ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КАДЕТ СРЕДСТВАМИ ХОРЕАГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА
Скрипаль Эльвира Владимировна
МОУ «СОШ «Патриот» с кадетскими классами им. Ю.М. Дейнеко»
Энгельсского муниципального района
Саратовской области
педагог - организатор
E-mail: elvira.skripal@mail.ru
Аннотация: в статье рассматриваются истоки патриотического воспитания детей через танец; анализируются средства хореографического искусства, прослеживается роль занятий хореографией в воспитании гражданина и патриота.
МОУ «СОШ «Патриот» с кадетскими классами им. Ю.М. Дейнеко» Энгельсского муниципального района относится к особому типу образовательных организаций, основной принцип работы которого – создание условий для гражданско - патриотического воспитания с учетом индивидуальных особенностей каждого кадета, предоставление кадетам равных стартовых возможностей с учетом обогащения процесса их социализации. Воспитательно – образовательная система школы базируется на едином пространстве, охватывающем и учебные занятия, и внеурочную жизнь кадет, и разнообразную деятельность в дополнительном образовании.
Педагогический коллектив убежден в том, что все дети от природы талантливы, и задача состоит не в отборе детей, отличающихся своими способностями, а в создании условий, позволяющих каждому ребенку выявлять и развивать свои способности, поэтому упор делается не на отбор талантливого ребенка, а на социальный лифтинг: на выявление и развитие способностей каждого обучающегося, на предоставление равных возможностей кадетам из разных социальных групп, привитие успешности с раннего детства, формирование нравственно здоровой конкурентоспособной личности, создание условий для проявления и развития индивидуальных особенностей каждого ребенка. Кадетам и их родителям дается возможность выбирать виды и формы занятий в соответствии с интересами, потребностями, дальнейшими жизненными планами.
Приоритетным направлением образовательной деятельности в школе является гражданско – патриотическое воспитание, которое реализуется через программы внеурочной занятости и дополнительного образования.
В школе в данном направлении сформировалась систему традиционных мероприятий: «Посвящение в кадеты», «Прощание с кадетским знаменем», «Дни воинской славы», конкурс патриотической песни, смотры строя и песни, праздничные программы, торжественные линейки, линейки Памяти, вручение аттестатов выпускникам. Во всех школьных мероприятиях участвуют творческие танцевальные и вокальные коллективы. Танцевальный коллектив «Казачок», где занимаются только мальчики, работает с 2006 года, руководитель Светличный Владлен Владимирович. Особое место занимает хореографический коллектив «Престиж», созданный в 2011 году, на протяжении 12 лет руководит им педагог дополнительного образования 1 категории, хореограф Скрипаль Эльвира Владимировна. Кроме занятий по программам дополнительного образования, хореограф Эльвира Владимировна ведет занятия ритмики в 1-4 классах. У каждого хореографического коллектива наработан свой репертуар, но и есть смешанные танцевальные постановки.
Как же хореографическое искусство влияет на патриотическое воспитание и личностное развитие ребенка? Искусство в целом и хореография в частности, способствует развитию чувства прекрасного, укрепляет духовный стержень, сохраняет национальные корни, воспитывает патриотические чувства. Большое место в репертуаре коллективов занимают народные танцы. Истинно патриотическим считается воспитание детей в хореографическом коллективе, если оно основано на традициях народной культуры и формирует гражданское самосознание, любовь к Родине, преданность Отечеству, знание истории и культуры своего народа. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. Важно, чтобы дети почувствовали личную ответственность за родную землю и ее будущее. Естественно, первое место у каждого народа занимает его родной танец. Русский народный танец один из наиболее распространённых видов творчества, который связан с историей русского народа и является неотъемлемой частью фольклорного наследия. Главная задача изучения русских танцев - привить любовь и подлинный интерес к русской танцевальной культуре, такие танцевальные постановки, не только формируют необходимые технические данные, прививают исполнителям уважительное отношение к национальному костюму, традициям, чувство любви преданности к Родине, что в совокупности является источником высокой культуры.
В ансамбле «Престиж» русским танцам уделено особое внимание. О русских "дробях", "вертушках", "припаданиях" знают даже самые маленькие участницы коллектива. Русские танцы сильно различаются между собой по настроению, по рисунку и по темпу. Без интереса к народному творчеству учащиеся не смогут правильно передать характерные особенности танца.
В смешенном составе коллективов есть постановки: «Калинка», «Казачий пляс», «Русский перепляс», поэтому столь важно познакомить учащихся с историей, бытом и национальной культурой народа. Перед знакомством с каждой народностью педагог делает небольшой экскурс в историю данного народа, рассказывая об его обычаях, характере, тематике танцев, хореографической лексике.
