Т.М. Борисова, учитель МОБУ СОШ № 25, г. Якутск, borisovataatta@mail.ru
ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЯКУТСКИХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
В статье раскрывается вопрос патриотического воспитания обучающихся. Для решения данной задачи огромную роль играет формирование патриотического сознания младших школьников посредством якутских литературных произведений. В данной статье кратко излагаются основы теории патриотического воспитания, формирования патриотического сознания личности, о роли якутских литературных произведений в формировании патриотического сознания младших школьников. Излагается структура патриотического сознания. Описывается как структура патриотического сознания условно распадается на три уровня: рациональный, эмоциональный и ценностно-поведенческий. Дается объяснение о том, что переживаются и осмысливаются те или иные чувственные данные, затем переводятся в понятийную форму и анализируются личностью.
Ключевые слова: патриотическое сознание, патриотическое воспитание, якутские литературные произведения, моральные ценности.
Актуальность исследования. Современное российское общество продолжает переживать переходный период, характеризующийся противоречивостью и сложностью социально-экономических, политических, культурных процессов. Политическая ситуация в стране заставляет усилить процесс патриотического воспитания в образовательных учреждениях [4].
На современном социально-экономическом этапе развития российского общества задача патриотического воспитания поставлена перед школой, педагогом как одна из важнейших в воспитании подрастающего поколения. Таким образом, актуальность поставленной нами проблемы, злободневность ее практического решения определили выбор темы в следующей формулировке: «Формирование патриотического сознания младших школьников посредством якутских литературных произведений».
Столкнувшись в работе с данной проблемой, мы поставили перед собой цель исследования – рассмотреть возможность формирования патриотического сознания младших школьников посредством якутских литературных произведений.
В соответствии с целью исследования необходимо решить следующие задачи:
- изучить литературу по проблеме исследования;
- экспериментально проверить эффективность реализации модели педагогической технологии по формированию патриотического сознания у младших школьников на основе произведений якутских поэтов;
- определить критерии и уровни формирования патриотического сознания у младших школьников на основе произведений якутских поэтов;
- обосновать систему педагогических условий по формированию патриотического сознания младших школьников на основе произведений якутских поэтов;
Научная новизна исследования заключается в том, что теоретически обоснованы представления о патриотическом сознании, об актуальности патриотического воспитания в современном мире, уточнено и дополнено содержание понятийно-терминологического аппарата, характеризующее особенности формирования патриотического сознания у младших школьников на основе произведений якутских поэтов, раскрываются пути рационального сочетания личностно-этнических и общечеловеческих моральных ценностей; разработана и научно обоснована технология развития патриотического сознания у младших школьников на основе произведений якутских поэтов; определены критерии уровня развития у младших школьников патриотического сознания; собран комплекс литературных произведений, направленный на развитие патриотического сознания младших школьников.
Теоретической основой исследования послужили: достижения классической педагогики, раскрывающие различные аспекты проблемы воспитания (Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Н.К. Крупская, Л.Н. Толстой и др.); концептуальные идеи личностно-ориентированного образования (Е.В. Бондаревская, Л.Г. Вяткин, В.В. Сериков); труды якутских ученых-исследователей (А.А. Бурцев, И.Е. Буркова, Д.Е. Васильева, М.Н. Дьячковская, Г.Г. Окороков, С.М. Петрова, В.Б. Окорокова, Е.М. Поликарпова, Л.Н. Романова, А.Д. Семенова, Г.С. Сыромятников, П.В. Сивцева, Н.Н. Тобуроков и др.); основные положения теории педагогической диагностики (Н.К. Голубев, А.И. Кочетов, Е.А. Михайлычев и др.). Большую роль теоретико-методических позиций нашего исследования сыграли труды С.М. Петровой, Е.М. Поликарповой, С.М. Колодезникова, Е.К. Иевлева и др.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что вносится определенный вклад в разработку вариативных подходов к целостной теории развития личности, речь идет о построении целостного педагогического процесса, об обосновании системы психолого-педагогических условий, обеспечивающей развитие патриотического сознания на основе якутских литературных произведений.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования полученных теоретических положений, выводов и практических результатов по формированию патриотического сознания младших школьников на основе произведений якутских поэтов; предложенная система педагогических условий, технологий, форм и методов как целостный инновационный процесс может быть использована в учебно-воспитательной работе со школьниками среднего и старшего звена, в работе учителей и воспитателей общеобразовательных школ, работников учреждений дополнительного образования; материалы исследования в целом применимы для профессиональной подготовки будущих педагогов-психологов и повышения квалификации работников системы образования.
