Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Хулхутинская средняя общеобразовательная школа»
Доклад по теме:
«Формирование патриотического воспитания младших школьников
в урочной и внеурочной деятельности».
Подготовила учитель начальных классов
Бастаева Б. В.
.
Патриотическое воспитание всегда было одним из важнейших направлений в работе педагога начальных классов. Именно, в этом возрасте происходит активный процесс накопления знаний о положительном и отрицательном в жизни общества, о взаимоотношениях между людьми, о свободе выбора того или иного способа поведения.
Основная цель патриотического воспитания сегодня – формирование духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны, способного встать на защиту государственных интересов.
Как известно, формирование чувства патриотизма, как составная часть, входит в содержание воспитания гражданственности и нравственности. Воспитание гражданственности включает в себя следующее:
- формирование гражданского сознания: знания истории своего края, Отечества.
- формирование гражданских чувств и качеств: патриотизма, чувства гражданского долга и ответственности, готовности защищать свое Отечество, отстаивать свои убеждения.
- формирование опыта и культуры гражданского поведения.
В целом, воспитание нравственности, гражданственности и патриотизма неразрывно связано, способы и приемы в формировании и развитии данных качеств практически одинаковы.
Сегодня патриотическое воспитание – это систематическая деятельность по формированию у юных граждан патриотического сознания, ценностей, чувства верности своему Отечеству.
Достижение указанной цели осуществляется через решение следующих задач:
- развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины, способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время;
- расширение знаний о родном крае, городе, воспитание гордости за его героическое прошлое, историческое и культурное наследие;
- изучение живой национальной культуры, народного искусства;
- привитие учащимся чувства глубокого уважения и почтения к символам РФ и др.
В патриотическом воспитании очень велика роль предмета «Окружающий мир». Ведь именно этот предмет целенаправленно формирует у детей знания о своей Родине, без которых нельзя представить себе воспитание патриотических чувств. Уроки – путешествия по городам России предусмотрены в каждом классе:
- в 1 классе - это обобщенное путешествие по стране и знакомство с ее столицей – Москвой.
Во 2 классе мы изучаем темы «Достоприме- чательности Москвы и Санкт – Петербур-га», «История Московского Кремля». В разделе «Путешествие по городам и странам», 3 класс, есть тема «Золотое кольцо России». Урок провожу так, чтобы вызвать гордость за Россию, за прекрас-ные города нашей страны, по которым любят путешествовать не только россияне, но и иностранные туристы. Путешествуя по городам, можно приобщиться не только к прекрасному, но и много узнать об истории нашего государства.
В курсе «Окружающий мир» даны первоначальные сведения о государственных символах России – флаге, гербе, гимне, о государственных праздниках, Конституции РФ. Этот учебный материал также имеет большое значение для патриотического воспитания учащихся.
В «Азбуке» под редакцией В.Г. Горецкого у нас есть вопросы и задания по изучению истории родного края, своей страны. Уже с первых страниц мы знакомимся с русскими богатырями, царём Петром и городом на Неве , столицей нашей Родины - Москвой. Узнаём, почему в нашей стране такие государственные символы, что они означают.
Богатый материал по формированию патриотического воспитания содержит курс «Литературное чтение» в 4 классе. Формированию гражданских чувств способствует материал раздела «Родина», где дети знакомятся с произведениями о Родине известных русских поэтов и писателей. Ребята учатся читать стихи, передавая чувство гордости за свою Родину, сравнивают отношение и чувства разных поэтов к Родине, дают собственную оценку, отвечают на вопрос: « Почему ты гордишься своей Родиной?» На уроке по теме « Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!» дети читают рассказы и исторические повести о победах над врагом, об отдельных сражениях и людях - героях, о знаменитых полководцах, о подвигах рядовых бойцов, о детях и взрослых на войне, о единстве тыла и фронта. Каждый ребенок выбирает интересующую для себя тему и готовится к ней.
Патриотическое воспитание продолжается и на других уроках, начиная с 1 класса. Так, в 1 классе был проведен открытый урок математики по теме «Сложение и вычитание в пределах 10». Урок проводился накануне празднования дня защитника Отечества. Учащиеся, вычисляя примеры и решая задачи, обсуждали, какими качествами нужно обладать, чтобы служить в армии, как научиться быть ловкими и сильными, а также о роли почтовых голубей во время Великой Отечественной войны. Мною было проведено анкетирование среди учеников начальной школы. В анкете было 6 вопросов. Одни и те же вопросы задавались детям с 1-го по 4-е классы. Анализ анкет показал, что действительно наблюдается процентный рост полученный знаний с 1 класса по 4 класс.
