«Формирование математической грамотности»
Выполнила :
учитель математики МКОУ СОШ №14 пос.Приэтокского
Сашкова Марина Васильевна
Особенностью современного образования является его ориентация на развитие личности обучающегося, на достижение таких образовательных результатов, которые помогут вырабатывать эффективные жизненные стратегии, принимать верные решения в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. В международном исследовании проверяются не просто знания и умения, которые обучающиеся получили на уроках разных предметов, а то, как они могут применять эти знания и умения для решения реальных задач, возникающих в разных жизненных ситуациях.
Национальный проект «Образование» обеспечивает в первую очередь достижение национальной цели Российской Федерации, определенной Президентом Российской Федерации, по обеспечению возможности для самореализации и развития талантов. Поэтому наряду с формированием предметных знаний и умений, школа должна обеспечивать развитие у обучающихся умений использовать свои знания в разнообразных ситуациях, близких к реальным. Определение функциональной грамотности в исследовании PISA заложено в основном вопросе, на который отвечает исследование: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой жизни.
Какие основные проблемы-пробелы в подготовке наших школьников выявляют международные исследования? Дефицит не просто знаний, а знаний типа “know how” –«знаю как»: формулировать вопросы; обосновывать, доказывать; использовать простейшие приемы исследования; строить развернутые высказывания; устанавливать надежность информации; сотрудничать.
Почему для российских школьников некоторые задания PISA оказываются труднее, чем для их зарубежных сверстников: факторы, связанные с национальными результатами в тесте PISA, достаточно хорошо описаны. Однако из-за характера описания этих факторов – часто слишком общего и выполненного в корреляционной парадигме, использование результатов PISA в образовательной политике остается затруднительным. Сместили вопрос с объяснения низких достижений российских школьников в PISA на объяснение существенно большей трудности некоторых заданий по математике для российских школьников, чем для их сверстников в других странах. При такой постановке вопроса на передний план выступили специфические дефициты в знаниях и умениях российских школьников, которые стали предметом экспериментального исследования. Результаты показали, что основной причиной трудности этих заданий являются те их составляющие, которые требуют специфического предметного знания. В то же время элементы заданий, которые требуют более общих когнитивных умений, в основном не вызывают трудности. Результаты показывают необходимость пересмотра распространенной интерпретации результатов PISA как указания на недостаточное развитие сложных когнитивных навыков у российских школьников в сравнении с их сверстниками в западных странах.
Важной составной частью функциональной грамотности является естественно-научная грамотность. Естественно –научная грамотность – это способность использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы и делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.
Это способность человека осваивать и использовать естественно-научные знания для постановки вопросов, освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений, основанных на научных доказательствах. Естественно-научная грамотность включает понимание основных закономерностей и особенностей естествознания, осведомлённости в том, что естественные науки и технологии оказывают влияние на материальную, интеллектуальную, культурную сферы общества. Она также проявляется в активной гражданской позиции при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием.
Для развития естественнонаучной грамотности можно использовать следующие технологии:
Технология проектной деятельности
Информационно-коммуникативные технологии
Технология оценивания учебных достижений
Технология продуктивного чтения
Технология проблемного обучения
Формы и методы, которые способствуют развитию естественнонаучной грамотности:
Групповая форма работы
Игровая форма работы
Творческие задания
Тестовые задания
Практическая работа
Ролевые и деловые игры
Исследовательская деятельность
Одним из видов функциональной грамотности является математическая грамотность.
Математическая грамотность – это способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального.
Ученик должен обладать такими умениями:
- умением выполнять математические расчеты для решения повседневных задач;
- умением рассуждать, делать выводы на основе информации, представленной в различных формах (в таблицах, диаграммах, на графиках), широко используемых в средствах массовой информации.
Учащиеся, овладевшие математической грамотностью, способны:
- распознавать проблемы, которые возникают в окружающей действительности и могут быть решены средствами математики;
- формулировать эти проблемы на языке математики;
-решать проблемы, используя математические факты и методы;
-анализировать использованные методы решения;
-интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;
-формулировать и записывать результаты решения.
Математика воспринимается в сознании учащихся не как формальный набор теорем и абстрактных определений, а как орудие практики, необходимое средство познания проблем физики, обороны страны, инженерного дела, биологии и экономики.
