* {font-family: Times New Roman; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} h2 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 18pt; font-weight: bold;} .Заголовок 2 Знак {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 18pt; font-weight: bold;} .No Spacing {font-family: 'Calibri';} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .header {margin-bottom: 0pt;} .footer {margin-bottom: 0pt;}

Формирование оценочной деятельности младших школьников на уроках окружающего мира в системе развивающего обучения Л.В. Занкова

Автор: Дедова Ирина Олеговна

МАОУ «СОШ № 9 с углублённым изучением отдельных предметов», Череповец

В настоящее время перед школой стоит задача - вырастить самостоятельных, инициативных и ответственных молодых людей, способных в новых социально-экономических условиях быстро и эффективно найти своё место в обществе. Для этого целью обучения должно стать не только вооружение учащихся той или иной суммой знаний, знания должны служить развитию личности, а не быть самоцелью в обучении. Результатом обучения должен стать уровень сформированности учебной деятельности, уровень развития познавательного интереса, особенности целеполагания (осознание и принятие учебной задачи), сформированность действия контроля и оценки своих возможностей учащимися.

Сложившаяся сегодня система оценки качества учебных достижений учащихся имеет серьёзный недостаток. Это направленность оценки исключительно на внешний контроль, а не на поддержку улучшения результатов, ориентация преимущественно на проверку репродуктивного уровня усвоения знаний, умений и навыков. Роль оценки сводится к постоянному принуждению. В результате этого у многих учащихся возникает пренебрежение к качеству полученных знаний, чувство неприязни к педагогу.

Система оценивания занимает особое место в новых Федеральных государственных стандартах. Оценивание рассматривается как одна из важных целей обучения, предусматривается, что учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку. Как учитель, так и ученик  имеют право изменить оценку и отметку, если они могут доказать, что она завышена  или занижена.

Одна из многих на сегодняшний день актуальных проблем начального образования заключается в том, что у ребенка, пришедшего в школу, есть потребность в самоконтроле и самооценке, но он не владеет механизмами этих процессов. Поэтому, если не способствовать уже в начальной школе формированию оценочной самостоятельности, данная потребность утрачивается, что влечет за собой трудности в обучении. Требования к метапредметным результатам начального общего образования в ФГОС предусматривают умение планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Выделяют следующие этапы становления действий контроля и оценки:

1 этап – переход от дошкольного к школьному образованию (1-й класс);

2 этап – совершенствование (опробование) форм и способов контроля и оценки в условиях формирования классного сообщества (2-й класс – первое полугодие 4-го класса);

3 этап – рефлексивный – переход от начальной школы к основной (второе полугодие 4-го – 5-й класс).

На разных этапах начального образования последовательно решаются задачи контрольно-оценочной деятельности учащихся и учителя.

Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке. В оценочной деятельности реализуется заложенный в стандарте принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса.

Интегрированный курс «Мы и окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой и А.Н.Казакова являются частью педагогической системы развивающего обучения Л.В.Занкова. Целью этой системы является достижение оптимального общего развития каждого школьника в процессе усвоения им знаний, умений и навыков. Общее развитие Л.В.Занков понимал как целостное движение психики, когда каждое новообразование возникает как следствие взаимодействия ума, воли, чувств ребёнка, его нравственных представлений в их нерасчленённом единстве. В этом случае движущими силами психического развития школьников становятся не только внешние факторы (особенности системы обучения), но и факторы внутренние (особенности учеников, их потребности и ожидания).

Л.В.Занков полагал, что без знаний по биологии, географии, истории (заложенных в интегрированном курсе) невозможно воспитание в детях качеств человека – гражданина. Эти знания, по его мнению, содействуют широкому охвату явлений мира в его многообразии, они учат воспринимать факты и явления окружающего мира во времени и пространстве.

Специфика интегрированного курса заключается в том, что он «создаёт условия многообразия психической деятельности, которые столь необходимы для общего развития ученика, а значит, и для усвоения знаний и навыков по всем предметам». Одной из задач учебного курса «Мы и окружающий мир» является воздействие на развитие эмоционально – волевых, нравственных качеств личности.