Я считаю, что для каждого первый шаг к познанию Родины – изучение истории своей семьи. Проблема изучения истории своей семьи очень актуальна сегодня, так как современные семьи теряют связь поколений, мало общаются даже близкие родственники. Работа по изучению родословной развивает интерес к истории своих предков, способствует укреплению духовных ценностей, повышает культурный уровень. Кроме того, работа по изучению истории семьи содействует объединению детей, их родителей, бабушек и дедушек на основе общего интереса к генеалогии.
Одной из наиболее эффективной, интересной и целесообразной формой, признана организация проектной деятельности. Данная деятельность позволяет каждому ученику почувствовать себя исследователем, овладевать навыками работы с различными источниками информации. Ценно и то, что проектная деятельность позволяет объединить детей, родителей и учителей в совместную творческую, исследовательскую деятельность и формировать настоящее сообщество детей и взрослых.
Так, в 1 классе ученик, работая над проектом « Моя родословная», в процессе работы узнал историю возникновения имен и фамилий, степени родства в семье, родословное древо, узнали о семейных увлечениях и традициях.
Во 2 классе, дети принимали участие в проектно-исследовательской работе «Ювента», тема работы «Братья Горяевы». Участники проекта рассказывали о Братьях Горяевых, наших земляках, которые мужественно и самоотверженно сражались в зоне СВО и были награждены орденами Мужества посмертно.
В 3 классе дети, работая над проектом «Города России», не только узнали интересные сведения об истории и достопримечательностях г Элиста, но и научились распределять обязанности в группе , составлять презентации и оценивать достижения свои и товарищей.
С 1 класса дети посещали внеурочное занятие «Разговор о важном». Программа курса «Разговор о важном» предполагает формирование патриотических чувств и сознания на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны.
Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.
На занятиях ребята изучали свои права, беседовали на тему: «Человек - это звучит гордо», знакомились с различными людьми, которые внесли огромной вклад в развитие страны.
Исторически так сложилось, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Патриотизм – сложное и высокое человеческое чувство. Оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами. Это любовь и большая привязанность к своей семье, к родным и близким людям, любовь к своей малой Родине, гордость за свой народ, а также желание знать больше о своем крае, о Родине, о ее природе, людях, о культуре и традициях, о героическом прошлом военных лет.
На базе нашей школы находится музей боевой славы, которым очень гордится коллектив и учащиеся. Музей является центром патриотического воспитания школьников. Здесь проходят классные часы, встречи с гостями, экскурсии, внеклассные мероприятия, конкурсы чтецов. В рамках патриотического воспитания проводится множество внеклассных мероприятий, посвященных памятным датам и событиям истории России. Ни одна исторически значимая дата не проходит незамеченной для школьного музея.
Для реализации данного направления воспитательной деятельности, в школе традиционно проводятся День солидарности в борьбе с терроризмом, Дни Воинской Славы, День создания 28 Армии, «День народного единства», День памяти жертв депортации калмыцкого народа, торжественные линейки, посвящённые Дню Защитника Отечества, Конкурс чтецов, День космонавтики, День Весны и труда, «Неделя памяти, посвящённая Дню Великой Победы», тематические часы классного руководства «Уроки мужества», акции.
Самым значимым событием прошлого учебного года стало открытие парты Героя нашего земляка Горяева Санала Павловича, героически погибшего вовремя участия в СВО.
В преддверии Дня Защитника Отечества, состоялась встреча с ветераном, полковником внутренней службы Бадма- Халгаевым Олегом Васильевичем. В ходе встречи Олег Васильевич рассказал детям о подвиге Героя России Мингияне Лиджиеве.
12 октября участников конного похода, посвященного 80-летию освобождения республики от фашистских захватчиков, учащиеся и коллектив школы встретили у Мемориала воинам 28-Армии. Маршрут начался в Малых Дербетах- именно там была сформирована 110-я Отдельная Калмыцкая кавалерийская дивизия. Завершили участники мероприятия свое путешествие на нашей земле. Здесь, в далеком 1942 году на военных рубежах солдаты доблестной 28 Армии вели бои с врагом, освобождая села и город Элисту.
