои мысли (устно и письменно), представить себя, написать анкету, заявление, письмо, задать вопрос, высказывать свое мнение;
умение сопереживать, понимать другого;
умение сотрудничать в группе, владеть различными социальными ролями, выстраивать взаимоотношения с окружающими;
умение вырабатывать собственное мнение на основе опыта, идей и представлений.
На мой взгляд, наиболее эффективными формами работы являются игры и упражнения на знакомство, игрыпостановки, игрыдраматизации. В таких играх воспроизводится какаялибо эмоционально окрашенная для участников ситуация (зачастую взятая из их личного жизненного опыта), с помощью которых можно развивать общие коммуникативные навыки. Преимущества этих форм: сохранение большого объема информации; возможность экспериментирования; получение практических навыков; возможность личностного роста.
Для развития у воспитанников коммуникативных навыков и эмоций, готовности к пониманию других людей и их поступков в своей работе я использую следующие методы.
При воздействии на интеллектуальную сферу – метод убеждения. Убеждение предполагает разумное доказательство необходимости позитивного общения. Воспринимая предложенную педагогом информацию, учащиеся воспринимают не только понятия и суждения, сколько логичность изложения педагогом своей позиции. Убеждаясь в правоте сказанного, обучающиеся формируют свою систему взглядов на отношения между людьми.
Методом, оказывающим влияние на эмоциональную сферу ребенка, является внушение. Через внушение в сознание входят стереотипы, создается настроение. Внушение является важным фактором распространения лозунгов-суждений, в которых предельно кратко, но точно определяется отношение к людям (Красна птица перьем, а человек уменьем).
При воздействии на мотивационную сферу – стимулирование, в основе которого лежит формирование у подростков осознанных побуждений их жизнедеятельности. В результате стимулирования формируется устойчивая мотивация терпимого отношения к людям, блокирующая агрессивные поступки детей. Методы стимулирования помогают подростку формировать умение правильно оценивать свое отношение к другим людям, что способствует осознанию им своих потребностей, пониманию смысла своего поведения.
В волевой сфере основное влияние оказывают методы требования и упражнения. В воспитании гораздо более эффективно использование косвенного требования, которое отличается от прямого тем, что стимулом действия становится уже не столько само требование, сколько вызванные им психологические факторы, переживания, интересы, стремления воспитанников. Для предъявления самых разнообразных требований можно использовать присущее детям стремление к игре. Игры доставляют детям удовольствие, а вместе с ними незаметно выполняются и требования. Также среди наиболее употребительных форм косвенного требования можно выделить: требование-совет; требование-просьба; требование-намек; требование-одобрение.
Требование существенно влияет на процесс самовоспитания человека. Следствием его реализации являются упражнения – многократные выполнения требуемых действий: доведение их до автоматизма. Результат упражнений – навыки и привычки – устойчивые качества личности. Выдержка, навыки самоконтроля, культура общения – качества, которые основываются на сформированных воспитанием привычках.
Для организации деятельности и поведения воспитанников я в своей работе использую метод воспитывающих ситуаций. Это такие ситуации, в процессе которых подросток ставится перед необходимостью решить какую-либо проблему. Прежде всего, это проблема выбора способа отношений с другими людьми, например, совместное решение задачи. Требует выбора и ситуация, в которой учащийся вынужден сотрудничать со всеми детьми, в том числе и с теми, нормальным отношениям с которыми мешали определенные предрассудки. Педагог умышленно создает лишь условия для возникновения ситуации. Когда в ситуации возникает проблема для ребенка и существуют условия для самостоятельного ее решения, создается возможность социальной пробы (испытания) как метода самовоспитания.
Методы воздействия на сферу саморегуляции направлены на формирование у детей навыков физических и психических саморегуляций, развитие навыков анализа жизненных ситуаций, обучение детей навыкам осознания своего поведения и состояния других людей. К ним можно отнести метод коррекции поведения. Метод коррекции направлен на то, чтобы создать условия, при которых подросток внесет изменения в свое поведение в отношениях с людьми. Такая коррекция может происходить на основе сопоставления поступка, обучающегося с общепринятыми нормами, поиск других вариантов действия, анализа последствий поступка, уточнение целей деятельности. Наиболее приемлемый путь к коррекции поведения обучающихся – пример взрослого, например, педагога. Его воздействие основано на известной закономерности: явления, воспринимаемые зрением, быстро и без труда запечатлеваются в сознании, потому что не требуют ни раскодирования, ни перекодирования, в котором нуждается любое речевое воздействие. Но коррекция невозможна без самокоррекции. Опираясь на идеал, пример, сложившиеся нормы, подросток часто может сам изменить свое поведение и регулировать свои поступки, что можно назвать саморегулированием.