Однако, существуют проблемы, которые мешают развитию математической грамотности :
1. Низкий уровень вычислительных навыков
2. Отсутствие практической направленности в математике (дефицит практико-ориентированного подхода в обучении)
3. Репродуктивный метод в преподавании (натаскивание на решение по аналогии)
4. Неумение организовать свой домашний учебный труд, ответственность за выполнение домашнего задания.
5. Формальное изучение геометрии, как предмета, формирующего пространственное мышление
6. Не восприятие учащимися необходимости заучивания основ теоретических понятий (формул, правил, теорем и т.д.)
Ученики должны активно принимать участие на всех этапах учебного процесса: формулировать свои собственные гипотезы и вопросы, консультировать друг друга, ставить цели для себя, отслеживать полученные результаты. Повышение мотивации в обучении математики имеет высокое развивающее значение.
Усвоения базисных основ математики, в большинстве своем, происходит в 5-6 классах, поэтому важно, чтобы на данном этапе обучения на первом плане стояло развитие математической грамотности учащихся. Что в дальнейшем поспособствует более глубокому и сознательному пониманию математики, как части общечеловеческой культуры.
Обучающиеся часто задаются вопросами: зачем им математика, как она пригодится им в дальнейшем, как знания формул и теорем помогут им в повседневной жизни? Ответить на эти вопросы, а также показать ученикам связь математики с их будущей профессией, изменить их эмоционально-чувственное отношение к предмету позволяют задачи прикладного характера.
Практические задачи или задачи, связанные с повседневной жизнью.
Задача № 1
Длина коридора 36 м. Есть три куска линолеума: первый кусок длиной 12м, второй – в 2 раза короче, а третий – на 2 м короче первого. Хватит ли их, чтобы покрыть пол в коридоре (ширина кусков и ширина коридора совпадают)?
Задача № 2
Коля весит 45кг, Дима – на 7 кг меньше, а Вася – на 5кг больше Димы. Смогут ли эти ребята подняться одновременно на лифте, если этот лифт за один раз поднимает не больше 120 кг?
Задача № 3
В парнике выращивали помидоры, причём часть из них отправляли на продажу, а остальное оставляли на семена. Сколько килограммов помидоров оставили на семена, если в магазин каждую неделю отправляли по72 кг помидоров, а всего за месяц собрали 300кг помидоров?
Задача № 13
Определи стоимость приготовления салата «Оливье», если для этого требуется:
Картофель-250 грамм
Зелёный горошек- 1 банка
Яйца- 5 штук
Маринованные огурцы – 1 банка
Майонез- 1 пакет
Филе курицы-500 грамм
Яйца стоят 70 рублей за 10 штук, 1кг картофеля-60 рублей, пакет майонеза – 62 рубля, банка зелёного горошка – 57 рублей, банка маринованных огурцов – 87 рублей, 1 кг филе курицы – 140 рублей.
Все эти задания направлены на развитие математической и естественнонаучной грамотности, которое предполагает учащимся использовать знания, приобретенные ими за время обучения в школе, для решения разнообразных задач межпредметного и практико-ориентированного содержания, для дальнейшего обучения и успешной социализации в обществе. В связи с появлением понятия «функциональная грамотность» Федеральный институт педагогических измерений с 2020 года ввел ряд изменений в КИМАх ОГЭ по математике. Структура ОГЭ по математике претерпела некоторые изменения. Появился новый блок – контекстные задачи, объединенные одной тематикой. Это задачи с 1 по 5, которые вызывают особый интерес в данный период времени. Цель учителя при подготовке учащихся к решению таких задач большого текстового объема прежде всего состоит в том, чтобы научить просто ее прочитать, возможно не один раз, для того, чтобы выделить существенные условия и опустить несущественные. Для этого, можно главное подчеркнуть или сделать краткие записи, схематические чертежи, а затем применять известные математические формулы, теоремы и законы. И, самое главное, что здесь дело не в математических сложностях, а в том, чтобы научить ребенка не теряться на экзамене. При решении многих задач не нужны специальные математические знания, а лишь внимание и здравый смысл.
Формирование математической грамотности - сложный, многосторонний, длительный процесс. Перед педагогами нашей школы встала серьёзная проблема, как заложить основы этой грамотности, с помощью каких педагогических технологий, приемов, методов, как воспитать функционально - грамотного человека