Формирование коммуникативных навыков обучающихся с ОВЗ на уроках музыки, как средство их социокультурного развития.

(Слайд №1)Коммуникативные навыки необходимы на всех этапах взросления ребенка .Дети, проживающие в интернате, растут в особом, полу-изолированном от реальности мире, в результате чего при вступлении во взрослую самостоятельную жизнь они испытывают трудности в общении с людьми : они хотят, но часто не умеют вступать в контакт, выбирать конструктивные способы общения со сверстниками, взрослыми, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, слушать партнера, не умеют и не желают признавать свою вину в конфликтной ситуации, проявляя защитные формы поведения, не умеют самостоятельно планировать свои действия. Поэтому чтобы ребенку с ОВЗ было легче адаптироваться в наш подчас сложный, даже для здорового человека мир, необходимо привить ему навыки коммуникативной культуры. (Слайд№2)Воспитание ребенка средствами музыки - эта тема никогда не потеряет своей актуальности. Прекрасные возможности для развития коммуникативных качеств ребенка содержит в себе музыкальная деятельность. Все виды музыкальной деятельности направлены на развитие коммуникации: слушание музыки, игра на д.м.и., танцы, игры, хоровое пение. Коммуникативные учебные действия по предмету «Музыка» формируют умение слушать, способность встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для каждого человека проблем жизни и продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Одной из задач учителя является создании условий для включения ребенка в процесс творчества и нахождения методов, адекватных его психофизиологическим особенностям, способствующим формированию позитивного мышления, а так же профилактика и коррекция негативных эмоциональных состояний, нормализация эмоционально-волевой сферы личности, способствующей как духовно–нравственному, так и физическому оздоровлению детей.

«Музыкальное воспитание-это не воспитание музыканта ,а прежде всего ,воспитание человека»-так писал выдающийся педагог В.А.Сухомлинский. Она становится вдвойне сложной для преподавателей музыки, которые должны не только дать подрастающему поколению блок знаний по предмету, но и научить детей ценить классическую музыку, привить любовь к искусству и Родине, способствовать формированию жизненных компетенций. Это обусловлено тем, что в жизни современного ребенка музыка занимает особое место, она становится постоянным фоном жизни подростка, музыка не просто развлечение, она участвует в жизни, помогает формированию нравственных качеств. Изучение предметной области «Музыкальное искусство» должно обеспечить формирование простейших эстетических ориентиров в жизни; формирование основ музыкальной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры; потребности в дальнейшем общении с музыкой. Музыкальное воспитание в коррекционной школе — неотъемлемая часть единого коррекционно-воспитательного процесса. Музыкальное воспитание является одним из действенных средств эстетического, умственного, нравственного развития ребенка с ОВЗ. Музыка дарит неисчерпаемые возможности для гармоничного развития ребенка, положительно влияет на его  эмоциональный мир, развивает слуховое восприятие и память, чувство ритма, образное мышление, способствует творческому развитию ;музыкальная деятельность способствует формированию у воспитанников эстетических потребностей, знаний, умений, необходимых в повседневной жизни, и чем раньше ребенок с нарушениями в развитии включится в музыкально-коррекционную деятельность, тем быстрее произойдут положительные изменения личности, активнее будут преодолеваться имеющиеся нарушения; музыкальное воспитание может быть важным средством социализации детей с нарушением интеллекта.

Главная задача учителя музыки – формирование понимания детьми эмоционального характера музыки, осознание и осмысление эмоций, чувств своих собственных и окружающих их людей.

Формирование коммуникативных умений обучающихся в музыкальной деятельности является одним из главных средств социокультурного развития подростков с ОВЗ, способствует повышению мотивации к учебной деятельности, развитию познавательной активности, навыков совместной деятельности. Задача музыкального воспитания – комплексное развитие нравственно-эстетических чувств ребенка, его воображения, творческих и специальных музыкальных способностей.

