Статья: Формирование личности молодого педагога в рамках наставничества
Автор
старший воспитатель МБОУ «Гимназия №11»
Сухачева Ю.П.
Формирование личности молодого педагога начинается с момента его обучения в профессиональном образовательном учреждении, именно там закладывается теоретическая основа его педагогической деятельности. В профессии «педагог» случайных людей не бывает и если, проучившись в профессиональном образовательном учреждении, человек пришел на работу по должности, значит это шанс воспитать хорошего специалиста.
Любой человек, необязательно педагог, начинающий свой профессиональный путь, испытывает затруднения и проблемы, так как элементарно отсутствует необходимый практический опыт. Кажется, что всему научили, но, как мы знаем, теория и практика, умение применить полученные знания - не всегда получаются. И все бы ничего, работай, нарабатывай свой опыт, но – спрос в работе с детьми с молодого педагога будет такой же, как и с опытного!
Поэтому, если вовремя не помочь и не поддержать молодого педагога в начале пути, в период его адаптации, у него могут возникнуть конфликты: сомнения в собственной состоятельности, как в профессиональной, так и в личностной. Самый лучший инструмент в образовательном процессе помощи молодому специалисту – это наставничество.
Благодаря педагогу-наставнику формирование личности молодого педагога пройдет легче и профессиональней. Но, нужно помнить, что одним из основополагающих моментов здесь должна стать обоюдная готовность наставника и молодого специалиста к совместной работе: готовность наставника к передаче опыта и, несомненно, готовность молодого педагога воспринимать этот опыт. Построение общения в виде диалога, беседы, а не нотации.
В итоге в формировании профессиональной личности молодого педагога можно выделить несколько этапов:
1. Адаптация - приобретение личностно-профессиональных качеств и социально-профессиональной устойчивости, освоение норм профессии, её ценностей, приобретение автономности.
2. Стабилизация - приобретение профессиональной компетентности, успешности, соответствия занимаемой должности, активизация социального опыта, приобретенного в процессе обучения и индивидуального развития для достижения успеха в педагогическом труде.
3. Преобразование - постепенно у молодого педагога складывается своя система работы, появляются собственные разработки, он внедряет в свою работу новые технологии.
Прохождение определенного этапа для каждого педагога очень индивидуально. Профессиональные качества во многом зависят от характера, темперамента. Адаптацию в профессии можно считать успешной, если достигнуты положительные результаты в профессиональной сфере: в целом освоена педагогическая деятельность, осуществляется творческий подход к методикам преподавания, профессиональное мастерство высоко оценивается коллегами, родителями воспитанников, сам педагог выражает удовлетворенность своей профессиональной деятельностью, ощущает себя успешным человеком.
Что бы успешно пройти все этапы формирования профессиональной личности педагога нужна четкая траектория действий учреждения:
1. План работы по наставничеству, с комплексом мероприятий, в который включены коллеги всего учреждения. В нем определяются цель, задачи, формы работы с молодыми педагогами, назначаются ответственные. По плану прописываются показы и просмотры открытых занятий, мастер-классы, консультации старшего воспитателя, педагога-наставника, музыкального руководителя, инструктора по физическому развитию. У каждого своя задача: старший воспитатель выявляет потребности молодого специалиста, знакомит с нормативной базой, с текущей документацией, с условиями, режимом и традициями учреждения, мотивирует, проводит анализ, оказывает помощь, обеспечивает методическими пособиями, контроль за организацией занятий, совместной деятельности, работы с родителями, помогает с выбором темы самообразования, привлекать к участию в конкурсном движении, созданию портфолио. Музыкальный руководитель и инструктор по физическому развитию дают рекомендации, консультируют по своей специфики работы (Мастер-класс для воспитателей: «Формирование интонационной выразительности речи» по обучению приемам выразительной речи, «Методы и приемы проведения утренней гимнастики»); педагоги, имеющие опыт работы делятся своими познаниями (Консультация «Эффективные приемы и методы по обучению дошкольников рисованию для развития творческого мышления», «Как провести сюжетно-ролевую игру»), опытом, поддерживаю эмоционально. Педагог-наставник сопровождает и оказывает помощь в работе конкретному прикрепленному педагогу (составление конспектов занятий, планов, рабочих программ, проводит показ образовательной деятельности, координирует оформление центров развития, выставок, оценивать деятельность т.д.) и в конце подводит итог результатов.
2. «Индивидуальный образовательный маршрут» каждого молодого педагога, в котором учитываются его индивидуальные образовательные потребности. Изучение документации, курсы повышения квалификации при необходимости, определение темы самообразования, этапы, сроки и конечный анализ, вывод.
3. Анализ, подведение итогов, перспективы дальнейшей работы с молодыми педагогами.
Очень важно на первых этапах, в период адаптации показать молодому специалисту его значимость для учреждения, заинтересованность в нем. Нужно не бояться приобщать педагога к подготовке и посильному участию в проведении педагогических советов, вовлекать в работу творческих групп - это свежий современный взгляд, новое мышление, которое иногда бывает необходимо устоявшемуся коллективу.
Еще одна из форм формирования личности педагога - это публичные выступления, привлечение к показу занятий на уровне учреждения.
У нас в коллективе было 3 молодых воспитателя, очень разных, но интересных: 1 - энергичная, исполнительная, с пытливым умом, 2 – очень неуверенная, но эмоционально отзывчивая, 3 – спокойная, рассудительная, но до дошкольного образования, работавшая в другой сфере (в музее). Мы с коллегами, учитывая их индивидуальные черты, деловые и нравственные качества, увлечения, наклонности, составив индивидуальные маршруты, разработали такие мероприятия, что каждый смог проявить себя с положительной стороны. 1 – определили тему самообразования по инновационной деятельности, работа с песочными планшетами, 2 – давали больше выступлений и ролей на утренниках, 3 – предложили заняться музеем «Русская изба». Все педагоги на данный момент успешные, имеют авторитет у родителей, коллег, уверенные в себе. Активные участники конкурсов разного уровня, их воспитанники тоже участвуют и побеждают в конкурсах, аттестовались на 1 квалификационные категории. Хочется особенно отметить нашего молодого педагога, которая активный участник всех мероприятий, и чей дуэт со своим опытным педагогом - наставником сложился наилучшим образом, когда 2 педагога сошлись характерами, темпераментом и взглядами на жизнь. Результатом их работы стало участие в городских конкурсах «Педагогический дуэт» (2 место), «Расти здоровым, малыш» (1 место). В дальнейшем Виктория Сергеевна планирует защищаться на высшую квалификационную категорию
Подводя итоги, можно сказать, что наставничество – эффективный способ передачи опыта мастерства молодёжи и очень важный этап формирования личности молодого педагога. Причём польза от данного процесса двусторонняя: обогащение педагогическим опытом молодого воспитателя и повышение квалификации и профессионального мастерства педагога-наставника. Это ценное приобретение для образовательного учреждения, поскольку с ростом своих педагогических кадров, дошкольное образование повышает эффективность своей деятельности. И молодой задор, креативность, энтузиазм молодых специалистов является подспорьем в данном процессе.