Таким образом, всеми своими средствами курс создаёт условия для общего развития школьников. А общее развитие ребёнка невозможно без развития способности видеть и правильно оценивать свои действия, отношения, качества, что имеет определяющее значение для максимальной реализации его возможностей.

По мнению Л.В. Занкова, обучение должно забегать вперёд развития ребёнка, т.е. осуществляться в зоне ближайшего развития. Это может происходить только при грамотной организации учебной деятельности каждого ребёнка и при постоянном изучении успешности развития и обучения школьников. Контроль за ходом учебно– воспитательного процесса распространяется на всех его участников: детей, учителей. Он различен по методикам, глубине изучения, видам и формам. Формы контроля при развивающем обучении направлены не только на проверку усвоения знаний, умений, навыков, но и на развитие детей. Одной из форм контроля, используемых на уроках окружающего мира, являются тестовые задания.

В начальной школе такая форма проверки используется с 1997 года.

Были выделены педагогические условия, способствующие формированию оценочной деятельности при использовании тестовых заданий на уроках окружающего мира. Это систематическое использование тестовых заданий на уроках окружающего мира, организация разных видов проверки и контроля, использование разных видов оценивания, организация рефлексивной деятельности учащихся.

Одна из функций контроля – получение информации об ошибках, пробелах в знаниях и умениях учащихся. Различают следующие виды контроля: контроль учителя, самоконтроль, взаимоконтроль. Результатом контроля является проверка, констатирующая результаты работы. Организация контроля и проверки при работе с тестовыми заданиями упрощается тем, что они содержат правильные ответы.

Работа с тестовыми заданиями включает в себя систему оценивания. Оценивание происходит в баллах по определённой оценочной шкале. Причём в отличие от отметочной системы при тестировании фиксируется не ошибка, а достижение ребёнка, и в баллах происходит измерение его уровня достижений. Ученику важно сообщить не то, что не получилось, а то, что сделано правильно. При этом нужно чётко оговорить, за сколько правильных ответов он может получить определённую оценку. При проведении тестирования оценивание может быть организовано по-разному: ребёнок оценивает свою работу, или работу своего товарища, или учитель оценивает детей.

Успехами или неудачами при работе с тестами является результат, которого смогли достичь учащиеся. Это может быть максимальное количество баллов или среднее количество, или минимальное, набранное детьми за определённые тестовые задания. Учителю важно обратить внимание, чтобы ученик не только видел, что в этой работе он сделал правильно или неправильно, но и попытаться понять, почему был получен такой результат и, как устранить возникшие в знаниях пробелы. Конечно, самому ребёнку справиться с такой работой в 1-2 и даже в 3 классах сложно и невозможно, поэтому на помощь приходят учитель и его родители. В 4 классе у учащихся появляется такое новообразование, как рефлексия (умение анализировать свою деятельность), и поэтому помощь взрослых им требуется в меньшей степени.

Таким образом, тестовые здания, при соответствующей организации работы с ними, могут научить детей анализировать свою работу, делать выводы, правильно строить дальнейшую деятельность в связи с ними, а также способствуют развитию самокритичности и появлению рефлексии.

Следует также отметить, что для реализации всех педагогических условий необходимо создание в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки. На это направлены и тестовые задания: наличие инструкции (в ней обязательно отражается психологический настрой детей – будьте внимательны), вариантов ответа (если даже ученик забыл правильный ответ, он может вспомнить, прочитав варианты), подсчёт при проверке правильных ответов (фиксируются достижения детей, а не ошибки).

Итак, при реализации рассмотренных педагогических условий тестовые задания способствуют формированию самостоятельной оценочной деятельности младших школьников, так как они включают в себя оценивание, проверку, контроль, создают психологический комфорт при работе.

Литература.

1.Баранова О.И. Формирование оценочной деятельности младших школьников. – Краснодар, 2010

2. Аргинская И.И., Дмитриева Н.Я. и др. Обучаем по системе Л.В. Занкова. – М.: 1993.

3.Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. – М.: Народное образование. 2000.