(Слайд №3) С переходом из класса в класс, перед обучающимися на уроках музыкального искусства открывается весь многообразный мир видов музыкальной деятельности, где и осуществляется процесс социализации:

- Слушание музыки (осознанное её восприятие);

- Пение (хоровое, ансамблевое, сольное);

- Музыкально-ритмические движения, пластическое интонирование;

- Импровизация (речевая, вокальная, ритмическая );

- Игра на музыкальных инструментах;

- Инсценирование песен;

- Музыкальные игры.

Большое внимание на уроках музыки уделяется слушанию и изучению лучших образцов зарубежной, классической, русской и современной музыки, а также знакомству обучающихся с основами нотной грамоты. Одним из принципов построения урока музыки в младших классах является сюжетность. Сюжет урока позволяет органично включить в него игру, что является одним из главных средств познания для ребенка младшего школьного возраста. На уроках применяю самые различные виды игр: развивающие, обучающие, закрепляющие определенные умения и навыки, сюжетно-ролевые и творческие, музыкально-подвижные игры). Именно эти игры включают ученика в активный процесс познания музыки, позволяют активизировать эмоции, внимание, память, учат бережно относиться к другим детям, помогать друг другу и сотрудничать. Играя, ребенок переживает в действии воспринимаемое и изучаемое, познает все изнутри, постигая и суть и терминологию. Что лежит в основе построения сюжета урока? Очень часто – это придуманная история. В ней могут жить и действовать музыкальные термины, сказочные герои, это могут быть путешествия во времени и пространстве.

(Слайд №4) Игра на детских музыкальных инструментах на уроке музыки. Их использование вызывает огромный интерес у обучающихся начальных классов, вносит разнообразие в ход занятий, помогает развитию музыкальной памяти, ритма, тембрового слуха, выработке исполнительских навыков, прививает любовь к коллективному музицированию и всячески стимулирует творческую инициативу детей.
   Детские музыкальные инструменты - средство обучения музыке, а игра на них – самый эффективный путь к развитию музыкальной самостоятельности школьников, так как это практическая деятельность, ребенок создает, а не только потребляет, находится внутри музыки, а не снаружи ее.
Совместное музицирование (пение в хоре, игра в ансамбле) решает многие задачи и проблемы общения. Застенчивый ребенок станет участником общего дела; неуправляемый подчинится единому замыслу; одаренный сможет воплотить свои творческие фантазии. На таких уроках в процессе коллективного музицирования формируется эмоциональная сфера ребенка, его душевное здоровье.
  В творческом коллективе дети учатся проявлять терпение, выдержку, взаимопонимание и уважение формируются навыки коллективной деятельности. Шумовой оркестр – это игра в оркестр, которая активизирует восприятие детей, помогает им почувствовать себя причастными к процессу творчества и вызывает у школьников живой интерес.(Слайд №5) Для поддержания интереса детей и развития их эмоциональной сферы, использую театрально-игровую деятельность. Она стимулирует у детей желание контактировать со сверстниками и взрослыми, способствует самореализации , что в дальнейшем способствует формированию позитивной самооценки и положительных личностных качеств.

(Слайд №6)Игра – одно из ведущих средств всестороннего развития личности ребенка любого возраста. Работа в парах, группе, использование игрового метода на уроке создает огромные возможности для совместной деятельности обучающихся.(Слайд №7)

Игра "Брейн-ринг" занимает почетное место как на итоговых уроках, так и во внеурочной деятельности. Несколько групп в классе, или классы,соревнуясь между собой, вместе готовят ответы на поставленные вопросы, обсуждают, приходят к общему мнению и отвечают на них. Используются вопросы по знанию творчества композиторов, биографии, музыкальные викторины ,кроссворды, ребусы, инсценизация образов вокальных и инструментальных произведений, помогают обучающимся приобретать умения и навыки , способствует установлению контактов и умению вести диалог, слушать партнера, формирует социальные умения . При сохранении задач музыкального воспитания, реализуемых в начальной школе, в среднем и старшем звене школы музыкальная работа приобретает в большей степени обучающую направленность. На новый уровень поднимается общение учителя и обучающихся по поводу прослушиваемых и исполняемых на уроке произведений – это уже сотрудничество, совместный поиск решения учебно-художественных проблем, при чутком отношении к вкусам, интересам и потребностям обучающихся. Формирование музыкальной культуры обучающихся 5-8-х классов происходит в опоре на приобретенный ими ранее музыкальный опыт.