Способность личности вступать в определенные отношения с другими людьми, умение человека управлять своими отношениями требует формирования сознательного отношения к своим действиям, любовь к себе и другим, заботу о красоте тела, речи, души, понимание морали в себе. Эта сфера помогает человеку вступать в определенные отношения с другими людьми. Она характеризуется умением человека управлять своими отношениями. Среди целей развития этой сферы важными являются: обеспечение развития позитивной Я-концепции и самоуважения; развитие способности чуткого отношения, уважения к людям; формирование навыков социального взаимодействия. Процессом размышления индивида о происходящем в его собственном сознании является рефлексия. Рефлексия предполагает не только познание человеком самого себя в определенной ситуации или в определенный период, но и выяснение отношений к себе окружающих, а также выработку представлений об изменениях, которые могут произойти.
Реализация каждого метода предполагает использование совокупности приемов, соответствующих педагогической ситуации, особенностям обучающихся, индивидуальному стилю педагогической деятельности педагога. При этом реализация различных методов может быть осуществлена при помощи одних и тех же упражнений:
«Общее мнение» (обучающиеся по цепочке высказываются на тему отношений с различными группами людей: одни начинают, другие продолжают, уточняют, дополняют);
«Ролевая маска» (детям предлагается войти в роль другого человека или предмета и выступить уже не от своего имени, а от его лица);
«Сочини конец истории» (детям предлагается завершить данную историю или придумать свое завершение проблемы отношений между людьми или животными, которые являются героями литературного произведения);
«Прогнозирование развития ситуации» (во время беседы педагог предлагает высказать свои предположения о том, как могла развиваться та или иная конфликтная ситуация, при этом ведется поиск выхода из сложившейся ситуации;
«Взаимопомощь» (педагог так организует деятельность детей, чтобы от помощи друг другу зависел успех совместно организованного дела);
«Акцент на лучшее» (педагог в разговоре с детьми старается подчеркнуть лучшие черты каждого, при этом его оценка должна быть объективной и опираться на реальные факты).
«Репка, или Какие качества я в себе вырастил?» (педагог предлагает
поразмыслить и ответить честно, какие качества у тебя «выросли», а что стало хуже). Приложение 2
Вывод: работа над формированием коммуникативной компетенции должна осуществляться в комплексе, в системе уроков и внеурочных занятий. Успешность этой работы зависит от общей организации занятия, от правильного применения методов и приемов, стимулирующих общение обучающихся в процессе работы.
Использование различных приемов коррекционного воздействия позволяет обогатить подростков знаниями и развить умения, необходимые для успешной речевой и социальной адаптации в современном мире.
Воспитание является долговременным, непрерывным процессом, переходящим в самовоспитание. Результаты воспитания носят отсроченный и неодинаковый для всех характер. Они могут обнаруживаться не сразу, а спустя время после окончания образовательного учреждения. На разных обучающихся воспитание оказывает различное влияние, что объясняется многообразием факторов и наличием собственной воли у каждого воспитуемого.
Список литературы:
Горелов И.Н. Основы психолингвистики – М, 1997.
Кулагина И.Ю. Возрастная психология. / И.Ю. Кулагина. – М.: ЭСМО, 2001. – 356 с.
Рожков М.И., Байбородова Л.В., Ковальчук М.А. Воспитание толерантности у школьников – Ярославль, 2003.
Степанов В.Г. Психология трудных школьников. – М., 2002.
Учитель и ученик: возможность диалога и понимания – т.1 (сост. Генике Е.А., Трифонова Е.А. – М., 2002.
Учитель и ученик: возможность диалога и понимания – т.2 (под редакцией Селиной Л.И. – М., 2002.
Шваб Е.Д., Пудикова Н.П. Психологическая поддержка учащихся – Волгоград, 2009.
Щуркова Н.Е. Классное руководство: игровые методики – М., 1984.