Ценностные представления, патриотическое сознание стали проникать и в педагогическую науку как один из элементов содержания образования, который следует учитывать при выборе методов обучения. В последние годы к проблеме патриотизма и нравственности всерьез обратились такие педагоги-исследователи, как Е.В. Бондаревская, В.А. Караковский, Н.Д. Никандров, Е.А. Рыльская, А.С. Роботова, В.В. Сериков, И.А. Соловцева, Е.Н. Шиянов, К.Е. Гагарина, Е.К. Иевлев, И.А. Черкашин и др., доказавшие, что нравственное, патриотическое воспитание должны быть воплощены в повседневный учебный процесс.
В различные исторические периоды развивались сущность и понятия теории нравственного, патриотического воспитания; принципы, содержание, формы и методы его реализации (Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, П.Ф. Лесгафт, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Л.М. Архангельский, Г.Н. Волков, Н.Д. Никандров и другие).
Патриотическое сознание определяет характер поступков, их целесообразность, мотивы поведения в той или иной ситуации. Патриотическое сознание выступает как единство глубоких и прочных идейных убеждений.
Выполняет функции механизма социального регулирования, позволяет человеку оценивать собственные и чужие поступки. Как и всякое сложное явление, патриотическое сознание внутренне организовано или упорядочено. Воспитание патриотического сознания имеет структуру: мировоззренческий компонент (знания, представления, взгляды), аксиологический, поведенческий. Педагог воспитывает и формирует в детях представления, взгляды относительно понятий «патриотизм», «Родина», «Отечество», «патриот», «Малая Родина», «Любовь к Родине». На первом усваиваются, осмысливаются и переводятся в понятия. На втором обрабатываются чувственные данные. На третьем – выражение в действиях: поведения и поступки. Второй элемент структуры – это моральные чувства и связанные с ними переживания, эмоции, сочувствие и сопереживание, служит строительным материалом для формирования патриотического воспитания. Патриотическое чувство – первичная реакция субъекта на события, происходящие во внутреннем и внешних мирах. Чувства и эмоции в практике обращены не только на события внешнего мира, но также на умопостигаемые структуры нравственности - нормы, ценности и идеалы. Патриотизм – как объективные требования общества, эталонные образцы поведения, обращены к сознанию человека и необходимые для использования и формирования адекватного мироотношения [4].
Патриотическое сознание выступает как важнейшая, устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.
Патриотизм – совокупность ценностей. Компоненты патриотического сознания образуют ценности «верность», «героизм», «гордость за Отечество», «долг», «достоинство», «интерес к истории Отечества», «культура», «любовь к Родине», «мужество», «ответственность», «семья», «толерантность», «труд», «уважение», «честь» [3].
Патриотизм конкретного человека есть освоенная, внутренне принятая общественная мораль, регулирующая его индивидуальное поведение, опирающаяся на мировоззренческие убеждения и чувство совести. Для развития патриотического сознания личности огромную роль играет ее собственный самоанализ, осознание, ошибки и решения. Выдающийся ученый В.Г. Иванов пишет: «Для нравственного развития личности плодотворнее самому совершить ошибку, ее пережить, прочувствовать и исправить, чем взять готовое, правильное, но не пережитое в собственном опыте решение».
Формирование патриотического сознания как личностной духовной характеристики школьников есть процесс длительный. В этой связи мы разработали программу по формированию патриотического сознания у младших школьников на основе литературных произведений народа саха.
Программа содержит психолого-педагогические условия, которые позволяют развивать необходимые качества, патриотизм, патриотическое сознание, ценности, мировоззренческие установки и, в конечном итоге, патриота своей страны. В нем предусмотрены механизмы развития патриотического сознания у младших школьников через структурные компоненты.
На различных этапах проведения исследования использовались следующие методы: теоретико-методологический анализ (сравнительно-сопоставительный, системный, логический), моделирование исходных позиций исследования, анализ собственного и передового педагогического опыта), диагностические методы, включающие: наблюдение, беседу, анкетирование; констатирующий и формирующий эксперименты.
Анализ литературы показывает, что патриотическое сознание является предметом исследования различных наук: философии, психологии, социологии, педагогики.