 (Слайд №8)В музыкальной гостиной нашей школы, традиционно, из года в год, проводится музыкально-литературный лекторий ,который способствует эмоционально - осмысленному восприятию музыкальной классики школьниками, свидетельствует о степени их музыкального развития, музыкальной культуры. Музыка, выполняя множество жизненно-важных задач, призвана решать самую главную – воспитать в детях чувство внутренней причастности к духовной культуре человечества, воспитать жизненную позицию школьников в мире музыки.(Слайд №9)
Пение . Очень важным направлением в коррекционной работе является пение, которое издавна используется как одно из средств реабилитации детей с ОВЗ. Пение приобщает к исполнительской деятельности, развивает художественно-эстетический вкус. В процессе ознакомления и исполнения песен, дети учатся различать добро и зло, уважать труд людей, бережно относиться к окружающей природе и животным, с любовью и уважением общаться с близкими людьми, умению сопереживать и поддерживать других людей. Процесс хорового пения ,исполнение песен-караоке объединяет детей, создает условия для эмоционального позитивного общения, воспитывает культуру поведения, развивает коммуникативные и креативные способности, закрепляет интерес к музыке, развивает музыкальные способности. Пение расширяет детский кругозор, увеличивает объем знаний об окружающей жизни. В процессе пения воспитываются такие важные черты личности, как воля, организованность, выдержка, что в дальнейшем способствует успешной социализации детей. (Слайд №10)Актуальность музыкальных занятий заключается в том, что они позволяют каждому ребенку с ОВЗ, независимо от его способностей и дарований, раскрыть и проявить себя, научиться понимать и любить песни, музыку, принимать участие в концертной деятельности, преодолевая при этом определенные отклонения в физическом и психическом развитии .(Слайд №11)В нашей школе ведется систематизированная работа по музыкальному воспитанию. Начинается эта работа на занятиях музыкой, и продолжается на репетициях, при подготовке праздников и концертов. Свои таланты дети демонстрируют на концертах, фестивалях и праздничных массовых мероприятиях В процессе такой деятельности дети получают яркие эмоциональные впечатления, приобретают художественно-эстетический опыт, получают возможности для самореализации, раскрытия своих способностей в различных видах деятельности, развивают коммуникативные навыки.(Слайд №12) Атмосфера творчества помогает детям раскрыть себя, позитивное отношение к миру, понимание эмоционального состояния окружающих людей и потребность в сопереживании. В совместной музыкальной деятельности, воспитывается коллектив, дети учатся вместе переживать, у них появляется чувство ответственности, терпение, выдержка и упорство в достижении поставленной цели, организованность, сплочённость, взаимопонимание, исчезает неуверенность в своих силах, формируется коммуникативная культура. Опираясь на пример взрослого, дети приобщаются к культуре поведения, осваивают общечеловеческие и культурные ценности, что в дальнейшем способствует их успешной социализации .Таким образом, музыкальное воспитание сказывается на всей деятельности детей, на их отношении к миру, к людям, на их труде, на идейных, нравственных и эстетических идеалах, на всём их жизненном поведении.

(Слайд №13)Моя задача - нести знания о музыке, о слове, как о гармонизации души и тела человека, развитии его духовности, нравственности, эстетики, интеллекта и физического здоровья, в общем, способствовать социальной адаптации детей.