Также школьники принимали участия в патриотических акциях:
акция «Свеча памяти»,
акция «Письмо солдату»,
акция «Тепло для героя»,
акция «Окопная свеча»
акция «Блокадный хлеб»,
акция «Бессмертный полк»,
акция «Георгиевская ленточка»,
акция «Окна Победы».
Отдавая дань глубокого уважения ветеранам Великой Отечественной войны учащиеся и коллектив нашей школы участвовали
во всероссийской акции «Цветущий май».
М
ы помогали в благоустройстве мемориального комплекса, в посадке цветов и деревьев у зданий Сельского дома культуры и СМО. На территории школы проходили субботники, озеленение территории.
В 2023 году учащиеся 1-4 классов выезжали на экскурсию в г. Элиста, где посетили национальный музей им. Н. Н. Пальмова. Самый большой музей в нащей республике, который содержит множество экспозиций отражающие культуру и различные периоды Республики Калмыкия. Ребята узнали много интересного:
-Кто жил в калмыцких степях до прихода калмыков?
-Как калмыки стали частью Российского государства?
-Советский период в истории калмыцкого народа;
-Через какие трагичные события прошел весь народ в середине 20 века.
А также с целью формирования гражданско-патриотических чувств группа школьников отправилась на экскурсию в город-герой Волгоград. Ребята посетили Мамаев курган, дом Павлова, музей-панораму «Сталинградская битва», где они увидели места великой битвы, панораму событий того далекого грозного времени.
В рамках недели «Музей и дети» посетили музей Чилгирской школы. Мы увидели богатый материал не только о военном времени, но и много интересных фотографий и документальных источников об истории создания послека Чилгир, о великих и известных людях поселка «с военных времен до сегодняшних дней».
В процессе патриотического воспитания важен также и поиск ребенком собственной причастности к историческим событиям, ставшим значимыми и поворотными в истории своей страны. Ощущение чего-то великого, того, что совершили когда-то прадедушки и прабабушки, защищая свою Родину в момент, который мы называем Великой Отечественной, а весь мир – Второй Мировой войной. Особенно остро чувствуется необходимость работы в этом направлении с детьми младшего школьного возраста. Ведь детство – самая
благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине, когда происходит формирование базовых характеристик взаимодействия внутреннего мира ребенка с окружающей действительностью. Очевидна фундаментальная роль патриотического воспитания будущего гражданина.
Задачей педагога становится выработка последовательности и пропорциональности преподносимой ребенку информации. Он как бы сам для себя должен открывать ощущение причастности ко всему, что его окружает. Младшие школьники отличаются большой пытливостью, интересом ко всему героическому, особенно привлекают героические подвиги людей в годы Великой Отечественной войны, подвиги их сверстников. Младший школьник эмоционален, и сухие сведения его мало интересуют и трогают. Поэтому задача учителя - разнообразить формы и методы занятий по патриотическому воспитанию.
Возможные формы организации внеурочной деятельности: деловые игры, классные часы, встречи с почетными гостями, беседы, диспуты, викторины, коллективные творческие дела, смотры-конкурсы патриотической песни, выставки рисунков, стенгазеты и поздравительные открытки для ветеранов ко дню Победы, экскурсии в музеи, поездки по памятным местам (знакомство с историческим прошлым малой родины и Отечества), народные праздники (знакомство с традициями и обычаями калмыцкого и русского народа), участие в патриотических акциях, просмотр видеофильмов о войне, тематические концерты.
Реализация указанных мероприятий предполагает:
- воспитание патриотических чувств у младших школьников; уважения и любви к своей Родине, соотечественникам;
-формирование стремления к развитию коммуникабельности, самовыражения, уверенности в себе и результатах своего труда, самореализации;
- развитие у школьников интереса к истории города, где родился и вырос, а также к историческому прошлому России;
-формирование уважительного отношения к природе, Родине, архитектурным памятникам, культуре;
- развитие интереса к познанию, творчеству, инициативности;
- формирование устойчивой системы знаний в заданной области;
- развитие таких качеств как осознание значимости труда; честность, уважительное и доброжелательное отношение к людям, организованность, пунктуальность и требовательность к себе.
Опыт работы по патриотическому воспитанию младших школьников показывает успешность выбранной стратегии и тактики воспитательной работы.
Воспитывать человека любящим свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей Родины не только в боях, а защищать ее каждый день своим трудом, учебой, добром и бережливостью – очень непростая задача. Но она, безусловно, осуществима, если мы, педагоги, будем выполнять ее с любовью и добротой и не забывать мудрых слов: «Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь!»