Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности УУД «универсальных учебных действий», которые обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. Они создают условия развития личности и ее самореализации.
В основе формирования УУД лежит «умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности (познавательные и учебные мотивы; учебная цель; учебная задача; учебные действия и операции) и выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
Универсальные учебные действия – это навыки, которые надо закладывать с младшего школьного возраста на всех занятиях.
Одной из особенностей УУД является их универсальность, которая проявляется в том, что они:
- носят надпредметный, метапредметный характер;
- обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;
- обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса;
- лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания;
- обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.
УУД направлены на достижение планируемых результатов.
Различают три группы планируемых результатов:
Предметные универсальные учебные действия – лежат в основе изучения самого предмета (опыт получения, преобразования и применения предметных знаний).
Метапредметные универсальные действия – центральной
составляющей является
формирование умения у учащихся работать с информацией (извлекать её, анализировать, воспринимать). Отражают межпредметные понятия.
Личностные универсальные учебные действия – эмоциональность и нравственность в изучении предмета, развитии толерантности, здорового образа жизни.
При реализации ФГОС должны учитывать особенности контингента учащихся специальной (коррекционной) школы. Сложность заключается в том, что окончательные критерии по данным разделам могут быть сформулированы лишь по результатам реализации стандарта в экспериментальном режиме.
Особые сложности вызывает раздел «Программа формирования УУД».
Формирование и развитие универсальных учебных действий тесно связано с достаточным уровнем психо-физиологического развития ребенка. Готовность к обучению подразумевает сформированность:
- знаний и представлений об окружающем мире;
- умственных операций, действий и навыков;
- речевого развития, предполагающего владение словарем, грамматическим строем речи, связным высказыванием и пр.;
- познавательной активности, проявляющейся в интересах и мотивации;
- регуляции поведения.
У детей с ОВЗ все это сформировано в разной степени и, как правило, дефицитарно. Поэтому на первый план выходят коррекционно-развивающие подходы и технологии в обучении.
Так, например, протекание основных познавательных процессов (восприятие, представление, память, мышление) у детей с нарушением слуха подчиняется общим закономерностям, однако имеет свою специфику, связанную, прежде всего, со снижением общей и познавательной активности, некоторой заторможенностью и трудностями накопления чувственного опыта из-за дефекта слуха.
Коррекция проводится преимущественно на начальной ступени обучения, а в основной школе начинается формирование и дальнейшее развитие общеучебных навыков, закладывается фундамент общеобразовательной подготовки, необходимой для получения профессионального образования и успешной социализации в обществе.
Требования ФГОС к метапредметным результатам заставляют пересмотреть привычные подходы к обучению детей с ОВЗ, признать активную роль обучающегося в учении, изменение представлений о содержании взаимодействия учителя и ученика. В этом очень помогает использование современных педагогических технологий: проектной и исследовательской деятельности, информационных технологий, технологии критического мышления др. на доступном детям уровне. Это дает положительные результаты. Обучающиеся овладевают навыками работы в группе, учатся слышать и учитывать разные мнения, осуществлять поиск информации с использованием Интернета и ресурса библиотек, проводить наблюдения и эксперименты под руководством учителя, делать самостоятельные выводы, заключения.
Вместе с тем, мы понимаем, что овладение УУД в полной мере и без поддержки специалистов, различными категориями детей с ОВЗ, существенно затруднено.
Для овладения УУД в полном объёме учащимся школ I, II вида потребуется значительно больше времени, чем учащимся массовых школ. Подтверждением могут служить низкие стартовые возможности глухих и слабослышащих первоклассников по сравнению с их сверстниками. У детей с тяжелыми нарушениями слуха прогноз усвоения УУД по темпу создают сложности, а именно:
- в категории личностных УУД особую сложность составляет ориентация в правовом пространстве государственно-общественных отношений, формирование основ социально-критического мышления, потребности в самовыражении и самореализации. Дети с ОВЗ понимают, что отличаются от сверстников. Это формирует комплексы и снижает мотивацию;
- регулятивные УУД тесно связаны с формированием произвольной деятельности детей. Именно эта составляющая развития психики, существенно страдает у учащихся с ОВЗ. Отсюда, сложности с выполнением поставленных целей, умением контролировать свое время, реальной оценкой своих возможностей, умением принимать самостоятельно решения. Всему этому надо учить долго и кропотливо.
- развитие коммуникативных УДД существенно зависит от уровня речевого развития. Ограниченность словарного запаса, нарушения лексико-грамматического строя речи, страх речевой коммуникации (скажу не так, меня не поймут или поймут неправильно), не позволяет адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности, интегрироваться в группу нормальных сверстников и строить взаимодействие, подбирать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов, потребностей.
- познавательные УУД во многом зависят от уровня понимания обучающимися устной и письменной речи. Сложно работать с любой информацией, когда нужно все время «переводить с русского языка на русский», обобщать понятия, осуществлять сравнение, классификацию признаков. Ребенок с ОВЗ в процессе обучения все время преодолевает бесконечные трудности. Справляется с одними, а на подходе другие, т.к. программа усложняется, увеличивается объем информации.
Регулятивные универсальные действия
Как же обучающиеся могут организовать свою деятельность?