Патриотическое воспитание – сложный процесс, так как связан с внутренним миром ребенка и не может происходить в отрыве от внутренних переживаний. Разучивая и исполняя народные и военные танцы, ребята проникаются музыкальным материалом, изучают народные традиции или героические события своего народа, что является ценнейшим культурным достоянием народа, которому педагог дополнительного образования и должен научить любить и беречь.
Знакомство с богатством танцевального творчества народов и сейчас служит действенным средством гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения.
При постановке танцев военной тематики, руководитель хореографии Скрипаль Эльвира, обсуждает с исполнителями художественный образ, темы войны и победы, эмоции и чувства, которые танцоры должны донести до зрителей.
В хореографии, как в кино и театре, существует разнообразие методов и приемов в постановочной работе. Педагог - хореограф исполняет работу режиссера, подбирает музыкальное оформление и костюмы. Его отношение к событиям передается детям.
Так, например, при постановке хореографической композиции «Птицы», девочки олицетворяют птиц – журавлей, символизирующих светлую память о тех, кто погиб в годы Великой Отечественной Войны. Известный в России памятник «Журавли» в городе Саратове и одноименная песня композитора Я. Френкеля на стихи Р. Гамзатова помогли созданию художественного образа. Огромную роль в создании сценического образа играет костюм. Он помогает раскрыть содержание и главную мысль. Белые кофты и легкие накидки с воздушной отделкой дополнены важнейшей деталью убранства – это рукава «крылья». Рукав не только подчеркивает яркость исполнения движений, он является символом, раскрывающим действо танца. Взмахи рук напоминают полет птиц – журавлей. Важное значение имеет музыкальное сопровождение номера, которое помогает правильно передать хореографический образ. Прежде чем приступить к изучению движений дети прослушивают музыкальный материал, смысл которого обсуждают вместе с педагогом. Поэтическое название, музыка и текст песни наталкивают детей на раскрытие характера танца. Строгость манер, плавность движений, приподнятость головы, своеобразное положение рук, прямая спина, одухотворенное выражение лица – все это составляющие образа, который дети смогут передать, лишь прочувствовав, «присвоив» его. Вслушиваясь в мелодию и слова песни, дети проникаются сочувствием и уважением к памяти погибших. Это способствует воспитанию у них духовно – нравственного начала, на котором строятся и патриотические чувства.
Война! Как много боли, слез и потерь в одном лишь слове. Бессердечные сражения, битвы, тысячи унесенных жизней. Мужчины и женщины сражались за свободное будущее своих детей и внуков. Своей отвагой они доказали, что Россия великая и могучая держава. И в благодарность тем героическим людям, был создан танец «Дети войны», он стал неотъемлемой частью любого мероприятия, посвященного тем трагическим дням в истории страны.
Танец «Дети войны» исполняется под одноименную песню Тамары Гвердцители. В ходе исполнения танца зрителям передается страх и непонимание людей, которых застигли военные действия в детском возрасте. Тех, кто, проснувшись утром, мог узнать о смерти отца или матери. Юные танцорки, учащиеся 2 года обучения, в руках держат по мягкой игрушке, которая прижимается к хрупкому телу. Движения танца идентичны ритму музыки и передают зрителям определённую тревогу, возникшую после объявления войны, затем передается серьёзность, присущая периоду активных военных действий. В конце, транслируется счастье, которое поселилось в сердце каждого ребенка после окончания войны
Хореографическая постановка «Военное попурри» состоит из небольших этюдов на тему Великой Отечественной войны, последний из которых на тему Победа. Музыкальные композиции попурри – песни времен ВОВ и не только. Это « Три танкиста», «Катюша», «Смуглянка» « Плясовая» и «День Победы». В первой части танцуют только мальчики, изображая солдатскую выправку, свою удаль и силу. Вторая часть – пляска девочек, где они не уступают мальчикам - солдатам. Третья и четвертая часть – девочки и мальчики танцуют в паре. И последняя часть торжественная, демонстрирует окончание войны. Дети изображают радость победы: обнимаются, кричат «Ура!». Движения изображают эмоции народа победителя.
После просмотра таких композиций, а тем более исполнения, уже не возникает вопрос, как хореографическое искусство влияет на патриотическое воспитание и духовное развитие ребенка. Ведь сущность патриотического воспитания заключается в любви к Родине, к родным местам, родному языку; уважению к прошлому своей Родины, к обычаям и традициям своего народа, знанию истории своей Родины, пониманию задач, стоящих перед страной, и своего патриотического долга; уважению к другим народам, их обычаям и культуре, нетерпимости к расовой и национальной неприязни; стремлению к укреплению чести и достоинства родины, уважения к армии и готовность защищать родину, служить её интересам. Воспитание детей в хореографическом коллективе, основанное на традициях народной культуры, считается истинно патриотическим, так как оно формирует гражданское самосознание, любовь к Родине, знание культуры своего народа, воспитывает преданность к Отечеству, а занятия хореографии непременно в этом помогают и формируют гражданина и патриота своей родины России.