Муниципальное образовательное учреждение ?Гимназия №1? ?ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО? Автор: Трушенко Ирина Васильевна педагог дополнительного образования г. Железногорск Курской области Трудно переоценить значение первого года обучения ребенка игре на фортепиано. Ведь начальное обучение – едва ли не самый ответственный этап в работе педагога, это фундамент, на котором будет строиться дальнейшее развитие ученика. Учитель должен обладать не только чуткостью, выдержкой, умением понимать мир детей, их интересы, но и глубокими методическими знаниями. Уроки музыки нельзя начинать с обучения ?ремеслу?. Маленький ученик пришел в класс. Музыка для него – любимая песня, музыкальная сказка, музыкальная передача по телевидению. И вот почти с первого же урока перед ним сразу появляется масса новых, незнакомых задач: посадка, постановка рук, изучение клавиатуры, способы звукоизвлечения, ноты, счет, паузы, ключи и т.д. Так много нового, труднопостижимого для ребенка! И вот среди обилия решаемых задач важно не упустить основную – в этот ответственный период не только сохранить любовь к музыке, но и развить интерес к музыкальным занятиям. Это зависит от многих условий, среди которых немаловажную роль играет личность педагога и его контакт с учеником. Ведь в течение какого-то времени учитель для ребенка становится самым большим авторитетом. Ученик верит учителю и через него еще больше любит музыку. Если педагог, показывая простую песенку, сам поддается ее обаянию и умеет воодушевиться ее настроением, ему легче передать это настроение и воодушевление ученику. Такое совместное переживание музыки – наиважнейший контакт, который часто бывает решающим для успехов ученика и в старшем возрасте. Огромное значение приобретает организация урока. Урок не должен быть ни однообразен, не перегружен заданиями. Частая смена заданий, чередование более трудных с более легкими, умение вести урок живо, увлекательно, чуткое внимание ко всем нюансам поведения и настроения ученика, реакция на возможную утомленность – все это необходимо учитывать. Поэтому на своих уроках в первую очередь я стремлюсь разбудить воображение ребенка, заинтересовать понятными и яркими образами, учить понимать, ощущать и переживать музыку различного характера: веселую, грустную, торжественную, танцевальную, напевную и т.д. Говорят, что там, где заканчивается слово, начинается музыка. Но на первом этапе обучения это не так: слово приближает ученика к музыке, поясняя, раскрывая ее содержание. Проиграв ученику пьесу, я прошу его сочинить сказку к этой музыке, или рассказать, что в ней происходит, дать характеристику отдельным темам, мотивам. Но стараюсь не подсказывать ученику, не навязывать свое мнение. Важно, чтобы он сам рассказал о своем впечатлении. Это положительно сказывается на исполнении, оно становиться живым и осмысленным. Ведь иногда и ученики старших классов не представляют себе того, что играют: исполняют вяло, неинтересно, не чувствуют, не думают, не могут ответить на вопросы: ?Какой характер пьесы? Меняется ли он в развитии? Можно ли хоть в самых общих словах описать содержание?? Словами не выразишь музыку, но тот, кто ярко ее чувствует, всегда найдет словесное выражение чувству. Это один из путей к выразительности исполнения. Слушая музыку, учась понимать ее, ученик начинает ее больше любить, ему хочется так же хорошо играть, как его учитель. Так создаются условия для естественной концентрации внимания ребенка и появления у него, так называемой ?слуховой наблюдательности?. Даже работу над техническим материалом важно выстраивать так, чтобы музыка была постоянно эмоционально окрашена, а не исполнялась формально. Ведь работа с учеником – творческий процесс. Поэтому нужно использовать игровые формы работы, вместо упражнений различные попевки. Только так можно добиться творческого образно-эмоционального отношения к работе над исполнительской техникой. Ребенок по своим психологическим особенностям не может трудиться как взрослый человек, долго концентрируя внимание на чем-то одном. Поэтому на своих уроках я стараюсь использовать различные формы работы: игру в ансамбле, подбор мелодий по слуху с аккордовым сопровождением и транспонированием в разных тональностях. Для развития метро-ритмического чувства использую ритмические схемы по методике Т. И. Смирновой, с помощью которых ребенок легко ориентируется в самых сложных ритмических рисунках: синкопах, триолях и т.д., что в дальнейшем поможет ему свободно исполнять джазовые и современные эстрадные произведения. Конечно же каждый урок включает в себя чтение нот с листа. Я пользуюсь так называемыми ?бусами?. Ведь если мы проанализируем свое восприятие нотного текста, то поймем, что воспринимаем нотный текст ?графически?, то есть не высчитываем на какой линеечке находится нота, не вглядываемся в каждую ноту, а видим сразу всю гамму, арпеджио, интервалы, аккорды. Такая легкость чтения с листа приходит с годами. А ведь многие выпускники так и не овладевают ею. Поэтому важно с первых уроков научить ребенка видеть нотный текст вперед, анализировать его, то есть ?видеть графически?. Что это значит? Необходимо добиться прямой связи: вижу ноту – нажимаю на клавишу, не вспоминая, как называется эта нота, научить видеть общий рисунок движения нот в их взаимосвязи. И самое замечательное, что и ритмические схемы и ?бусы? - способствуют творческому развитию ребенка, так как дают возможность самому сочинять различные нотные и ритмические построения и записывать их в свою нотную тетрадь. Очень важно, чтобы ребенок пел на уроке, так как это помогает ему чувствовать себя более комфортно, раскрепощенно. Также пение развивает музыкальный слух, память, предслышание, что очень важно в нашей работе. Если ребенок плохо знает текст, то он пропевает нужную ноту и играет ее по слуху. Задача преподавателя – развивать и активизировать творческое начало личности ребенка. Таким образом, нужно стремиться к тому, чтобы творческий подъем и сопутствующий ему хороший эмоциональный настрой повышали интерес ученика к занятиям. Список литературы 1. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога. Шестое издание. – М.: Классика-XXI, 1999. 2. Грохотов С. Как научить играть на рояле. Первые шаги. - М.; Издательский дом ?Классика-XXI?, 2006. 3. Гофман Й. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. - М.: Издательский дом ?Классика-XXI?, 2007.
Формирование музыкальных способностей на начальном этапе обучения в классе фортепиано