На уроке учителю нужно создать условия для того, чтобы ребѐнок захотел узнать, а в конце урока смог оценить, что он узнал. Вызвать у детей интерес можно начав урок с вопроса, удивления или недоумения. Мотивация порождает у них потребность к мышлению. Замедленные темпы интеллектуального развития у детей с нарушением слуха приводят к более позднему формированию механизмов рефлексии и самоанализа. У детей с нарушением слуха разная степень нарушения мыслительных процессов, и поэтому не каждый ребѐнок способен принять цель урока, правильно планировать пути еѐ достижения. Процессы анализа, сравнения, синтеза, обобщения можно активизировать у обучающихся с нарушением слуха такими видами заданий:
«Найди ошибки», «Сравни картинки», «Выбери правильный ответ», «Обменяйтесь тетрадями, оцените работу друг друга». Традиционно учитель оценивал деятельность обучающихся, и процесс рефлексии был формальным. На современных уроках в процесс рефлексии должны вовлекаться сами обучающиеся.
Для младших школьников хорошо воспринимается оценивание своей работы на уроке, выбирая цветные квадратики, смайлики. В старших классах рефлексию можно проводить в форме «Я справился… . Я узнал, что… . Мне было трудно…».
Низкое интеллектуальное развитие не позволяет обучающимся с нарушением слуха провести объективную рефлексию. Они всегда себя оценивают хорошо. Дети с более высоким интеллектом и речевым развитием могут оценить себя и одноклассника более адекватно.
Прекрасно способствует формированию
регулятивных универсальных учебных действий использование Лего-технологий. Учитель ставит цель собрать ту или иную модель. Обучающимся придется составить алгоритм своей работы, чтобы создать заданную модель или объект. А результат индивидуальной или групповой работы детей будет виден, и обучающиеся сами смогут сделать вывод «Получилось или нет, верен ли был их порядок действий».
При формировании познавательных универсальных учебных
действий, нужно использовать информационно-коммуникативные технологии. Этот процесс обучения позволит сделать образовательную деятельность более эффективной. Очень важным при обучении школьников с нарушением слуха является визуализация процесса обучения. Это создаст наиболее благоприятные условия для обучения детей . Уроки окружающего мира очень удобно сопровождать презентациями, видеосюжетами, что повысит познавательный интерес у обучаюшихся с нарушением слуха. Уроки математики помогут сделать интересными современные средства обучения, например интерактивная доска с ее программным обеспечением. В качестве проверки интересно применять сенсорный дисплей, а на уроках рисования – графический планшет.
Таким образом, при обучении детей с нарушением слуха, нужно употреблять как можно больше наглядных пособий, широко использовать информационно-коммуникационные технологии. В любой библиотеке содержатся энциклопедии, справочники, словари, электронные образовательные средства. У детей будет возможность выбрать, сопоставить информацию из разных источников.
На занятиях внеурочной деятельности (Лего-творчество) дети научатся
вводить текст с помощью клавиатуры, научиться работать в открытом учебном информационном пространстве сети Интернет. Возникнет проблема в том, чтобы обработать и понять полученную информацию. Часть детей может это сделать самостоятельно, а другим требуется помощь учителя. При работе над проектами обучающиеся сами могут сделать презентации, выступать с аудио, видео сопровождением. Младшие школьники, конечно будут обращаться за помощью к учителю, при этом имея высокую мотивацию для организации своей проектной деятельности.
Коммуникативные универсальные действия проявляются в умении обучающихся осуществлять коммуникативную деятельность, использовать правила общения. Слабослышащие дети не владеют в нужной степени системными отношениями языка, теми лексическими и грамматическими обобщениями, которые лежат в основе нормальной речевой деятельности. Между собой они прибегают к невербальным способам общения. Развитие словесной речи слабослышащих детей является необходимым условием эффективности их социализации в будущем. Уровень речевого развития в полной мере позволит им договариваться друг с другом, вести диалог, участвовать в беседе. Они смогут оформлять свои мысли в устной и письменной форме. Способность к коммуникации создают большую успешность в их социализации.
Использование Лего-технологий помогут в организации речевого общения. Дети, работая с образовательной робототехникой, будут вынуждены общаться и обсуждать порядок работы над выбранной моделью. Так формируется речевое общение в устной форме.
Формирование УУД во многом зависит не только от учебно-методического комплекта, но и от педагогически правильного взаимодействия педагога и обучающегося, эффективности их коммуникативной деятельности.
Учителя с большим педагогическим стажем помнят советские, учебники, в конце которых были даны не только словари, но и памятки. В новых учебниках они тоже стали появляться. Случайно ли? Привычно видеть в заданиях следующее: «спиши», «выучи», «составь план», «реши задачу» и т.д. А как это – списать, выучить, решить? Для ребёнка эти слова – установка к действию. Но как это действие совершить? Обучение этим действиям и будет способствовать формированию общеучебных универсальных действий. Нужно выделить на уроке время для выработки общего алгоритма действий при выполнении заданий с типовыми формулировками (в совместной деятельности составить памятки типа «Как правильно списать текст», «Этапы решения задачи», «Как учить стихотворение»), что позволит учащимся при выполнении подобных заданий избежать многих ошибок. Если ребенок сделал ошибку, необходимо обратиться к памятке, выявить, на каком этапе она была допущена и осуществить коррекцию своих действий. Это и есть обучение, направленное не только на предметный, но и на метапредметный результат.