В современном обществе наблюдается заметная тенденция к уменьшению интереса к чтению как среди взрослых, так и среди детей. Всегда считалось, что Россия - страна читателей, и выход новой книги был значимым событием. Однако результаты опроса фонда "Общественное мнение" показали, что за последний год половина россиян не прочитала ни одного художественного произведения.
Согласно программе ФГОС НОО, учащиеся начальной школы должны уметь анализировать содержание книги по титульному листу, оглавлению и иллюстрациям, оценивать поступки героев, понимать образные слова и выражения, а также составлять план эпического произведения. Они должны уметь пересказывать произведения, писать изложения по плану и читать выразительно стихи и прозу.
Очень важно формировать правильную технику чтения, чтобы обеспечить понимание прочитанного текста. Но иногда сфокусированность на технике может привести к механическому чтению, когда понимание страдает. Исследования PISA показывают, что до 55% старшеклассников имеют трудности с пониманием прочитанного. В России от 40% до 60% детей заканчивают начальную школу с проблемами в чтении и письме.
Поэтому учителя сейчас очень заботятся о том, как читают их ученики, что они читают, с какой целью, насколько понимают и запоминают прочитанное. Мотивация к чтению является важным фактором. В начальной школе дети хотят научиться читать, освоить звуковую систему и сам процесс чтения.
После освоения грамоты, мотивация меняется, и ученик начинает интересоваться пониманием прочитанного, стремится понять скрытую мысль за словами. С развитием чтения, мотивы становятся более сложными, ученик ищет факты, явления, разбирается в мотивах поступков героев, выявляет главную мысль в текстах и т.д.
ФГОС НОО стремится обучить выпускников чтению с пониманием, чтению с выражением и восприятию текстов различного объема. Цель изучения литературы в школе состоит в приобщении учащихся к искусству слова, знакомству с богатством русской и зарубежной классической литературы. Однако без грамотного осознанного чтения эту цель трудно достичь.
Овладение навыками чтения представляет собой длительный и не простой процесс, требующий от ребенка много усилий и времени. Пока он не достигнет быстрой и понимающей скорости чтения, а также умения анализировать и вживаться в текст, чтение может не приносить ему удовольствия. Навык чтения является ключевым в образовании, влияя на успех во всех предметах, поскольку читать приходится всегда.
Даже с разнообразными методами, преподавателю и родителю не всегда просто научить ребенка читать осознанно, развить постоянный интерес к чтению и желание читать самостоятельно. Если эта проблема не решается, она может привести к проблемам в учебе и неуспеху в общем. Начальная школа ставит важную задачу — сформировать у всех учеников полноценные навыки чтения, которые будут основой для всего последующего обучения, особенно в гуманитарных предметах.
Навык чтения состоит из двух сторон: смысловой и технической. Смысловая сторона связана с пониманием, усвоением и запоминанием прочитанного, в то время как техническая сторона включает способ чтения, правильность, выразительность, скорость и темп чтения. Понимание является главной составляющей обеих сторон. Чтобы успешно развивать осознанное чтение, учителю необходимо установить определенный режим работы в классе: ежедневные упражнения в чтении, тщательный подбор текстов с учетом психологии детей и литературных особенностей, систематическая работа по исправлению ошибок чтения и обучение чтению про себя с постепенным усложнением.
В современном обществе учителя стремятся обновить содержание обучения и внедрить современные технологии в уроки. Это требует времени и поиска новых способов повышения качества обучения. В этом поможет комплекс-тренажер "Учись читать быстро", который разработан для развития и совершенствования навыков чтения на уроках литературного чтения, литературы и русского языка.
Тренажер представляет собой лист с группами букв или буквосочетаний, например, по глухости-звонкости или гласным буквам. Лист содержит упражнения, направленные на тренировку речевого аппарата, развитие умения быстро и правильно читать слова разной сложности, раннее выявление речевых дефектов и отработку чтения целыми словами. Систематические упражнения помогают автоматизировать восприятие "оперативных единиц чтения" — максимального количества знаков, которые ребенок опознает одновременно при чтении. Это увеличивает скорость чтения и способствует быстрому пониманию прочитанного.
Материал для упражнений составлен из наиболее распространенных буквосочетаний в русском языке и распределен по группам с увеличением сложности. Также на листе присутствуют игровые и занимательные упражнения, которые делают обучение чтению интересным и радостным. Упражнения можно читать в различных режимах: вслух, про себя или в хоровом режиме с заданным темпом.
Начиная с первой группы упражнений, можно также обучать детей пониманию ударения и ударного слога. Например, предлагая прочитать буквосочетание "га-га-га" с ударением на разные слоги. Это поможет детям лучше понимать процесс чтения и сделает обучение более интересным.
Эти упражнения развивают умение произносить слова с ударением на различных слогах и научить детей определять ударный слог на слух.
Вторая группа упражнений включает чтение трехбуквенных сочетаний и слов, которые представляют собой логопедическое пособие и обязательны к прочтению. В процессе работы с этой группой слов закрепляются навыки чтения, а также тренируется соответствующий речевой аппарат.
Третья группа упражнений направлена на чтение буквосочетаний с несколькими согласными в конце или начале слова. Для успешного прочтения таких слов детям важно понять, что все согласные в начале слова следует прочитывать в одном приеме, ориентируясь на гласную фонему, которая влияет на звучание всех согласных фонем в слоге.
Четвертая группа упражнений предполагает чтение слов с заменой согласного звука внутри слова, что помогает детям улучшить произношение и правильное чтение.
Пятая группа упражнений содержит наиболее сложные слова, которые требуют более внимательного чтения и выделения первого слога.
Совместное использование скороговорок, чистоговорок, считалок и веселых стихов помогает развивать фонематический слух детей и научить их правильному произношению звуков.
В начале каждого урока целесообразно предлагать ученикам разминку с тренажерными упражнениями разной сложности. Это поможет детям переключиться на учебу и улучшить скорость чтения.
Важно учить детей не бояться незнакомых слов и читать независимо от их сложности. Разнообразие методов работы, игровые моменты и систематичность помогают детям развивать речь, правильное звукопроизношение, осознанность, скорость и выразительность чтения. Упражнения "Учись читать быстро" и предлагаемые методы работы помогают детям развивать навыки чтения более легко и быстро, улучшая устойчивость внимания и оперативную память.
В современном обществе электронные книги становятся все более популярными, и их доля на книжном рынке постоянно растет. Однако, независимо от формата, чтение остается важной частью образования, способствующей развитию вкуса, слога и широты понимания.
Известные личности, такие как А. Герцен и В.А. Сухомлинский, придавали огромное значение чтению, считая его неотъемлемой частью образования и ключом к нравственному развитию человека.