«Формирование национально-патриотических чувств средствами музыкального фольклора»

Шайдарова А.А., музыкальный руководитель

МБДОУ №151 г. Иркутск

Особую значимость на современном этапе развития общества приобретает решение проблемы культурно-художественной социализации и духовно-нравственного развития ребёнка. Национальное воспитание обязательно должно сочетаться с воспитанием у детей чувства национальной гордости, а также уважением к другим народам родной страны.

К особенностям современной социокультурной среды России относится ее полиэтничность, что и определяет одну из приоритетных задач

дошкольного образования – формирование у подрастающего поколения этнокультурной компетентности. Патриотическое и интернациональное воспитание органически связаны между собой и являются одними из компонентов национального воспитания.

В системе народной культуры большую роль играет фольклор. В переводе с английского языка – это «народное знание», «народная мудрость». Фольклор всегда самобытен, современен, имеет ярко выраженную региональную принадлежность. В нём заложен богатый художественный потенциал для восприятия мира ребёнка - эмоционального, эстетического, духовно-нравственного. Он может выполнять важные воспитательные функции: обогащение мира душевных переживаний ребёнка, развитие чувства родного языка, художественных способностей, любви к Родине. Благодаря фольклору ребёнок легче входит в окружающий мир, усваивает представления о красоте, морали, знакомится с обычаями и обрядами, духовным наследием своего народа.

Знание культуры собственного народа, умение понять ее, желание приобщиться к ее дальнейшему развитию могут стать активной творческой деятельностью человека, если знакомить с родной культурой с самого раннего детства, потому, что в раннем возрасте дети начинают интересоваться предметным миром. Их познание осуществляется путем накопления чувственных впечатлений от окружающих ребенка вещей.

Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. В детском саду закладывается фундамент, происходит накопление первых, решающих музыкальных впечатлений. Ребёнок никогда не забудет то, чему он здесь научился, что он здесь услышал.

Россия XXI века переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали младшие и старшие поколения. Безжалостное обрубание своих корней, отказ от народности в воспитательном процессе ведёт к бездуховности, отбивает желание у детей проявить себя творчески.

Главная задача на современном этапе музыкального воспитания дошкольников средствами народного музыкального творчества – повернуться лицом к народной музыке, начиная с самого раннего детства, когда ещё только закладываются основные понятия у ребёнка, формируется речь и мышление, развиваются способности, умения и навыки.

Последовательное ознакомление дошкольников с произведениями народного музыкального творчества помогает им лучше понять мудрость русского народа. В результате у детей развивается интерес, любовь и уважение к своему народу, восхищение его талантом. Правдиво отражая реальную жизнь, народная песня способна оказывать активное организующее, моральное воздействие на сознание детей.

Меня, как музыкального руководителя, больше интересует детский фольклор. Это понятие в полной мере относится к тем произведениям, которые созданы взрослыми для детей. Кроме того, сюда входят произведения, созданные самими детьми, а также перешедшие к детям из устного народного творчества взрослых.

В своей работе по музыкальному воспитанию использую различные виды деятельности: игра, беседа, прослушивание музыки, пение, работа с музыкально-шумовыми инструментами, разучивание основ народного танца, театрализация игровых песен, работа над выразительностью речи, изготовление масок, посещение выставок, музеев, участие в концертной деятельности с целью пропаганды народного творчества

Для патриотического воспитания применяю народные игры с пением и движением, которые развивают интерес к пению, память, чувство ритма, умение правильно передавать мелодию. В играх такого плана дети учатся передавать в движении художественный образ. Но самое главное – через игру русская народная песня входит в быт семьи, в которой воспитываются учащиеся. В народных играх дети учатся общаться, приобщаются к народным традициям, проявляют взаимовыручку, знакомятся с малыми жанрами народного творчества.

При знакомстве на занятиях с прибаутками, календарным, потешным, игровым фольклором, стараюсь обогащать внутренний мир ребенка. Дети с удовольствием поют приговорки, говорят и поют небылицы, отмечая красоту русского языка, яркость музыкальных образов, добрый юмор.

Совместная деятельность детей создает общее эмоциональное переживание. Ребята оказывают помощь друг другу при выполнении задания, сострадают, переживают неудачи и радуются успеху. Они становятся терпимее, добрее, справедливее в оценке своих действий и поступков. При подготовке фольклорных праздников происходит преображение робких, застенчивых детей в раскрепощенных, инициативных.

Чувство любви к Родине начинается у ребенка с привязанности к дому, к природе, окружающей его, к родному селу, городу. Развитие, углубление патриотических чувств тесно связано с формированием представлений о родном крае. Особая тема бесед на музыкальных занятиях – о Родине. К сожалению, хороших песен для детей на эту тему совсем немного, но педагоги все-таки могут выбрать и современные песни, и классические, чтобы пробудить интерес у ребят к самой теме, создать определенный настрой.

Большие потенциальные возможности патриотического воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.

Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живет, ребенку помогает народная музыка. Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого. “Музыка – необходимый душевный атрибут человеческого существования”, – так говорил Аристотель. “Дело искусства – сохранять душу”, – это слова нашего современника В. Распутина.

Приобщение детей к нравственным традициям способствует узнаванию и укреплению государственного самосознания, принципиального для сохранения самобытности общества, сохранение истории нашей Родины.

Невозможно переоценить роль музыки в патриотическом воспитании дошкольников.

Народные подвижные игры формируют у детей ориентацию в пространстве, координацию, внимание, умение контролировать свои действия, подчиняться правилам игры. Такие как: «Ходит Ваня», «Заинька», «Кто у нас хороший». Все эти малые жанры фольклора малышами только воспринимаются, а дети старших групп уже пытаются внести в них свое творчество.