В основу изучения якутских литературных произведений народа легли следующие принципиальные положения: процесс изучения якутской литературы создает возможности для формирования мировоззрения, взглядов, убеждений и нравственных ценностей, необходимых современному человеку; духовно-нравственный потенциал произведений якутских писателей порождает особую систему гуманистических ценностей-убеждений; в процессе изучения литературных произведений якутского народа воспитываются такие ценности, как терпимость, честность, патриотизм, познавательная потребность, чуткость, активная жизненная позиция и др.; нравственные категории общения являются более важными, чем учебно-теоретические задачи; личность учителя оказывает непосредственное влияние на развитие патриотического сознания школьника; основополагающим методом общения между людьми как в учебной, так и во всякой иной сфере деятельности является духовный контакт и диалог; воспитание духовного аспекта личности – важнейшая задача воспитательного процесса; развитие рефлексивно-оценочных свойств личности, направленных на самооценку, самовыражение, самосовершенствование и самопознание становится важнейшей частью воспитания; процесс развития патриотизма у школьника является системным, непрерывным, непрекращающимся с получением педагогического образования.
Младшие школьники составили список приоритетных ценностей. Как наиболее значимые были названы следующие категории: совесть, польза, благо для других, любовь к ближнему, к Родине, благородство, стойкость, чистота души, умение оставаться человеком, толерантность, долг, честь, гуманизм, правда, четкая жизненная позиция, уважение мнений и чувств другого, неравнодушие.
Отвечая на вопрос, в каких произведениях вы наблюдали проявление названных ценностей, младшие школьники привели развернутые ответы, показавшие глубокое осознание духовно-нравственной проблематики, умение делать оценки, умение соотнести изображенного в художественном произведении с фактами реальной жизни и анализировать. Таким образом, итоги исследования свидетельствуют о том, что формирование патриотического сознания младших школьников в ходе изучения якутских литературных произведений представляет собой целенаправленный интегрированный педагогический процесс, основанный на сотрудничестве и заинтересованности школьников и педагогов, историческом опыте, нравственном потенциале произведений и достижениях современной педагогики.
Заключение
Рассмотренная проблема развития патриотического сознания младших школьников посредством якутских литературных произведений позволяет подвести некоторые итоги теоретической и практической работы и делать выводы, подтверждающие верность исходной гипотезы.
Итоги проведенной нами практической работы показывают, что применение на практике разработанной программы формирования патриотического сознания у школьников на основе произведений народа саха способствует достижению поставленных целей и задач по повышению уровня чувства патриотизма.
Результатом практической деятельности явился повышение уровня сформированности чувства патриотизма в среднем на 25%.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил выработать концептуальные положения как о целостном процессе формирования патриотического сознания на основе комплексного воздействия на интеллектуально-познавательную, эмоционально-чувственную и деятельностно-практическую сферы жизнедеятельности школьников с позиций системного подхода в воспитании.
В соответствии с обозначенными теоретико-методологическими и психолого-педагогическими основами разработана и апробирована модель педагогической технологии, состоящая из взаимосвязанных компонентов:
- информационный;
-деятельностный;
-коммуникативно-творческий;
-рефлексивный.
Формирование патриотического сознания достаточно сложный процесс, эффективность которого зависит от создания педагогом определенных условий: социальных и педагогических. Первые происходят в естественных жизненных ситуациях, в повседневной жизни. Вторые призваны обеспечить интересным материалом, вызвать мотивацию, обеспечить атмосферу доверия, понимания, принятия на всех этапах образовательно-воспитательного процесса. Важным педагогическим условием, кроме модели педагогической технологии, является экспериментальная программа, содержащая основное средство –произведения народа саха. Апробация модели педагогической технологии и внедрение экспериментальной программы позволили раскрыть потенциальные возможности якутской литературы в решении проблемы формирования патриотизма.
Библиографический список
Амонашвили
Ш.А.
Личностно-гуманная о
снова педагогического процесса
. Минск: Университетское, 1990: 180
.
Бурцев, А.А.
Якутская классическая лит
ература и современность
: Наследие
А.Кулаковского
в контексте мировой литературы.
–
Якутск:
Бичик
, 2007: 217
.
Бондаревская
, Е.В.
Ценностные основания личностно-ориентированного в
оспитания
.
Педагогика.
2007; 8:
44-47
Васильева, Д.Е.
Национальное и общечеловеческ
ое в якутской литературе
: Национальный характер в произведениях нравственно-бытового
содержания
.
-
Якутск: Полиграфист, 1995: 12
.
Волков, Г.Н.
Педагогик
а любви
: Педагогика пережитого
.Т.
1
. Москва:
Магистр-Пресс, 2002: 42
.
6. Уткин К.Д. Культура народа саха. – Якутск, 1998: 3-326.