Современные дети сталкиваются с трудностью овладения финансовыми понятиями и навыками, несмотря на возможности, предоставляемые информационными и цифровыми технологиями, позволяющими эффективно использовать как традиционные, так и новейшие продукты и услуги финансового рынка.
Для подготовки выпускников детских домов к эффективному решению финансовых задач необходимо обеспечить им как теоретические, так и практические навыки в этой области. Важно научить их взаимодействовать с разнообразными финансовыми институтами (налоговыми органами, фондами, банками) в повседневной жизни, а также оснастить их финансовой грамотностью и умением избегать потенциально рискованных финансовых ситуаций. Формирование финансовой грамотности у выпускников детских домов требует особого внимания, поскольку они сталкиваются с вызовами самостоятельной жизни, установлением новых связей, покупками, трудоустройством, созданием семей.
Целью подготовки воспитанников детских домов к эффективному управлению финансами является развитие способности принимать обдуманные финансовые решения в повседневной жизни и общении с финансовыми институтами. Важно отметить, что выпускники центров поддержки семейного воспитания (или просто "центров") обычно не обладают достаточной готовностью к самостоятельной жизни. У них недостаточно практических навыков и знаний о повседневной жизни, а также возникают затруднения во взаимодействии с окружающим миром и преодолении антисоциальных явлений. В современном быстро меняющемся обществе умение финансово разбираться и принимать осознанные решения становится ключевым для успешной адаптации. Планирование бюджета, даже на личном уровне, играет важную роль в достижении личных и профессиональных целей. Такие навыки объединяются понятием финансовой грамотности, включающей в себя знания о финансовой системе, умение анализировать функционирование рынка, осознанно применять знания и брать ответственность за свои действия.
На сегодняшний день на государственном уровне признается необходимость повышения финансовой грамотности населения. Согласно различным аналитическим исследованиям, экономическая грамотность находится на низком уровне. Небольшая доля населения знакома с предлагаемыми финансовыми институтами продуктами и услугами.
Особое внимание следует уделить детям-сиротам, которые находятся в более сложных экономических условиях. Они часто не обладают элементарными навыками, необходимыми для самостоятельной жизни и адаптации в обществе. У них возникают затруднения в управлении финансами, взаимодействии с государственными органами, решении сложных ситуаций. Дети-сироты и те, кто находится в государственной опеке, часто оказываются пассивными потребителями, так как их основные потребности обеспечиваются учреждениями. Они не всегда осознают, как управлять своими финансами и принимать ответственность за свои решения. Важно подготовить их к эффективному управлению деньгами, принятию осознанных финансовых решений и умению строить успешные отношения в экономической сфере.
Сформировать экономическую грамотность у молодежи, входящей во взрослую жизнь, является приоритетной задачей. Экономическая грамотность предполагает не только знания о экономической системе, но и способность осознанно участвовать в экономических отношениях и принимать ответственные решения. Выпускники детских домов должны быть подготовлены к социальной жизни, адаптации в обществе, уметь справляться с финансовыми вопросами, прогнозировать последствия своих решений и реализовывать их.
В заключение, экономическая грамотность - это неотъемлемая часть успешной социализации и адаптации в современном мире. Наша задача заключается в обучении и предоставлении своевременной поддержки. Человек, обладающий независимыми знаниями и умеющий разбираться в экономических вопросах, способен принимать ответственность за свои решения. Концепция экономической грамотности напрямую связана с процессом экономической социализации, который формирует личность как активного участника экономических отношений.