Реализация творческих способностей детей делает более богатой и содержательной их жизнь. Становление творческой индивидуальности в школьном возрасте является важным условием дальнейшего полноценного развития личности и её интеграции и социализации в общество. Дети с ОВЗ обладающие постоянным и осознанным интересом к творчеству, умением реализовать свои творческие возможности, более успешно адаптируются к изменяющимся условиям и требованиям жизни. Развивать и реализовать музыкальные способности детей с ОВЗ позволяет концертная деятельность, способствующая раскрытию индивидуальных способностей детей , а так же их самореализации и самовыражения, способствует более разностороннему и гармоничному развитию личности и успешной интеграции обучающихся в общество «обычных» детей. Поэтому обучающиеся школы-интерната принимают активное участие в различных школьных и республиканских конкурсах, и добиваются высоких результатов.

Таким образом, социализация средствами музыкального воспитания является действенным инструментом в образовательном процессе детей с ОВЗ, которое эмоционально, эстетически и морально окрашивает всю духовную жизнь детей.

Спад общего уровня культуры побуждает меня, учителя музыкального искусства, применять в работе наиболее эффективные формы и методы педагогического воздействия. На данный период эта проблема становится еще более актуальной, так как наши дети тоже хотят жить и радоваться жизни, принимая в ней посильное участие. Развитие духовного мира ребенка, его творческих способностей, дает ему чувство принадлежности к обществу, ощущению нужности, возможность самовыражения, формирования и развития личности. Актуальность музыкальных занятий заключается в том, что они позволяют каждому ребенку с ОВЗ, независимо от его способностей и дарований, раскрыть и проявить себя, научиться понимать и любить песни, музыку, принимать участие в концертной деятельности, преодолевая при этом определенные отклонения в физическом и психическом.

Таким образом, исходя из всего выше перечисленного, можно сделать вывод, что музыкальное занятие является эффективным и действенным средством в организации коррекционной работы с детьми с ОВЗ, способствующим развитию положительного психоэмоционального состояния, повышающим интерес к окружающему миру, позволяющим ощущать ребенку себя успешно и комфортно. Ведь в настоящее время большое внимание уделяется вопросам, касающимся социальной адаптации, интеграции и социализации детей с ОВЗ. Музыкальное искусство - один из самых мощных инструментов данных человечеству. Известно, что музыка управляет эмоциями, разумом, настроением, здоровьем.А также музыка – прекрасный воспитатель, и ценность её в том, что она способна облагораживать и воспитывать нравственно-эстетический и духовный потенциал личности, стимулировать его развитие. Музыка всегда являлась самым чудодейственным тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Музыкальное воспитание, музыкальная деятельность — одна из центральных составляющих в воспитании личности, она играет особую роль во всестороннем развитии детей.

Музыка постоянно заставляет детей меняться, и это делает их более восприимчивыми и социально адаптивными, ведь музыка – это чрезвычайно важное и – главное! – ничем не заменимое средство для воспитания современного человека, умеющего применять свои знания в жизни. Она отражает многие жизненные процессы, которые обогащают представления детей об обществе, о природе, о быте и традициях. Музыка помогает детям лучше узнать жизнь, расширяет их кругозор. Познание мира чувств невозможно без понимания и переживания музыки, без глубокой духовной потребности слушать музыку и получать наслаждение от нее. (Слайд №14)

Практическая часть. Тренинг

1.Тест по музыке.

2.Распевание и игра на д. м. и. (шумовой оркестр)

3.Исполнение (караоке) хором песни В. Добрынина «Льется музыка»

    Список литературы

1. Дыхательная гимнастика по Стрельниковой/[авт.-соcт Т.Ю.Амосов] . – М.: РИПОЛ классик. 2009. – (Здоровье и красота)

2. Емельянов Е.В. Фонопедический метод развития голоса. Методическое пособие / составитель Трифонова И. – Спб., 2000;

3. Коломенский Я.Л. Особенности общения дошкольников со сверстниками/ М.:

Просвещение, 1985.

4. Леонтьев А.А. Психология общения./М., 1999.