В работе с детьми средней, старшей, подготовительной групп, часто использую другие фольклорные жанры песенки-веснянки, заклички, колядки, игровые песни, обрядовые и т. д. - все то, что перешло в детский фольклор из взрослого фольклора. Дети данного возраста уже не просто напевают, а поют обрядовые песни (веснянки, заклички, масленичные, жатвенные, свадебные песни и т. д.).

В своей работе я часто использую многообразие народной музыки для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок, игр: «Млада», «Посею лебеду на берегу», «Ой, вставала я ранёшенько» и т. д. Русская народная музыка постоянно звучит при выполнении движений на музыкальных занятиях. Разнообразие мелодий обогащает музыкально-ритмические движения детей, позволяет им проявить фантазию, а эмоциональность народных мелодий заряжает позитивной энергией на весь день. Разучивая эти песни, хороводы ,дети приобщаются к миру взрослых, где

живут уважение, взаимопонимание, любовь.

Результатом всей деятельности является проведение календарных и фольклорных праздников в различных возрастных группах. Стало доброй традицией проводить такие праздники как: «Осенние посиделки» «Коляда», «Пасхальный звон». Интересно проходят «Рождественские святки», где дети старших групп ходят «в гости» к детям младшего возраста с песнями, закличками, колядками. А как интересно проходит масленица на улице с традиционным угощением блинами и чаем. Весенние праздники продолжают «Сороки» (прилёт птиц), «Встреча весны», «Вербное воскресение». Не остаются без внимания и летние праздники: «В гости к берёзке» (Троица) и праздник Ивана Купала.

 

Благодаря включенности ребенка в деятельность по подготовке праздников, он становится не простым зрителем, а соучастником происходящего. Распевая песни, участвуя в народных танцах, водя хороводы, играя на народных музыкальных инструментах, играя в народные игры, дети принимают к действию нравственный кодекс, заложенный во всем этом.

Приобщение детей к национальным ценностям отечественной культуры немыслимо без тесного контакта с семьями, обмена мнениями педагогов и родителей по вопросам воспитания детей в духе тех или иных ценностей. Поэтому особое значение я придаю работе с семьями воспитанников, родителями. Ведь если в образовании ребёнка учреждения играют важную роль, то в воспитании определяющей силой является семья. В одних семьях детей ориентируют на материальный достаток или успешность; в других - на познание, образованность, интеллект; в третьих - на творческое самовыражение; в четвёртых - на духовный рост. Отсюда очень разнообразна картина отношений к Отечеству, его истории и культуре: от сохраняющегося убеждения, что конечной целью успешной жизни является работа в европейской стране, до патриотизма как руководящей идеи всей жизни. Современная семья серьёзно озабочена образованием и развитием детей, укреплением их здоровья. Но не менее важно заложить основы душевного здоровья. Совместно с коллегами, родителям даем понять, что нарушение норм нравственности влечёт за собой разрушение душевного, психологического здоровья и благополучия личности.

К особенностям современной социокультурной среды России относится ее полиэтничность, что определяет одну из приоритетных задач дошкольного образования – формирование у подрастающего поколения этнокультурной компетентности.

Здесь уместно рассмотреть вопрос о национальном воспитании, затронуть такие понятия как терпимость и толерантность.

В группах нашего детского сада, как и в большинстве других садов сформировались группы с детьми разных национальностей. Безусловно, я и мои коллеги учитываем этническую принадлежность семей воспитанников. Отталкиваясь от этого, проводим разные мероприятия для детей и родителей по формированию толерантности и терпимости.

Для достижения результата проводим круглые столы и дискуссионные встречи, консультации воспитателей и специалистов на тему «Патриотическое воспитание детей средствами фольклора», «Роль семьи в воспитании детей», «Воспитание ребенка средствами родного языка и народного творчества», «Семья как система. Эмоциональное благополучие семьи», «Красота и богатство великого и могучего языка», а также: концерты и театрализованные постановки, в которых родители наравне с детьми, становятся артистами - певцами, танцорами. Такая совместная деятельность помогает родителям стать настоящими друзьями и единомышленниками своих детей.

Таким образом, фольклорные произведения русского народа помогают, с одной стороны, приобщить ребенка к миру духовных, нравственных ценностей, зафиксированных в фольклорных жанрах, а с другой стороны - именно фольклорные жанры позволяют ребенку почувствовать себя ребенком, нужным маме и папе, поверить в справедливость, в добро, красоту нашего мира.

Основываясь на своём опыте, можно сказать, что знакомство с детским музыкальным фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Детский музыкальный фольклор является ценным средством воспитания ребёнка, имеет большое значение в приобщении его к истокам родного, истинного русского народного творчества, а также формируются дружеские чувства к другим национальностям, появляется интерес к языку, культуре другой национальности через ознакомление с родным краем.

Литература:

Е.В. Соловьёва, Л. И. Цыренко

,

Наследие.

И быль и сказка…пособие по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного и

младшего дошкольного возраста на основе традиций отечественной культуры

/

М.:Обруч, 2011.-144стр.

Н.В.Бутакова, С.Н.Гузяева, Г.Н.Воробьёва, Л.А.Мишарина,сибирский фольклор в работе с дошкольниками. Методическое пособие

/

Иркутск: Издательство Иркутского государственного педагогического университета, 2002-56с.

Л.С.Куприна, Т.А.Бударина, О.А. Маркеева, О.Н.Корепанова и др. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий

и сценарии календарно-обрядовых праздников

/

СП6: «Детство-пресс», 2001.-400стр.

Интернет-источники

:

Социальная сеть работников

 

образования

nsportal

.

ru